Учебный план ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: licey180@eduekb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования для обучающихся с ТНР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1)
на 2024-2025 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1) (далее –
учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках
недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей №180 ООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО обучающихся с ОВЗ, в
том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих
курсов, выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и
учебным предметам.
Содержание образования при получении основного общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации. В МАОУ лицей №180 обучение ведется на русском языке.
Для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) может быть разработан индивидуальный учебный
план как на весь период обучения, так на один год или иной срок. Данный индивидуальный
план предусматривает решение одной или нескольких задач, указанных ниже:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности, например, увеличено время на предметы "Русский язык",
"Развитие речи", "Математика" или других учебных предметов (за счёт часов части учебного
плана, определяемой участниками образовательных отношений);
- введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и укреплении
здоровья (предмет "Адаптивная физическая культура");
- проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и,
при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
"Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики
возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей
в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в
обучении.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные
учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на
определенном этапе обучения.

Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам вошедших в
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Обязательная часть представлена предметными областями: «Русский язык и литература»,
«Иностранный язык», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы»,
«Естественно-научные предметы», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
«Искусство», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности и защиты
Родины».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»
по 1 часу в неделю в 5-6 классах.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по
физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов
на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть
использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Количество часов на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не
превышает величин недельной образовательной нагрузки.
Во внеурочной деятельности предусмотрено ведение:
-информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и
экологической направленности "Разговоры о важном" – 1 час в неделю;
- занятиий по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- занятий, направленных на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся (профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение
кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков);
- занятий, связанных с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (это занятия по дополнительному или углубленному изучению
учебных предметов или модулей), дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
- занятий в рамках исследовательской и проектной деятельности;
- занятий, направленных на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курс
"Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия". Цель коррекционного курса коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений (недостатков) устной и
письменной речи обучающихся с ТНР, развитие и совершенствование коммуникативных
компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. На курс выделяется
2 часа в неделю на каждого обучающегося, который является неотъемлемой частью внеурочной

деятельности (часы считаются на основе суммирования времени посещения обучающимся как
индивидуальных, так и групповых логопедических занятий).
Время, отведённое на коррекционные курсы и дополнительные коррекционноразвивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
При реализации АОП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) должны быть созданы
специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация проведение
внеурочной деятельности. В МАОУ лицее № 180 в 2024-2025 учебном году на уровне
основного общего образования обучается 33 класса.
Учебные занятия организованы на уровне основного общего образования в две смены
(во вторую смену обучаются обучающиеся 6 классов). Начало занятий первой смены в 8:30 (5,
9, 11 классы), второй смены в 13:30.
Образовательный процесс в МАОУ лицее № 180 осуществляется согласно календарному
учебному графику, утвержденному приказом директора. В соответствии с календарным
учебным графиком на 2023-2024 учебный год, продолжительность учебного года составляет 33
недели в 9 классах, 34 недели в 5-8 классах, с учетом праздничных дней.
Продолжительность урока в 5-9 классах – 40 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся с ТНР и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для
обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов - не более 7
уроков. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

Учебный план основного общего образования на 2024-2025 уч.г.
Предметные
области

классы/
учебные
предметы

Русский язык
и литература

Русский язык

Иностранные
языки

Иностранный
язык
(английский)
Математика

Литература

5 классы (7)
АБ
ВГД
ЕИ

(за уч.год
34
учебные
недели)

5
3
3

170
102
102

5

170

6 классы (7)
АБ
В ГД
ЕИ

(за уч.год
34
учебные
недели)

5

2

68

Обществознание
География

Искусство
Технология

9 классы (7)

АБ
ВГ
ДЕ

(за уч.год
34
учебные
недели)

АБ
ВГД
ЕИ

(за уч.год
33
учебные
недели)

136
68
102

3
2
3

102
68
102

3
3
3

99
99
99

136
102
34
34
68

4
3
1
1
2

136
102
34
34
68

3,5
2
1
1

115,5
66
33

2,5

82,5

2

68

1

34

1

34

1

34

1

33

2
2
2
2

68
68
68
68

2
3
2
2

66
99
66
66

1

34

1

34

1

33

1

34

1

34

2
2

68
68

1

34

1

34

1

34

1

34

1

34

1
1
2

34
34
68

1
1
2

34
34
68

1
1
2

34
34
68

Химия
Биология
Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд

8 классы (6)

4
3
1
1
2

Физика
Естественнонаучные
предметы
Основы
духовнонравственной
культуры
народов России

(за уч.год
34
учебн
ые
недел
и)

170

Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История

Общественнонаучные
предметы

АБ
ВГ
Д Е

Обязательная часть
6
204
4
3
102
2
3
102
3

Алгебра
Математик
аи
информати
ка

7 классы (6)

33

(технология)
Основы
безопасности
и защиты
Родины

Основы
безопасности и
защиты Родины

Физическая
культура

Физическая
культура

Итого

1

34

1

33

2

68

2

68

2

68

2

68

2

66

27

918

29

986

32

1088

33

1122

33

1089

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы информатики
Техническое моделирование
Основы смыслового чтения и
работа с текстом
ИТОГО

1
0,5

34
17

0,5

17

2

68

Количество часов по учебному
плану

29
29

Аудиторная
нагрузка при 5дневной неделе

1

34

1

34

986

30

1020

32

1088

33

1122

33

1089

986

30

1020

32

1088

33

1122

33

1089

1

34

1

34

1

34

ВНЕУРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления
внеурочной
деятельности
Информационно
просветительск
и е занятия
патриотическо
й,
нравственной
и
экологической
направленности

Назван
ие
курса

«Разгово
ро
важном
»

1

34

1

34

Занятия по
формированию
функционально
й грамотности
обучающихся

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентацио
нных интересов
и потребностей
обучающихся

Функциональ
ная
грамотность:
учимся для
жизни
Математиче
с кая
грамотност
ь
Моя
будущая
профессия

1

0,5

34

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

17

«Россия мои
горизонты»

1

34

1

34

1

34

1

34

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5
4

17
136

0,5
4

17
136

0,5
4

17
136

Вариативная часть для обучающихся
Занятия,
связанные с
реализацией
особых
интеллектуальны
хи

Занимательна
я
математика
Олимпиадна
я
математика
Тайны
живой
природы

социокультурных
потребностей
обучающихся

0,5

17

0,25

0,25

8

9

Физика в
задачах и
экспериме
нтах
Проектная
деятельность

ИТОГО

3

102

3

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».