Учебный план ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: licey180@eduekb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся с ЗПР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (вариант 7)
на 2024-2025 уч.г.

Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) (далее – учебный план) является нормативным
документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса,
реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в
каждом классе.
Учебный план ООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7) МАОУ лицей № 180
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе
требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по
Программе коррекционной работы и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с
ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и
учебным годам.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации. В МАОУ лицей №180 обучение ведется на русском языке.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как
на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных
задач:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками
образовательных отношений);
- проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при
необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
"Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания
для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в
обучении.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы
(курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе
обучения.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также
по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление
классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета "Адаптивная
физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован
образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое
развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная
организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося

вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная
физическая культура".
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
-введение
специально
разработанных
учебных
курсов,
дополнительных
коррекционно-развивающих
занятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков
в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в
том числе этнокультурные;
-другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
вводится в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет "Информатика", в
результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные
представления по предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении
данного предмета в 7-9 классах.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО. Внеурочная
деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Во внеурочной деятельности предусмотрено ведение:
-информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности "Разговоры о важном";
- занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
-занятий, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий
и профориентационных парков);
- занятий, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (это занятия по дополнительному или углубленному изучению
учебных предметов или модулей), дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
- занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия,
направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов.
АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
предполагает обязательную реализацию программы коррекционной работы (далее – ПКР)
в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий,
учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР и определяющих
логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на
основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
Содержание ПКР определяется с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования в соответствии с
рекомендациями ПМПК, ППК) и ИПРА (при наличии).
ПКР включает реализацию коррекционных курсов: “Коррекционно-развивающие
занятия психокоррекционные (психологические и дефектологические)” и коррекционный
курс “Логопедические занятия”, а также предусматривает возможность проведения

дополнительных коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционный курс “Психокоррекционные занятия (психологические)” направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового возраста, его коммуникативных и
социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Цель
коррекционного курса “Психокоррекционные занятия (психологические)” - развитие и
коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной
сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Коррекционный курс “Психокоррекционные занятия (дефектологические)” направлен
на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной
деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном
формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций. Цель
коррекционного курса “Психокоррекционные занятия (дефектологические)” - преодоление
или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие
мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков
учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.
Коррекционный курс “Логопедические занятия” направлен на формирование речевой
компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого
общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или
ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи. Цель коррекционного курса “Логопедические занятия” - коррекция и
преодоление или ослабление имеющихся нарушений (недостатков) устной и письменной
речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Время, отведённое на коррекционные курсы и дополнительные коррекционноразвивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на
одного обучающегося.
При реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть созданы
специальные
условия,
обеспечивающие
освоение
обучающимися
содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных
потребностей и особенностей здоровья Организация образовательной деятельности
осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение
внеурочной деятельности. В МАОУ лицее № 180 в 2024-2025 учебном году на уровне
основного общего образования обучается 33 класса.
Учебные занятия организованы на уровне основного общего образования в две смены
(во вторую смену обучаются обучающиеся 6 классов). Начало занятий первой смены в 8:30
(5, 9, 11 классы), второй смены в 13:30.
Образовательный процесс в МАОУ лицее № 180 осуществляется согласно
календарному учебному графику, утвержденному приказом директора. В соответствии с
календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год, продолжительность учебного
года составляет 33 недели в 9 классах, 34 недели в 5-8 классах, с учетом праздничных дней.
Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся с ЗПР и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для
обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов - не более 7
уроков. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

Учебный план ООО обучающихся с ЗПР для 5-дневной учебной недели
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранные
языки

Иностранный
язык

3

3

3

3

3

15

Математика и
информатика

Математика

5

5

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

1

1

1

3

1

1

1

3

2

2

2

2

10

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

Вероятность
статистика

и

Информатика
Общественнонаучные
предметы

История

2

Обществознани
е
География
Естественнонаучные

Физика

предметы

Химия

Основы
духовнонравственной
культуры
народов России

10

1

Биология

1

ОДНКНР

1

1

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

Изобразительно
е искусство

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

Физическая
культура
и
основы
безопасности

Основы
безопасности
жизнедеятельно
сти

жизнедеятельно
сти

Адаптивная
физическая
культура

1

4

3

1

1

8

1

1

2

2

2

2

2

2

10

Итого

27

28

30

31

32

148

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

2

2

2

2

1

9

Максимально допустимая недельная
нагрузка

29

30

32

33

33

157

Внеурочная деятельность
коррекционноразвивающую область)

10

10

10

10

10

50

Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие
занятия:
психокоррекционные
(психологические
и
дефектологические)"

3

3

3

3

3

15

Коррекционный
"Логопедические занятия"

2

2

2

2

2

10

5

5

5

5

5

25

Другие
направления
деятельности

(включая

курс:

внеурочной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».