Учебный план НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: licey180@eduekb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ТНР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.2)
на 2024-2025 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
(далее учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную
нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей № 180 ООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования,
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО
обучающихся с ОВЗ, выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей
областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования
обучающихся с ТНР:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
- формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень
учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык".
Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с
обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть
основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить
подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне,
развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной
осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать
и часы внеурочной деятельности.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных
культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного
предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных
культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании
произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества
обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из

обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся
нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Обучение
грамоте", "Русский язык", "Литературное чтение" может быть увеличено за счет часов
из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений с
учетом психофизических и речевых особенностей обучающихся с ТНР. Также данные
часы могут быть использованы для изучения курса "Иностранный язык"
обучающимися первого отделения, или курса "Родной язык" обучающимися первого и
второго отделений при наличии соответствующих заявлений родителей (законных
представителей).
Вариативная часть учебного плана формируется участниками
образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность
и коррекционно-развивающую область. Организация занятий внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы:
"Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". В структуру
коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи,
когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение
20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз
в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 2025 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз
в неделю.
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом,
психическом и (или) физическом развитии;
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество
часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне
начального общего образования).
Продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 недели, во 2-4
классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1-м
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение
учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и
Санитарно-эпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м классе проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий.
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по

коррекции (или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР,
обеспечивая тесную связь содержания образования с его развивающей
направленностью.
АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) предусматривает создание
индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей
групп или отдельных обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для
обучающихся с первым уровнем речевого развития, характеризующихся "отсутствием
общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового
развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность
установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью
формирования социальной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в
речевое и социальное взаимодействие с родителями (законными представителями) и
сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной
вербальной коммуникации.
Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно на основе
АОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных
обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана
является заключение ПМПК на основе углубленного психолого-педагогического
обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень
которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание
образования составляют формирование практических навыков, необходимых в
типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорнообиходной речи.

Учебный план АОП НОО для обучающихся
с ТНР (вариант 5.2) - первое отделение
Предметные

Учебные

области

предметы

Количество часов в неделю по
классам
I

Всего

II

III

IV

Классы

Букварный
период

Послебуквар
ный
период

Русский язык и

Русский язык

-

4

4

4

4

16

литературное чтение

Обучение грамоте

7

-

-

-

-

14

Литературное чтение

-

4

4

4

4

16

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

24

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

12

Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики.

1

1

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

6

Музыка

1

1

1

1

1

6

Технология

Технология

1

1

1

1

1

6

Физическая культура

Физическая культура
(адаптивная
физическая культура).

2

2

2

2

2

12

Итого

18

19

19

19

20

113

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений (при 5-дневной учебной
неделе)

3

2

4

4

3

19

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

50

Из них обязательные коррекционные курсы:

6

5

5

5

28

Развитие речи

2

2

2

2

10

Логопедическая ритмика

1

1

1

1

5

Произношение

1

Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия

2

3
2

2

2

10

Учебный план АОП НОО обучающихся
с ТНР (вариант 5.2) - второе отделение
Предметные области

Учебные предметы
Классы

Количество часов в
неделю по классам
I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

-

4

4

4

12

литературное чтение

Обучение грамоте

6

-

-

-

6

Литературное чтение

-

4

4

4

12

Иностранный язык

Иностранный язык

-

1

1

1

3

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

1

1

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Технология

2

2

2

2

8

Физическая культура

Физическая культура
(адаптивная
физическая культура)

2

2

2

2

8

Итого

18

21

21

22

82

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе)

3

2

2

1

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

21

23

23

23

90

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Из них обязательные коррекционные курсы:

7

7

5

5

24

Произношение

1

1

Развитие речи

2

2

2
1

1

6

Логопедическая ритмика

2

2

2

2

8

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия

2

2

2

2

8

Другие направления внеурочной деятельности

3

3

5

5

16

Всего

31

33

33

33

130

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Обучение грамоте",
"Русский язык", "Литературное чтение" может быть увеличено за счет часов из части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений с учетом психофизических и
речевых особенностей обучающихся с ТНР. Также данные часы могут быть использованы для
изучения курса "Иностранный язык" обучающимися первого отделения, или курса "Родной
язык" обучающимися первого и второго отделений при наличии соответствующих заявлений
родителей (законных представителей).
При реализации данной АОП должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном
объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и
учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется
по 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель (для
1-4 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1-4 классов); 3 четверть - 10 учебных недель
(для 2-4 классов), 9 учебных недель (для 1 классов); 4 четверть - 8 учебных недель (для 1-4
классов).
Продолжительность каникул составляет: по окончании 1 четверти (осенние каникулы) 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1-4 классов); по окончании 2 четверти (зимние
каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1-4 классов); дополнительные
каникулы - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов); по окончании 3 четверти
(весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1-4 классов); по окончании
учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается
после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять
не менее 20-30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для

обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за
счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз
в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные
занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом
полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; в
середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40
минут; предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с учётом
мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций,
плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для
отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».