Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: licey180@eduekb.ru
МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МАОУ ЛИЦЕЕ № 180
Описание используемых методов сбора информации
Аудит документационного обеспечения - изучение имеющихся нормативных актов в отношении качества их
исполнения и достаточности для решения имеющейся проблемы, установление непротиворечивости представленных
документов, согласованность и преемственность их содержания.
Собеседование (опрос) - беседа, имеющая цель и план проведения, обсуждаемые вопросы отвечают требованиям
систематичности, логичности, понятности, соответствия теме и компетенциям респондента. Ответы, полученные в ходе
опроса, фиксируются на носителе.
Анкетирование - массовый сбор первичной информации с использованием разработанной анкеты, соответствующей
теме мониторинга.
Анализ результатов деятельности - проведение исследования представленных продуктов/отчетов в виде данных о
результатах оценочных процедур обучающихся, работ педагогов и администраций школ. Результаты анализа отражаются в
отчете или фиксируются в принятой системе регистрации.
Экспертиза – оценка определенных процессов или результатов на основе профессионального опыта специалиста,
обладающего высоким уровнем профессионализма и авторитетом в данной области.
Описание методов обработки информации
Группировка – разделения данных отчетов на группы с целью изучения структуры или взаимосвязей между
компонентами.
Классификация – разделение множества объектов в отчетах по определенному основанию. Используется для
структурирования информации.
Обобщение установление общих признаков исследуемого в мониторинге явления. Используется, чтобы сделать вывод.
Трансформация отображения аналитических данных –изменение формы информации без изменения ее содержания.
Перевод в табличный, графический, схематичный или текстовый формат для повышения удобства использования.
Ранжирование – упорядочение данных по возрастанию или убыванию значений величин.
Среднее арифметическое – усреднение количественных данных, определяемое как сумма всех значений множества,
деленная их количество.
Расчет доли от общего числа –вычисления процентного соотношения повторений зафиксированного события в общей
совокупности событий данного класса.
Использование информационных систем для сбора информации
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
Облачные технологии.
Яндекс/Google-формы для массовых опросов.
Информационная система
ФИС ОКО
Средства интернет-связи (официальная электронная почта, группы в WhatsApp, чаты и др.).
База АРМ
1. Система оценки качества подготовки обучающихся
Критерии
Достижение
обучающимися
Показатели
Доля обучающихся 4 классов, достигших базового
уровня предметной подготовки по результатам
Методы сбора и
Периодичнос Использо
обработки
ть, сроки
вание ИС
информации
Статистико-аналитич Ежегодно
ФИС ОКО
еский отчет
(май)
планируемых
предметных
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
общего
образования
Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), от
общего числа обучающихся, принявших участие во
Всероссийских проверочных работах, %
Доля обучающихся 9 классов, успешно завершивших
обучение
по
образовательным
программам
основного общего образования (получение аттестата
об основном общем образовании), %
Доля
обучающихся
11
классов,
успешно
завершивших
обучение
по
образовательным
программам
среднего
общего
образования
(получение аттестата о среднем общем образовании),
%
Достижение
Доля обучающихся 5-9 классов, достигших высокого
метапредметных уровня метапредметной подготовки, от общего числа
результатов
обучающихся,
осваивающих
программы
образовательные программы основного общего
образования, %
Оценка
Доля обучающихся, в отношении которых
функциональной проводилась оценка функциональной грамотности,
грамотности
от
общего
количества
обучающихся
в образовательных организациях, %
Доля обучающихся, показавших высокий уровень
формирования
функциональной
грамотности
(читательская, естественнонаучная, финансовая) от
общего числа обучающихся
образовательных
(анализ,
трансформация
аналитических
данных,
Ежегодно
среднее-арифметичес (июнь)
кое)
Ежегодно
(июль)
Статистико-аналитич
еский отчет
(анализ,
трансформация
аналитических
данных,
среднее-арифметичес
кое)
Ежегодно
(май)
ФИС ОКО
Ежегодно
(декабрь)
ФИС ОКО
Ежегодно
(декабрь)
ФИС ОКО
организаций,принявшихучастиевоценке
функциональной грамотности, %
Обеспечение
Наличие / отсутствие признаков
объективности
необъективности результатов ВПР, %
Наличие / отсутствие
процедур
оценки качества общественных/независимых наблюдателей при
проведении ВПР, %
образования
Наличие / отсутствие
Обеспечение
объективности
общественных/независимых наблюдателей при
Всероссийской
проведении муниципального этапа Всероссийской
олимпиады
олимпиады школьников, %;
школьников
Данные
Рособрнадзора
Ежегодно
Ежегодно
(март-май)
Ежегодно
(октябрь-дека
брь)
3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Критерии
Показатели
Методы сбора
и Периодичнос
обработки
ть, сроки
информации
Выявление
Доля обучающихся 5-11 классов, результативно
Статистический
Ежегодно
способностей и принявших участие (ставших победителями и
отчёт
талантов у детей призерами) в муниципальном, региональном этапах
и молодежи
Всероссийской олимпиады школьников, от общего
количества обучающихся 5-11 классов, %;
Доля детей и молодежи, ставших победителями и
призерами краевых, всероссийских, международных
мероприятий (от общей численности участников), %;
Доля выпускников школ с высокими баллами ЕГЭ
(225 и более в сумме по трем предметам), %;
Развитие
Доля обучающихся начальных классов, посещающих
Банк
одаренных Ежегодно
детей округа
Статистический
Ежегодно
отчёт, расчет доли от
общего числа
Статистический
Ежегодно
Использо
вание ИС
База
АРМ
Таблица
Excel
Таблица
Excel
способностей и занятия по техническому творчеству (робототехника, отчёт, расчет доли
талантов у детей конструирование и т.п.), %;
(июль-август)
Доля обучающихся 5-9 классов, посещающих
занятия по техническому творчеству (робототехника,
конструирование и т.п.), %;
Численность на базе образовательной организации
спортивных
клубов/объединений
различной
направленности, ед.;
Доля
обучающихся
с
ОВЗ,
охваченных
деятельностью по выявлению,
поддержке и развитию способностей и талантов у
детей и молодежи, %
Ежегодно
(июль-август)
Выявление,
поддержка и
развитие
способностей и
Статистический
отчёт, расчет доли
Статистический
Ежегодно
отчёт
(анализ,
ранжирование)
Статистический
Ежегодно
отчёт, расчет доли от
общего числа
Таблица
Excel
Яндекс-фо
рмы
талантов у
обучающихся с
ОВЗ
Учет участников
этапов
Всероссийской
олимпиады
школьников
Охват
обучающихся
дополнительны
м образованием
Доля детей, с ОВЗ осваивающие дополнительные
общеобразовательные программы
Численность
участников муниципального
Всероссийской олимпиады школьников, чел.;
Численность
участников регионального
Всероссийской олимпиады школьников, чел.;
Статистический
отчёт, расчет доли
этапа Статистический
отчёт
(ранжирование)
этапа Статистический
отчёт
(ранжирование)
Доля обучающихся 1-4 классов, занимающихся в
Статистический
системе дополнительного образования, в том числе
отчёт, расчет доли
получающих дополнительное образование на базе
образовательной организации, %;
Доля обучающихся 5-9 классов, занимающихся в
Статистический
системе дополнительного образования, в том числе
отчёт, расчет доли
получающих дополнительное образование на базе
Ежегодно
Ежегодно
(июль-август)
Ежегодно
(август)
Ежегодно
Ежегодно
образовательной организации, %;
Доля обучающихся 10, 11 классов, занимающихся в
системе дополнительного образования, в том числе
получающих дополнительное образование на базе
образовательной организации, %;
Подготовка
Доля педагогических работников, прошедших
педагогических подготовку по вопросам выявления, поддержки,
работников
по развития способностей
и талантов у детей
вопросам
и молодежи/повысивших уровень профессиональных
выявления,
компетенций в области
выявления, поддержки и
поддержки
и развития способностей и талантов у детей и
развития
молодежи, %
способностей и
талантов у детей
и молодежи
Осуществление Доля способных и талантливых детей, охваченных
психолого-педаг психолого-педагогическим сопровождением, %
огического
сопровождения
способных
и
Статистический
отчёт, расчет доли
Ежегодно
Статистический
отчёт
Ежегодно
Статистический
отчёт
Ежегодно
талантливых
детей
и
молодежи
4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Критерии
Показатели
Методы сбора
и
обработки
информации
Выявление
Доля обучающихся
по индивидуальным учебным Статистический
предпочтений
планам на уровне среднего общего образования, %
отчёт
обучающихся в
области
профессиональн Доля обучающихся,
Прошедших диагностику Статистический
готовности к профессиональному самоопределению отчёт
ой ориентации
обучающихся 9 классов, %
Сопровождение Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных
профессиональн образовательными
программами/курсами,
ого
направленными
на
профессиональное
самоопределени самоопределение, %;
я обучающихся
Охват обучающихся 8-х или 9-х классов
информационными,
практико-ориентированными
мероприятиями,
направленными
на
профессиональное самоопределение, чел.;
Доля обучающихся по образовательным программам
среднего
общего
образования,
охваченных
мероприятиями,направленныминараннюю
профессиональную ориентацию, в том числе в
рамках программы «Билет в будущее», %
Периодичнос
ть, сроки
Использо
вание ИС
Ежегодно
Ежегодно
(июнь)
Ежегодно
Таблица
Excel
Ежегодно
Таблица
Excel
Ежегодно
Яндекс-фо
рма
Учет
обучающихся,
выбравших для
сдачи
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательны
м
программам
среднего общего
образования
учебные
предметы,
изучаюшиеся на
углубленном
уровне
Учет
обучающихся,
поступивших в
профессиональн
ые
образовательны
е организации и
образовательны
е
организации
высшего
образования по
профилю
обучения
Доля
обучающихся,
выбравших
предметы,
изучавшиеся на углубленном уровне, для сдачи
государственной итоговой аттестации, от общего
числа выпускников 11-го класса, изучавших учебный
предмет на углубленном уровне, %
Статистико-аналитич Ежегодно
еский отчет
(анализ,
трансформация
аналитических
данных, расчет доли)
Доля
обучающихся,
поступивших
в Анкетирование
профессиональные образовательные организации и (Расчет доли)
образовательные организации высшего образования
по профилю обучения, %
Ежегодно
(сентябрь)
Проведение
ранней
профориентации
обучающихся
Охват
обучающихся
6-7-х
классов
профориентационными мероприятиями, в том числе
с
использованием
открытых
онлайн-уроков
«Проектория», чел.
Статистико-аналитич Ежегодно
еский отчет
(август)
(анализ,
трансформация
аналитических
данных, расчет доли)
Проведение
Количество обучающихся 9, 10, 11 классов с ОВЗ
Собеседование,
Ежегодно
профориентации профессионально
самоопределившихся
в обобщение данных
(август)
обучающихся с соответствии
с
своими
психофизическими
ОВЗ
особенностями и возможностями, чел.
Осуществление
Статистико-аналитич Ежегодно
взаимодействия
взаимодействие
с еский отчет
(ноябрь)
образовательны учреждениями/предприятиями
в
рамках (анализ,
х организаций с соглашений/договоров
о сотрудничестве, договоров трансформация
учреждениями/п о сетевом взаимодействии/о сетевой форме
аналитических
редприятиями
реализации образовательных программ, %
данных, расчет доли)
Соответствие
Доля
выпускников,
поступивших
на Анкетирование
Ежегодно
профессиональн естественнонаучные и технические направления (Расчет доли)
(сентябрь)
ых
подготовки в образовательные организации высшего
предпочтений
образования %
обучающихся
потребностям
рынка
труда
региона
государственных санитарных правил, %
6. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Критерии
Показатели
Методы
сбора и Периодичнос
обработки
ть, сроки
информации
Выявление
Доля педагогов (в разрезе учебных предметов),
Анализ
Ежегодно
профессиональн прошедших
диагностику
профессиональных методического
(декабрь)
ых
дефицитов Дефицитов %;
отчета,
педагогических
трансформация
Таблица
Excel
Таблица
Excel
Использо
вание ИС
работников
Учет
индивидуальны
х
образовательны
х
маршрутов
совершенствова
ния
профессиональн
ого мастерства
педагогических
работников,
разработанных
на
основе
Доля педагогических работников образовательных
организаций,
для
которых
разработан
индивидуальный
образовательный маршрут
в
Центре
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогических
работников (ЦНППМПР), %
Количество индивидуальных образовательных
маршрутов совершенствования профессионального
мастерства педагогических работников, ед.
аналитических
данных
Анализ
отчета по Ежегодно
итогам
выполнения (декабрь)
соглашения,
трансформация
аналитических
данных
Анализ
отчета, Ежегодно
трансформация
аналитических
данных
Единый
Банк
программ
повышени
я
квалифика
ции
диагностики
профессиональн
ых дефицитов
Осуществление
профессиональн
ой
переподготовки
по
образовательны
м программам
педагогической
направленности
Вовлечение
педагогов
в
экспертную
деятельность
Доля педагогических и руководящих работников
Обобщение
образовательных
организаций,
прошедших аналитического
программы профессиональной переподготовки по отчета
образовательным
программам
педагогической
направленности,
от
общего
количества
педагогических
и
руководящих
работников
образовательных
организаций,
прошедших
различные программы переподготовки, %
Ежегодно
Количество
нормативных
правовых
актов,
подтверждающих
вовлечение
педагогов
в
экспертную деятельность, в том числе по
следующим направлениям деятельности:
проведение государственной итоговой аттестации;
проведение аттестации педагогических работников;
проведение
конкурсов
профессионального
Ежегодно
(июнь)
Отчет,
трансформация
аналитических
данных
Формирование
методического
актива
Поддержка
молодых
педагогов/реали
зации программ
наставничества
педагогических
работников
мастерства и иных мероприятий для педагогических
работников;
проведениеконкурсов,олимпиадииных
мероприятий для обучающихся, ед.
Доля педагогических работников, вошедших в
методический актив по результатам оценки
предметных и методических компетенций учителей,
от общего числа педагогических работников, %
Доля учителей в возрасте до 35 лет включительно от
общего числа учителей, %;
Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет,
охваченных различными формами
методической
поддержки и сопровождения в первые три года
работы, получившие первую квалификационную
категорию%;
Доля образовательных организаций, реализующих
целевую модель наставничества педагогических
работников, %;
Наличие
школьных/муниципальных
программ
(планов мероприятий) методического сопровождения
деятельности педагогов
Доля педагогических вакансий в образовательной
организации, %;
Выявление
кадровых
потребностей в
образовательны
х организациях
региона
Доля педагогических работников образовательной
Организации пенсионного возраста, %;
Анализ
методического
отчета,
трансформация
аналитических
данных
Анализ результатов
кадрового
мониторинга
Ежегодно
(июнь)
Анализ
методического
отчета,
трансформация
аналитических
данных
Ежегодно
(июнь)
Ежегодно
(июнь)
Ежегодно
(июнь)
Ежегодно
(июнь)
Анализ
результатов Ежегодно
кадрового
(июнь)
мониторинга
Анализ
результатов Ежегодно
кадрового
(июнь)
Доля педагогических работников образовательных мониторинга
организаций, имеющих внутреннее и (или) внешнее
совместительство, %
7. Система организации воспитания обучающихся
Критерии
Показатели
Обновление
воспитательного
процесса
с
учетом
современных
достижений
наукии
на
основе
отечественных
традиций
Развитие
добровольчества
Развитие
детских
общественных
объединений
(РДШ,
Юнармия, ЮИД
и т.д.)
Профилактика
безнадзорности
и
правонарушени
реализация рабочей программы воспитания
Доля детей, вовлеченных
в
добровольческую
(волонтерскую) деятельность, %
Количество детских и молодежных общественных
объединений, в том числе детских, подростковых,
молодежныхклубовпоместужительства,
действующих на территории, ед.;
Доля обучающихся, вовлеченных в деятельность
детских и молодежных общественных движений и
объединений, %;
Доля
обучающихся
общеобразовательных
организаций, состоящих на ведомственном учете
группы риска социально опасного положения, %;
Методы сбора
обработки
информации
Аудит
образовательного
процесса
и Периодичнос
ть, сроки
Использо
вание ИС
Ежегодно
(сентябрь)
Мониторинг
Ежегодно
(август)
Информационно-ана Ежегодно
литический отчет по (декабрь)
воспитательной
работе
(анализ
результатов,
группировка,
обобщение)
Анализ
данных Ежеквартальн
регистра учета детей о
Таблица
Excel
й
несовершенноле
тних
Доля обучающихся, состоящих на учете в «группе
риска» и находящихся в социально опасном
обучающихся
положении,
охваченных
дополнительным
образованием, %;
Доля несовершеннолетних обучающихся, состоящих
на ведомственном учете группы риска социально
опасного
положения,
вовлеченных
в мероприятия детских и молодежных общественных
объединений, %
Эффективность
деятельности
педагогических
работников по
классному
руководству
Доля педагогических работников, осуществляющих
Анализ отчета,
деятельность
поклассному
руководству, трансформация
получивших поощрения, %
аналитических
данных
Доля учащихся, вовлеченных
в мероприятия Анализ отчета,
детских и молодежных общественных объединений, трансформация
%
аналитических
данных
Учет
Доля
несовершеннолетних
обучающихся, Анализ
отчета,
несовершенноле охваченных различными формами деятельности в трансформация
тних
период каникулярного отдыха, %
аналитических
обучающихся,
данных
охваченных
я
Ежеквартальн
о
Таблица
Excel
Ежеквартальн
о
Таблица
Excel
Ежегодно
(август)
Ежегодно
(август)
Ежегодно
различными
формами
деятельности в
период
каникулярного
отдыха
Подготовка
Доля педагогических работников, прошедших
кадров
по подготовку
по приоритетным
направлениям
приоритетным
воспитания и социализации обучающихся, чел.
направлениям
воспитания
и
социализации
обучающихся
Анализ отчета по Ежегодно
итогам
выполнения (август)
соглашения,
трансформация
аналитических
данных