Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
МУНИЦИПАЛЬНО Подписано цифровой
Е АВТОНОМНОЕ подписью:
ОБЩЕОБРАЗОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
ТЕЛЬНОЕ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 180 "ПОЛИФОРУМ"
ЛИЦЕЙ № 180
Дата: 2023.09.01 09:40:32
"ПОЛИФОРУМ" +05'00'
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
Утверждено
приказом № 421
email: sch180@mail.ru
от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БАСКЕТБОЛ»
для детей 13-17 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Костерин Николай Витальевич,
педагог дополнительного образования
.
Екатеринбург
2023 год
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» разработана для
системы дополнительного образования лицея и ориентирует деятельность
обучающихся на сохранение здоровья, обеспечение эмоционального
благополучия, укрепление психического здоровья, развитие двигательных
качеств и способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 20230 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р с изменениями;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №
ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019
№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) с
изменениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской федерации от 17 декабря 2010г. № 1897) с изменениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№413) с изменениями;
Устав МАОУ лицей №180;
2
Образовательная программа МАОУ лицей №180;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования;
Основная образовательная программа среднего общего образования.
В современных условиях перед подрастающим поколением стоят
серьезные задачи по самоопределению, самоутверждению в обществе,
получению необходимых знаний и навыков, позволяющих достойно
реализовать свой потенциал и занять соответствующее место в обществе.
Одним из действенных средств, которое позволяет решить эти задачи,
являются систематические занятия физической культурой и спортом, тем
более, это направление человеческой деятельности в настоящий момент
является особенно востребованным. В деле воспитания и оздоровления
подростков определенное место занимает организация и популяризация
игровых видов спорта.
Баскетбол занимает видное место в системе физического воспитания,
является прекрасным средством улучшения и развития здоровья, повышения
работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач. Интерес
к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности
он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное
качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом
оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают
общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Баскетбол - вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие
логического мышления. Также баскетбол развивает личностные качества
воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности,
взаимопониманию.
Реализация программы «Баскетбол» направлена на совершенствование
(а точнее, на «совершенство») умственного и физического развития,
укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям,
которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности
человека.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы
заключается в том, что у занимающихся, благодаря занятиям баскетболом.
воспитываются волевые качества, взаимовыручка, культура поведения и т.д.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что она отражает, с одной стороны
ожидания и устремления детей к «настоящим» (не виртуальным) формам
жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих
интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но
самое главное могут правильно воспринимать границы личной
ответственности за свои действия и возникающие (реальные) риски для жизни
и здоровья, с другой стороны, она (программа) является ответом на развитие
актуальных и востребованных в молодежной среде видов спорта.
3
Данная программа комплексная, она содержит не отдельные виды
физической подготовки, а в комплексе сочетает в себе общую физическую
подготовку, специальную подготовку по баскетболу. Программа создает
условия для приобретения практических навыков, вследствие этого
расширяется социальный опыт детей, происходит становление социальноактивной гражданской личности.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Программа «Баскетбол» рассчитана на обучающихся возраста 13 - 17
лет. Срок освоения программы - 2 года.
Занятия проводятся:
С группой наполняемостью 10-18 человек.
Первый год обучения: 2 раза в неделю по 1,5 часа, общее количество часов
-105;
Второй год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов –
105.
Всего за 2 года обучения – 210 часов.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы:
Первый год обучения – стартовый уровень - предусматривает воспитание
интереса детей к спорту и приобщение их к баскетболу; начальное обучение
технике и тактике, подвижные игры.
Второй год обучения базовый уровень, предусматривает развитие
физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола,
воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая
подготовка)
и
коллективно
(тактика
защиты
и
нападения).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
Цели и задачи программы.
Целью является выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной
личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и
духовном развитии общества.
Задачи программы:
1. образовательные
- развивать навыки игры в баскетбол;
расширить необходимые теоретические знания в области гигиены,
медицины, физической культуры и спорта;
4
обучать учащихся простейшим методам оценки физического,
функционального и психоэмоционального состояния организма и
навыкам самостоятельных занятий физической культурой;
укреплять здоровье обучающихся, повышать и поддерживать на
оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность,
спортивную тренированность;
2. развивающие
обеспечивать поддержку одаренных детей;
выработать у обучающихся мотивационно - целевые установки на
дальнейшее применение средств и методов физической культуры;
развивать и совершенствовать физические качества, поддержания их на
высоком уровне на протяжении всех лет обучения;
3. воспитательные
воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
осуществлять профилактику вредных привычек и правонарушений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
Техника
безопасности
проведении
соревнований
занятий
Количество часов за год
1 год
Форма
аттестации/
контроля
2 год
Форма
аттестации/
контроля
4
Наблюдение,
фронтальный
опрос
4
Наблюдение,
фронтальный
опрос
при
и
2.
Общефизическая
подготовка
15
Наблюдение
15
Наблюдение
3.
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
72
Наблюдение
60
Наблюдение
12
Наблюдение
24
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение
4.
5.
Организация
проведение игр
игровых заданий
ИТОГО:
и
и
105
105
5
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель первого года обучения: мотивация обучающихся к занятиям
баскетболом.
Задачи:
Дать представление о безопасном поведении во время занятий и
игровых действий;
Научить технике ведения, передач, броска;
Сформировать правильное представление о стойке игрока и
передвижении по площадке;
Научить простейшим взаимодействиям в парах, тройках.
Дать представление о правилах игры, судействе;
Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
Развитие скоростно-силовых
качеств
Развитие выносливости
III. Техническая подготовка
7.
Общее
количество
часов
в том числе
теория
4
4
1
1
1
Наблюдение,
фронтальный
опрос
1
1
1
практика
Формы
контроля
1
Наблюдение
1
15
15
10
10
5
5
72
72
8
8
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Стойка, перемещения,
остановки, повороты.
6
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
8.
Ведение мяча
9.
10.
11.
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
Наблюдение
22
22
Передачи мяча
16
16
Наблюдение
Бросок
26
26
Наблюдение
12
12
6
6
6
6
2
2
2
2
IV. Тактическая подготовка
Позиционное нападение
Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
13. Учебная игра
12.
ИТОГО:
105
4
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
101
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
1. Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
2. Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Объяснение техники и особенностей выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
7
Ускорения, челночный бег.
4. Развитие выносливости.
Теория
Особенности правильного выполнения заданий.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста.
Тема 3. Техническая подготовка
5. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек.
Работа рук. Остановка без пробежки.
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Выполнение остановки,
поворотов на месте с мячом.
6. Ведение мяча.
Теория
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой. Ведение с пассивным сопротивлением.
7. Передачи мяча.
Теория
Положение кистей рук при передаче и приеме мяча.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением.
8. Бросок.
Теория
Работа тела при выполнении броска. Особенности работы кисти бросающей
руки.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Имитация броска без мяча.
Индивидуальные упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней
и средней дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо.
8
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
9. Позиционное нападение.
Теория
Что такое позиционное нападение. Действия игроков в зоне соперника.
Практика
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
10. Игра в защите.
Теория
Положение защитника относительно нападающего , играющего с мячом и без
мяча.
Практика
Зонная защита: сохранение позиций в защите. Персональная защита: не
терять «своего» в игре.
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория.
Объяснение основных правил игры, игровых нюансов.
Практика
Проведение эстафет, подвижных игр и игр с заданиями по упрощенным
правилам баскетбола.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения: совершенствовать физическую, техническую
и тактическую подготовку обучающихся. Создать сборную лицея и резерв
сборной для участия в соревнованиях района и города. Продолжить
мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Дать представление о безопасном поведении во время соревнований;
Совершенствовать технические умения обучающихся;
Научить тактическим действиям в нападении и защите;
Дать представление о правилах игры, судействе;
Воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.
9
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
II.
Общее
количество
часов
Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
15. Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
14.
Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
17. Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
18. Развитие скоростно-силовых
качеств
19. Развитие выносливости
III. Техническая подготовка
20.
теория
4
4
1
1
1
16.
в том числе
Наблюдение,
фронтальный
опрос
1
1
1
практика
Формы
контроля
1
Наблюдение
1
15
15
10
10
5
5
60
60
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Стойка, перемещения,
остановки, повороты.
4
4
18
18
Наблюдение
21.
Ведение мяча
22.
Передачи мяча
10
10
Наблюдение
23.
Бросок
28
28
Наблюдение
24
24
8
8
16
16
2
2
2
2
24.
IV. Тактическая подготовка
Нападение
Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
26. Учебная игра
25.
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
ИТОГО:
Общее
количество
часов
105
в том числе
теория
4
практика
Формы
контроля
101
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
11.Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
12.Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
13.Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
Ускорения, челночный бег.
14.Развитие выносливости.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста, упражнения с мячом.
Тема 3. Техническая подготовка
15. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек. Перемещения в
стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног. Работа туловища.
Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с мячом.
11
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног.
Работа туловища. Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с
мячом.
16.Ведение мяча.
Теория
Особенности ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках.
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение
с пассивным сопротивлением.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение с
пассивным сопротивлением.
17.Передачи мяча.
Теория
Правильное выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из
разных положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
18.Бросок.
Теория
Техника движения кисти при броске.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Бросок крюком правой и
левой. Ложный бросок. Имитация броска без мяча. Индивидуальные
упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней и средней
дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо. Штрафной бросок.
Трехочковый бросок.
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки. Броски с разных
точек.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
19.Нападение.
Теория
Особенности применения быстрого отрыва, постановки заслона. Действия
игроков при выполнении комбинаций.
Практика
12
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
Позиционное нападение. Быстрый отрыв. Заслон. Простейшие комбинации.
20. Игра в защите.
Теория
Действия игрока при зонной и персональной защите. Переход от персональной
к зонной защите и обратно.
Практика
Зонная защита. Разновидности зонной защиты. Персональная защита. Личный
прессинг по всему полю
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория
Повторение правил игры, нюансов судейства, судейские жесты. Ведение
статистики игры.
Практика
Судейство тренировочных игр.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты по окончании первого
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
года
обучения.
Знать:
влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
правила игры;
технику и тактику игры в баскетбол;
строевые команды;
Уметь:
выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
13
проведении соревнований;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите: освоить техники перемещений, стоек в нападении и в защите;
технику передач; ведения мяча.
работать с книгой спортивной направленности.
Двигательные умения, навыки и способности: уметь играть в баскетбол
(по упрощенным правилам).
Техническая подготовленность.
№
1.
Содержание требований
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
Количественный показатель
20 попаданий
2.
Ведение мяча без ошибки на скорость
10 Х 18 м – 55 сек.
3.
Ведение правой и левой
-
Требования к уровню физической подготовки первого года обучения
№
1.
Содержание требований
Бег 30 м с высокого старта (с)
Девочки
5,9
Мальчики
5,2
2.
Бег 30м, 6x5 (с)
12,5
12,0
3.
Бег 92м, с изменением направления
32,7
31,0
4.
Прыжок в длину с места (см)
145
190
5.
Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)
30
35
6.
Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)
35
40
7.
Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя
руками (м): сидя,
стоя
3,5
4,0
5,0
7,0
в прыжке с места
5,5
6,0
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
14
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной целевой направленности;
основы методики обучения и тренировки.
правила игры;
технику и тактику игры; строевые команды;
методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к
созданию презентаций.
Уметь:
выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
проведении соревнований;
выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в
нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите; освоить техники перемещений;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
уметь играть по основным правилам игры;
овладеть понятиями терминологии и жестикуляции.
№
1.
Требования к уровню физической подготовки 2 года обучения.
Содержание требований
Девочки
Мальчики
Становая сила, кг
60
80
2.
Бег 30 м с высокого старта (с)
5,0
4,9
3.
Бег 30 м (6x5)
11,9
11,2
4.
Бег 92 м «елочка» (с)
30,0
28,0
5.
Прыжок в длину с места (см)
180
215
6.
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами
с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
головы двумя руками:
сидя (м)
35
45
5,0
6,0
в прыжке с места (м)
7,5
9,5
7.
15
1.
Техническая подготовленность.
Содержание требований
Количественный
показатель
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
30попаданий
2.
Ведение мяча без ошибки на скорость
3.
Ведение правой и левой с финтами
4.
Штрафной бросок (10 бросков)
6 попаданий
5.
3-х очковый бросок (10 бросков)
3
№
10 Х 18 м – 45 сек.
-
Личностными результатами изучения курса являются:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявление положительных качества личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
IV.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал МАОУ лицея № 180, баскетбольные площадки на стадионе лицея – 2 шт.
Спортивный инвентарь:
баскетбольные мячи на каждого обучающегося;
набивные мячи - 15 шт.
перекладины для подтягивания в висе –8 штук
гимнастические маты - 8 шт.
гантели – 15 шт.
баскетбольные щиты – 4 шт.
конусы ограничительные – 15 шт.
секундомер – 2 шт.
скакалки – 15 шт.
16
гиря 8-10 кг – 2 шт.
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 5-7 штук
гимнастическая стенка – 15 пролетов
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Время проведения Цель проведения
В начале учебного Определить начальный
года
уровень
физической
подготовки
В течение всего Определить
уровень
учебного года
овладения
техникой
двигательных умений
По
окончании Определить
уровень
модуля
овладения
техникой
двигательных умений
В конце учебного Определить
уровень
года
физической подготовки
Формы контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы происходит в соревновательной форме. В результате реализации
программы обучающиеся за 2 года должны овладеть основными действиями и
приемами игры, уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и
проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила
безопасности и профилактики травматизма во время игры .
В начале и конце учебного года проводятся контрольные занятия, цель
которых учет двигательных навыков, умений детей в усвоении программного
материала по развитию двигательных действий.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Баскетбол»
отслеживается
по итогам
наблюдения уровня физической подготовленности обучающихся, а также в
ходе соревнований, турниров, спортивных праздников.
1.
2.
3.
4.
5.
Учебно-методическая литература
Баскетбол. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ.
М, Советский спорт,2009,- 100 стр.
Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе – М.:АСТ:
Астрель, 2006. – 211с.
Спортивные
игры.
Совершенствование
спортивного
мастерства
/Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.М., 1998.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства - М., 1998.
17
Интернет ресурсы
1. Техническая подготовка баскетболиста. https://youtu.be/w01Z4ax_1p4 ,
https://youtu.be/O8EayE1VKQk
2. Общефизическая
подготовка
баскетболиста.
https://vk.com/video148349757_166126459
V.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
18
Приложение №1
Месяц
Календарный учебный график
Первый год обучения
105 часов, 1,5 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я
сентябрь
Тема занятия
№1
Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале
1,5
беседа
№2
Физическая культура и спорт в
России.
Форма одежды. Основные приемы
разминки баскетболиста. П/и с
мячом.
1,5
беседа
1,5
комбинированная
№4
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.
1,5
комбинированная
№5
Ведение на месте и в движении.
«10 передач»
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
№3
№6
Ведение на месте и в движении. «10
передач»
№7
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов.
№8
Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.
№9
октябрь
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча.
№10
Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча
№11
.Ведение с сопротивлением.
1,5
комбинированная
№12
Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
№13-
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
комбинированная
Правила соревнований. Ведение
мяча на месте.
19
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
ноябрь
№14
Тема занятия
Форма
контроля
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.
1,5
комбинированная
№15
№16
Ведение на месте и в движении. «10
передач»
3
комбинированная
Наблюдение
№17
Общефизическая
подготовка.
Развитие
скоростно-силовых
качеств.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№18
Бросок одной. Финты.
1,5
комбинированная
№19
Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.
1,5
комбинированная
№20
Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.
1,5
комбинированная
№21
Экспресс тесты.
1,5
комбинированная
№22
Общефизическая
Развитие быстроты.
1,5
комбинированная
3
комбинированная
№23
№24
декабрь
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.
№26
Наблюдение
подготовка.
Перемещения, остановки в два шага
и прыжком, повороты. Передачи
мяча в парах
на месте и в
движении.
Выбор места на
подборе.
№25
Наблюдение
Игра
по
комбинированная
1,5
комбинированная
Передачи двумя, одной.
1,5
комбинированная
№27
Проход с финтом.
1,5
комбинированная
№28
Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.
1,5
комбинированная
№29
.Бросок в прыжке.
1,5
комбинированная
№30
.Ложный проход, ложный бросок.
1,5
комбинированная
№31 №32
Выбор места в нападении, выход на
мяч. Баскетбольный снайпер.
3
комбинированная
20
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
январь
№33
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Штрафной
поворотом.
бросок.
Ведение
с
Наблюдение
Индивидуальные упражнения.
Бросок в прыжке.
1,5
комбинированная
№35
Штрафной. Накрывание.
1,5
комбинированная
№36
Финты при броске с места, при
проходе.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
3
комбинированная
Наблюдение
Общефизическая подготовка.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Правила безопасности во время
игры.
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Прыжковые упражнения.
Накрывание
Финты, бросок с места, при проходе
с ведением.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.
Бросок после ведения. Игра.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
Бросок одной. Передачи в тройках
на месте и в движении.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
1,5
1,5
комбинированная
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
Наблюдение
1,5
комбинированная
№38
Штрафной.
Ложный
бросок,
ложный проход. Личная защита.
Бросок одной. Ведение с обводкой.
№39 - ОРУ с мячами
Передачи и ловля на месте и в
№40
движении. Бросок одной.
;№41
февраль
комбинированная
№34
№37
№42
№43
№44
№45
№46
№47
№48
март
1,5
Форма
контроля
Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».
№49 - Эстафеты с мячами.
Конкурсы с мячами.
№50
№51№52
Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.
Ведение с изменением
направления и скорости. П/и.
21
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
апрель
Тема занятия
№53
Учебная игра.
1,5
комбинированная
№54
ОРУ. Упражнения на выносливость.
1,5
комбинированная
№55
Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.
Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.
1,5
комбинированная
1,5
комбинированная
№57
Ведение, остановка, бросок. Игра
1,5
комбинированная
№58
Ведение, остановка, бросок с
пассивным сопротивлением.
1,5
комбинированная
№56
май
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
№59
Соревнования по броскам с разных
точек.
1,5
комбинированная
Наблюдение
№60
Позиционное нападение. Игра.
1,5
комбинированная
№61 –
1,5
комбинированная
№62
Передачи мяча на месте и в
движении, с пассивным
сопротивлением.
Передачи в тройках с броском.
Бросок одной. Игра.
1,5
комбинированная
№63
Игра «отдал-вышел».
1,5
комбинированная
№64
Кроссовая подготовка.
1,5
комбинированная
№65
Конкурсы по технике баскетбола.
1,5
комбинированная
№66
Бросок одной, учебная игра.
1,5
комбинированная
№67
Позиционное нападение.
1,5
комбинированная
№68
Тактика игры в защите.
1,5
комбинированная
№69
Тактика игры в нападении.
1,5
комбинированная
Наблюдение
комбинированная
беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
№70
Совершенствование броска одной.
1,5
22
Календарный учебный график
Месяц
Второй год обучения
105 часов, 1 час 3 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я
сентябрь
№1
№2
Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале. Физическая
культура и спорт в России.
Форма одежды. Основные приемы
разминки баскетболиста. П/и с мячом.
№3
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.
№4
Ведение на месте и в движении. «10
передач»
№5
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов.
№6
Взаимодействие в парах. Передачи и
ловля мяча. Ведение с
сопротивлением.
№8
Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.
№10
№11
№12
октябрь
№13
№14
1
беседа
Форма
контроля
Наблюдение
беседа
1
комбинированная
1
1
комбинированная
Наблюдение
1
комбинированная
Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.
№7
№9
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Правила соревнований. Ведение мяча
на месте.
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.
Ведение на месте и в движении. «10
передач»
1
комбинированная
1
комбинированная
1
комбинированная
Наблюдение
1
1
комбинированная
Наблюдение
1
комбинированная
Индивидуальные упражнения с
мячами на месте, у стены, ведение
правой и левой. П/и.
Упражнения с мячами в парах на
месте и в движении. П/и.
1
Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.
№15
23
1
комбинированная
1
комбинированная
1
комбинированная
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
Бросок одной. Финты.
№16
Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.
1
комбинированная
№17
Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.
1
комбинированная
Экспресс-тесты.
1
комбинированная
№19
Общефизическая подготовка. Развитие
быстроты.
1
комбинированная
№ 20
Перемещения, остановки в два шага и
прыжком, повороты. Передачи мяча в
парах на месте и в движении. Выбор
места на подборе.
1
комбинированная
ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.
1
комбинированная
№18
ноябрь
№21
Игра
по
№22
Передачи двумя, одной. Проход с
финтом.
1
комбинированная
№23
Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.
1
комбинированная
№24
Бросок в прыжке. Ложный проход,
ложный бросок.
1
комбинированная
№25
Проход с ведением после финта.
Штрафной.
1
комбинированная
№26
Выбор места в нападении. Ложный
проход, ложный бросок.
1
комбинированная
№27
Бросок одной после ведения. Выбор
места в защите.
1
комбинированная
№28
Правила безопасности во время игры
в баскетбол. Учебная игра.
1
комбинированная
№29
Ведение с изменением высоты
отскока. Выбор места при подборе.
1
комбинированная
№30
Штрафной бросок. Прыжковые
упражнения.
1
комбинированная
1
комбинированная
1
комбинированная
№31
Высокое и среднее ведение с
изменением скорости. Бросок после
ведения.
№32
Штрафной бросок. Ведение с
24
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
Форма
контроля
поворотом.
№33
Индивидуальные упражнения. Бросок
в прыжке.
1
комбинированная
№34
Штрафной. Накрывание.
1
комбинированная
№35
Финты при броске с места, при
проходе.
1
комбинированная
№36
Штрафной. Ложный бросок, ложный
проход. Личная защита.
1
комбинированная
№37
Бросок одной. Ведение с обводкой.
1
комбинированная
№38
ОРУ с мячами
1
комбинированная
№39
Передачи и ловля на месте и в
движении. Бросок одной.
1
комбинированная
Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.
1
комбинированная
1
комбинированная
Прыжковые упражнения. Накрывание
1
комбинированная
№43
Финты, бросок с места, при проходе с
ведением.
1
комбинированная
№44
Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.
1
комбинированная
№45
Бросок после ведения. Игра.
№40
№41
декабрь
№42
№46
Бросок одной. Передачи в тройках на
месте и в движении.
№47
Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».
№48
январь
Правила безопасности во время игры.
Эстафеты с мячами.
комбинированная
1
комбинированная
1
комбинированная
Конкурсы с мячами.
1
комбинированная
№50
Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.
1
комбинированная
Ведение с изменением направления и
скорости. П/и.
1
комбинированная
Учебная игра.
1
комбинированная
№52
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
комбинированная
1
1
№49
№51
Наблюдение
25
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
ОРУ. Упражнения на выносливость.
№54
Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.
Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.
№56
№57
№58
№59
№60
№61
№62
февраль
Тема занятия
№53
№55
март
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
№63
1
комбинированная
1
комбинированная
1
комбинированная
Наблюдение
1
Ведение, остановка, бросок. Игра
комбинированная
Ведение, остановка, бросок с
пассивным сопротивлением.
1
комбинированная
Соревнования по броскам с разных
точек.
1
комбинированная
Позиционное нападение. Игра.
1
комбинированная
Передачи мяча на месте и в движении,
с пассивным сопротивлением.
1
комбинированная
Передачи в тройках с броском. Бросок
одной. Игра.
1
комбинированная
Игра «отдал-вышел».
1
комбинированная
1
комбинированная
Кроссовая подготовка.
№64
Конкурсы по технике баскетбола.
1
комбинированная
№65
Бросок одной, учебная игра.
1
комбинированная
№66
Позиционное нападение.
1
комбинированная
№67
Тактика игры в защите.
1
комбинированная
№68
Тактика игры в нападении.
№69
Совершенствование броска одной.
1
1
комбинированная
комбинированная
№70
Выбор места в нападении, выход на
получение мяча.
1
комбинированная
Развитие силовых качеств. Ведение на
месте и в движении с финтами.
1
комбинированная
№72
Личная защита на своем поле. Бросок
после ведения.
1
комбинированная
№73
Стрит-бол.
1
комбинированная
№71
Форма
контроля
26
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
№74
№75
№76
№77
апрель
№78
Тема занятия
Форма
контроля
Развитие выносливости. Ведение с
обводкой.
1
комбинированная
Быстрый прорыв.
ведения в два шага.
1
комбинированная
Соревнования «Баскетбольный
снайпер»
1
Комбинированная Наблюдение
Учебная игра.
1
комбинированная
1
комбинированная
Бросок
после
Учебная игра с заданиями.
№79
Трехочковый бросок.
1
комбинированная
№80
Учебная игра.
1
комбинированная
№81
ОФП. Развитие скоростных качеств.
1
комбинированная
№82
Штрафной бросок. Игра.
1
комбинированная
№83
ОФП. Развитие силовых качеств. Игра.
1
№84
Учебная игра с заданиями.
комбинированная
комбинированная
№85
Экспресс- тесты.
1
комбинированная
№86
Соревнования по броскам
1
комбинированная
№87
Упражнения в парах. Игра
1
комбинированная
№88
Упражнения в тройках. Игра.
1
комбинированная
Тактика в защите. Игра.
1
комбинированная
1
комбинированная
№89
№90
май
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Наблюдение
Наблюдение
1
Быстрый прорыв. Игра.
№91
Зонная защита.
1
комбинированная
№92
Зонная защита.
1
комбинированная
№93
Учебная игра.
1
комбинированная
№94
Упражнения в бросках
1
комбинированная
№95
Соревнование по броскам.
1
комбинированная
№96
Баскетбольные тесты.
1
комбинированная
27
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
№
заняти
я
Количеств Форма
о часов
проведения
занятия
Тема занятия
№97
Соревнования по стрит-болу
1
комбинированная
№98
Соревнования по стрит-болу
1
комбинированная
№99
Зонная защита. Игра.
1
комбинированная
№100
Персональная защита. Игра.
1
комбинированная
№101
.индивидуальные упражнения с мячом
1
комбинированная
№102
Товарищеская встреча
1
комбинированная
№103
соревнования по брскам
1
комбинированная
№104
Товарищеская встреча
1
комбинированная
№ 105
.учебная игра.
1
комбинированная
28
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
беседа