Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: licey180@eduekb.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ЗПР
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (вариант 7.2)
на 2024-2025 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее
– учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках
недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей № 180 ООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО обучающихся с ОВЗ,
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и
учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение" и "Родной язык и литературное чтение" может корректироваться в
рамках предметной области "Русский язык и литературное чтение" с учётом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл
овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается
с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
"Иностранный язык" класс делится на две группы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на
данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается
логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление
нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся, получающих образование в
соответствии с АОП ООО для обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой
компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения,
обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или
ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с
ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации
к самоконтролю собственной речи.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР.
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психологопедагогического сопровождения обучающихся, получающих образование в соответствии с
АОП ООО.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР, его коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как
один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР,
которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы
образования). Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального
учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной
работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с
ЗПР.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для
1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–октябре
уроки длятся по 35 минут, в ноябре–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ лицея № 180
выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
Всего
Учебные
предметы
1
1
доп.
2
3
4
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
4
4
23
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
Иностранный
(английский)
-
-
-
1
1
2
Математика
4
4
4
4
4
20
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы
культур
этики
-
-
-
-
1
1
Музыка
1
1
1
1
1
5
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Технология
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура
(Адаптивная
физическая культура)
3
3
3
3
3
15
21
21
21
21
21
105
-
-
2
2
2
6
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
21
21
23
23
23
111
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):
10
10
10
10
10
50
коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
коррекционно-развивающие занятия
6
6
6
6
6
30
ритмика
1
1
1
1
1
5
направления внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
15
31
31
33
33
33
161
области
Математика
информатика
и
Обществознание
естествознание
и
Основы
культур
этики
религиозных
и светской
язык
религиозных
и светской
Итого
Часть,
формируемая
образовательного процесса
участниками
Всего