Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
Принято:
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
Приказом № 433/2 от «30» августа 2024 г.
Директор МАОУ лицея № 180__________
О.В.Елохина
Согласовано
Родительский комитет
МАОУ лицей № 180
Протокол №1 от «04»сентября 2024г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕЖИМЕ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
г. Екатеринбург
2024 г.
1. Общие положения
Настоящее Положение о режиме занятий обучающихся (далее –
Положение) регулирует режим организации образовательной деятельности и
регламентирует режим занятий обучающихся Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения лицей № 180 «Полифорум» (далее – Лицей).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от
31 мая 2021 года №286 (с изменениями от 18 июля 2022 года №569);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 31 мая
2021 года №287 (с изменениями от 18 июля 2022 года №568);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями от 12 августа 2022
года №732);
- Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 года №372;
- Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 года №370;
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 года №371;
- уставом МАОУ лицей № 180
- иными внутренними локальными актами Лицея.
1.3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми обучающимися
Лицея и их родителями (законными представителями), обеспечивающими
получение обучающимися общего образования.
1.4. Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте Лицея в
сети «Интернет».
1.1.
2
2. Режим образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Лицее по общеобразовательным
программам, в том числе адаптированным, регламентируется календарным
учебным графиком и организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий, утвержденными приказом директора Лицея.
2.2. Календарный учебный график определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года и отражает:
сроки начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года и учебного периода (четверти);
сроки начала и окончания каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график, определяющий конкретные сроки начала и
окончания учебного года, учебных периодов и каникул, разрабатывается и
утверждается Лицеем ежегодно.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
2.3. Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных
предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели.
2.4. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с
учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Если этот
день приходится на выходной день, учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
Начало учебного года может переноситься Лицеем при реализации
общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем
на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Учебный год в Лицее заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на
выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день. Для 9 и 11 классов окончание учебного года определяется
ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
2.5. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 классов составляет
33 учебные недели, для 2-11 классов – 34 учебные недели (без учета
экзаменационного периода).
2.6. Учебный год составляют учебные периоды: четверти или полугодия.
Решение об организации обучения по четвертям или полугодиям принимается
Педагогическим советом Лицея. Учебный год для обучающихся 1-9 классов
составляют четыре четверти и для обучающихся 10-11 классов два полугодия.
2.7. Продолжительность учебных четвертей составляет:
2.1.
3
Четверть
1
II
III
IV
1 классы
8
8
10
7
Продолжительность, учебные недели
2-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
8
8
8
8
8
8
11
11
11
7
7
7
2.8. Продолжительность каникул:
Каникулы
по окончании I
четверти
(осенние
каникулы)
по окончании II
четверти
(зимние
каникулы)
дополнительные
каникулы
9
календарных
дней
Продолжительность
2-4 классы
5-9 классы
9
9
календарных календарных
дней
дней
10-11 классы
9
календарных
дней
9
календарных
дней
9
календарных
дней
9
календарных
дней
1 классы
9
календарных
дней
9
календарных
дней
по окончании III 9
9
9
9
четверти
календарных календарных календарных календарных
(весенние
дней
дней
дней
дней
каникулы)
по окончании не менее 8 не менее 8 не менее 8 не менее 8
учебного года недель
недель
недель
недель
(летние
каникулы)
2.9. Продолжительность учебной недели для обучающихся 1- 11 классов Лицея
- 5 дней. В субботу допускается организация проведения внеурочной
деятельности.
2.10. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 1-х классов:
в сентябре, октябре – по 3 урока в день
в ноябре – декабре – по 4 урока
с января по май – не более 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков, за счет
урока физической культуры;
- для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 и 6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
4
2.11. Учебные занятия в Лицее начинаются в 8 часов 30 минут и заканчиваются
не позднее 19 часов. Проведение нулевых уроков запрещено.
2.12. Обучение в лицее осуществляется в две смены:
- обучение 1,5,7-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья проводится в первую смену;
- обучение 2,3,4, 6 классы проводятся во вторую смену.
2.13. Продолжительность урока во 2-11 классах составляет 40 минут.
Для обучающихся 1 класса:
- в первом полугодии (с сентября по декабрь) продолжительность урока
составляет 35 минут;
- во втором полугодии (с января по май) продолжительность урока составляет 40
минут.
2.14. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
больших перемен для принятия пищи – 20 минут.
Для обучающихся 1 классов после 2 урока организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной
индивидуальной программе развития.
2.15. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируются Лицеем на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных)
занятий и последним уроком перерыв составляет не менее 30 минут.
2.16. Организация образовательной деятельности в течение учебной недели
осуществляется с соблюдением следующих гигиенических требований:
1 класс - 21 ч;
2-4 класс - 23 ч;
5 класс -29 ч;
6 класс - 30 ч;
7 класс - 32 ч;
8-9 класс - 33 ч;
10-11 класс -34 ч.
2.17. Обучающиеся одного года обучения объединяются в учебные классы.
Классы одного года обучения образуют учебную параллель и обозначаются в
документации Лицея номером, отражающим год обучения. За каждым классом
закрепляется классный руководитель из числа педагогических работников
Лицея.
2.18. Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения
нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке
мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от
светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
2.19. При наличии необходимых условий и средств для обучения осуществляется
деление классов по учебным предметам на группы: при проведении занятий по
иностранному языку, труду (технологии) (5–11 кл.), информатике, физкультуре
5
(10-11 кл), а также по физике и химии (во время проведения практических
занятий). Возможно деление класса на группы при изучении других предметов
при наличии у Лицея необходимых финансовых и материально-технических
условий.
2.20 Режим двигательной активности детей в течение дня организуется Лицеем с
учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
При организации образовательной деятельности предусматривается
введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз,
обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и
использования электронных средств обучения (далее – ЭСО).
2.21. При составлении расписания уроков соблюдается чередование различных
по сложности предметов в течение дня и недели:
- для обучающихся начального общего образования основные предметы
(математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика)
чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической
культуры;
- для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы
естественно-математического профиля чередуются с гуманитарными
предметами.
2.22. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2
уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4
уроках.
2.23. В 1-4 классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение
сдвоенных уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию.
2.24. В течение учебного дня проводится не более одной контрольной работы.
Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
2.25. Допускаются изменения в расписании уроков и занятий дополнительного
образования по производственной необходимости (больничный лист, основной
или учебный отпуск, участие в семинарах и мероприятиях работников Лицея,
карантины и др.).
2.26. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы
затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
- в 1 классе – 1,0 ч;
- во 2-3-х классах – 1,5 ч.;
- в 4-5-х классах – 2,0 ч.;
- в 6-8-х классах – 2,5 ч.;
- в 9-11 классах – до 3,5 ч.
2.27. Лицей осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся, в том
числе организует работу по профилактике инфекционных и неинфекционных
заболеваний. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи
обучающимся, прохождение периодических медицинских осмотров и
диспансеризации осуществляют органы здравоохранения в порядке,
установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
2.28. Обучающиеся допускаются к занятиям в Лицее после перенесенного
заболевания только при наличии справки врача.
6
2.29. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ
или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях
обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не
должна превышать, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15
минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна
превышать для:
- интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут;
- компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9
классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
2.30. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые
спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования
организуются Лицеем с учетом возраста, физической подготовленности и
состояния здоровья детей.
Лицеем обеспечивается присутствие медицинских работников на
спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательном бассейне.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на
открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности
показателей метеорологических условий (температуры, относительной
влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые,
ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в зале.
Возраст обучающихся
до 12 лет
12-13 лет
14-15 лет
16-17 лет
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается
проведение занятий на открытом воздухе
без ветра
при скорости ветра при скорости ветра
при
до 5 м/сек
6-10 м/сек
скорости ветра
более 10 м/сек
Занятия не
-9°С
-6°С
-3°С
проводятся
- 12°С
-8°С
-5°С
-15°С
-12°С
-8°С
-16°С
-15°С
-10°С
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение
физических упражнений к общему времени занятия физической культурой
(моторная плотность) составляет не менее 70%.
2.31. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и
специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и
спортивно- массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния
здоровья (или на основании справок об их здоровье).
2.32. Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во
всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их
возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп
физкультурно-оздоровительная работа должна проводиться с учетом
заключения врача.
2.33. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и
специальной группам, занимаются физической культурой со снижением
7
физической нагрузки.
2.34. Все работы в учебных кабинетах труда (технологии) обучающиеся
выполняют в специальной одежде и (или) с использованием средств
индивидуальной защиты.
2.35. Для организации трудового обучения Лицей обеспечивает кабинеты труда
(технологии) необходимым оборудованием и инструментом со специальными
приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.36. Условия трудового обучения соответствуют возрасту обучающегося,
учебным, воспитательным и коррекционным задачам.
2.37. Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не приводит к
увеличению образовательной нагрузки.
3. Режим внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной образовательной программы.
3.2. При реализации основных образовательных программ начального, основного
и среднего общего образования общий объём внеурочной деятельности
составляет не более 10 часов в неделю.
3.3. Один час в неделю Школа отводит на внеурочное занятие «Разговоры о
важном» (1-11 кл), «Россия – мои горизонты» (6-11 кл).
3.4. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе Лицея или на базе загородных детских
центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и другие).
3.5. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности,
реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований,
посещений театров, музеев и других мероприятий.
3.6. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам
обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их
суммирование в течение учебного года.
3.7. Режим внеурочной деятельности регламентируется расписанием классных
часов, расписанием работы групп продленного дня, объединений
дополнительного образования, кружков, секций, детских общественных
объединений.
3.8. Время проведения экскурсий, походов, выходов с детьми на иные
внеклассные мероприятия устанавливается в соответствии с календарнотематическим планированием и планом воспитательной работы Лицея.
3.9. Выход за пределы Лицея разрешается только после издания
соответствующего приказа директора Лицея. Ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся при проведении подобных мероприятий несет сотрудник
8
Лицея, который назначен приказом директора.
3.10. При проведении внеурочных занятий продолжительностью более 1
академического часа организуются перемены – 10 минут для отдыха со сменой
вида деятельности
3.11. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем
максимально допустимой недельной нагрузки внеурочной деятельности.
4. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
4.1. Порядок проведения промежуточной аттестации и системы оценки
индивидуальных достижений обучающихся определяется соответствующими
локальными актами Лицея.
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в последнюю декаду
учебного периода (четверти, полугодия), но не чаще чем один раз в год.
4.3. Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего
образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией
обучающихся. Порядок проведения государственной итоговой аттестации
определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
5. Особенности режима занятий при электронном и
дистанционном обучении
5.1. При использовании ЭСО на занятиях соблюдаются нормы
продолжительности, установленные СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
5.2. Занятия с использованием ЭСО с детьми до 5 лет не проводятся.
5.3. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных
ЭСО не допускается. Использование ноутбуков обучающимися начальных
классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
5.4. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
5.5. Расписание занятий с использованием дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения составляется с учетом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных
предметов.
Обучение
должно
заканчиваться
не
позднее
18.00.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
6. Актированные дни
Актированный день - день, в который по погодным условиям возможно
непосещение учебных занятий в организации учащимися по усмотрению
родителей (за конных представителей).
Для признания актированными днями устанавливаются следующие
температурные режимы:
9
Классы
1-2 классы
1 -4 классы
1-7 классы
1-9 классы
1-11 классы
Температура, при которой учащиеся могут не посещать
организацию
без ветра
при скорости ветра при скорости ветра
до 5 м/сек
более 5 м/сек
- 26°С
- 25°С
- 25°С
- 27°С
- 26°С
- 25°С
- 28°С
- 27°С
- 26°С
- 30°С
- 29°С
- 27°С
- 32°С
-30°С
- 28°С
С обучающимися, пришедшими в Лицей, занятия проводятся.
7.Заключительная часть
Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения. При
принятии Положения в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
учитывается мнение педагогического коллектива, Совета обучающихся,
Совета родителей (законных представителей) обучающихся. Дополнения и
изменения к Положению утверждаются приказом директора Лицея после
обсуждения с педагогами, обучающимися, родителями (законными
представителями) обучающихся.
10