БАСКЕТБОЛ - 2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

МУНИЦИПАЛЬНО Подписано цифровой
Е АВТОНОМНОЕ подписью:
ОБЩЕОБРАЗОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
ТЕЛЬНОЕ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 180 "ПОЛИФОРУМ"
ЛИЦЕЙ № 180
Дата: 2023.09.01 09:40:32
"ПОЛИФОРУМ" +05'00'

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

Утверждено
приказом № 421

email: sch180@mail.ru

от 10.07.2023г.

директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БАСКЕТБОЛ»
для детей 13-17 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Костерин Николай Витальевич,
педагог дополнительного образования
.

Екатеринбург
2023 год

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» разработана для
системы дополнительного образования лицея и ориентирует деятельность
обучающихся на сохранение здоровья, обеспечение эмоционального
благополучия, укрепление психического здоровья, развитие двигательных
качеств и способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 20230 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р с изменениями;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №
ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.06.2019
№ МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций» вместе с
«Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме».
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) с
изменениями;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской федерации от 17 декабря 2010г. № 1897) с изменениями;
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№413) с изменениями;
 Устав МАОУ лицей №180;
2






Образовательная программа МАОУ лицей №180;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования;
Основная образовательная программа среднего общего образования.

В современных условиях перед подрастающим поколением стоят
серьезные задачи по самоопределению, самоутверждению в обществе,
получению необходимых знаний и навыков, позволяющих достойно
реализовать свой потенциал и занять соответствующее место в обществе.
Одним из действенных средств, которое позволяет решить эти задачи,
являются систематические занятия физической культурой и спортом, тем
более, это направление человеческой деятельности в настоящий момент
является особенно востребованным. В деле воспитания и оздоровления
подростков определенное место занимает организация и популяризация
игровых видов спорта.
Баскетбол занимает видное место в системе физического воспитания,
является прекрасным средством улучшения и развития здоровья, повышения
работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач. Интерес
к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности
он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное
качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом
оказывают на организм занимающихся всестороннее развитие, повышают
общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Баскетбол - вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие
логического мышления. Также баскетбол развивает личностные качества
воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности,
взаимопониманию.
Реализация программы «Баскетбол» направлена на совершенствование
(а точнее, на «совершенство») умственного и физического развития,
укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям,
которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности
человека.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы
заключается в том, что у занимающихся, благодаря занятиям баскетболом.
воспитываются волевые качества, взаимовыручка, культура поведения и т.д.
Актуальность.
Актуальность программы состоит в том, что она отражает, с одной стороны
ожидания и устремления детей к «настоящим» (не виртуальным) формам
жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих
интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но
самое главное могут правильно воспринимать границы личной
ответственности за свои действия и возникающие (реальные) риски для жизни
и здоровья, с другой стороны, она (программа) является ответом на развитие
актуальных и востребованных в молодежной среде видов спорта.
3

Данная программа комплексная, она содержит не отдельные виды
физической подготовки, а в комплексе сочетает в себе общую физическую
подготовку, специальную подготовку по баскетболу. Программа создает
условия для приобретения практических навыков, вследствие этого
расширяется социальный опыт детей, происходит становление социальноактивной гражданской личности.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Программа «Баскетбол» рассчитана на обучающихся возраста 13 - 17
лет. Срок освоения программы - 2 года.
Занятия проводятся:
С группой наполняемостью 10-18 человек.
Первый год обучения: 2 раза в неделю по 1,5 часа, общее количество часов
-105;
Второй год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов –
105.
Всего за 2 года обучения – 210 часов.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы:
Первый год обучения – стартовый уровень - предусматривает воспитание
интереса детей к спорту и приобщение их к баскетболу; начальное обучение
технике и тактике, подвижные игры.
Второй год обучения базовый уровень, предусматривает развитие
физических качеств в общем плане и с учётом специфики баскетбола,
воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая
подготовка)
и
коллективно
(тактика
защиты
и
нападения).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
Цели и задачи программы.
Целью является выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной
личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и
духовном развитии общества.
Задачи программы:
1. образовательные
- развивать навыки игры в баскетбол;
 расширить необходимые теоретические знания в области гигиены,
медицины, физической культуры и спорта;
4

 обучать учащихся простейшим методам оценки физического,
функционального и психоэмоционального состояния организма и
навыкам самостоятельных занятий физической культурой;
 укреплять здоровье обучающихся, повышать и поддерживать на
оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность,
спортивную тренированность;
2. развивающие
 обеспечивать поддержку одаренных детей;
 выработать у обучающихся мотивационно - целевые установки на
дальнейшее применение средств и методов физической культуры;
 развивать и совершенствовать физические качества, поддержания их на
высоком уровне на протяжении всех лет обучения;
3. воспитательные
 воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
 осуществлять профилактику вредных привычек и правонарушений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

1.

НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА

Техника
безопасности
проведении
соревнований
занятий

Количество часов за год

1 год

Форма
аттестации/
контроля

2 год

Форма
аттестации/
контроля

4

Наблюдение,
фронтальный
опрос

4

Наблюдение,
фронтальный
опрос

при
и

2.

Общефизическая
подготовка

15

Наблюдение

15

Наблюдение

3.

Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка

72

Наблюдение

60

Наблюдение

12

Наблюдение

24

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

4.

5.

Организация
проведение игр
игровых заданий
ИТОГО:

и
и

105

105

5

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель первого года обучения: мотивация обучающихся к занятиям
баскетболом.
Задачи:
 Дать представление о безопасном поведении во время занятий и
игровых действий;
 Научить технике ведения, передач, броска;
 Сформировать правильное представление о стойке игрока и
передвижении по площадке;
 Научить простейшим взаимодействиям в парах, тройках.
 Дать представление о правилах игры, судействе;
 Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
№

I.
1.
2.

3.
4.

5.
6.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Теоретические знания
Физическая культура и
спорт в России
Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
Развитие скоростно-силовых
качеств
Развитие выносливости

III. Техническая подготовка
7.

Общее
количество
часов

в том числе
теория

4

4

1

1

1

Наблюдение,
фронтальный
опрос

1

1
1

практика

Формы
контроля

1

Наблюдение

1

15

15

10

10

5

5

72

72

8

8

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Стойка, перемещения,
остановки, повороты.
6

№

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

8.

Ведение мяча

9.
10.

11.

Общее
количество
часов

в том числе
теория

практика

Формы
контроля

Наблюдение

22

22

Передачи мяча

16

16

Наблюдение

Бросок

26

26

Наблюдение

12

12

6

6

6

6

2

2

2

2

IV. Тактическая подготовка
Позиционное нападение

Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
13. Учебная игра
12.

ИТОГО:

105

4

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

101

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
1. Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
2. Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Объяснение техники и особенностей выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
7

Ускорения, челночный бег.
4. Развитие выносливости.
Теория
Особенности правильного выполнения заданий.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста.
Тема 3. Техническая подготовка
5. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек.
Работа рук. Остановка без пробежки.
Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Выполнение остановки,
поворотов на месте с мячом.

6. Ведение мяча.
Теория
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой. Ведение с пассивным сопротивлением.
7. Передачи мяча.
Теория
Положение кистей рук при передаче и приеме мяча.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением.
8. Бросок.
Теория
Работа тела при выполнении броска. Особенности работы кисти бросающей
руки.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Имитация броска без мяча.
Индивидуальные упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней
и средней дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо.
8

Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
9. Позиционное нападение.
Теория
Что такое позиционное нападение. Действия игроков в зоне соперника.
Практика
Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
10. Игра в защите.
Теория
Положение защитника относительно нападающего , играющего с мячом и без
мяча.
Практика
Зонная защита: сохранение позиций в защите. Персональная защита: не
терять «своего» в игре.

Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория.
Объяснение основных правил игры, игровых нюансов.
Практика
Проведение эстафет, подвижных игр и игр с заданиями по упрощенным
правилам баскетбола.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель второго года обучения: совершенствовать физическую, техническую
и тактическую подготовку обучающихся. Создать сборную лицея и резерв
сборной для участия в соревнованиях района и города. Продолжить
мотивировать обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
 Дать представление о безопасном поведении во время соревнований;
 Совершенствовать технические умения обучающихся;
 Научить тактическим действиям в нападении и защите;
 Дать представление о правилах игры, судействе;
 Воспитывать волевые и нравственные качества обучающихся;
 Развивать физические качества: быстроту, силу, гибкость.
9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения
№

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

II.

Общее
количество
часов

Теоретические знания

Физическая культура и
спорт в России
15. Правила безопасного
поведения на тренировках в
спортзале.
14.

Правила безопасности при
ловле и передаче мяча
17. Правила безопасности во
время игры
II. Общефизическая
подготовка
18. Развитие скоростно-силовых
качеств
19. Развитие выносливости
III. Техническая подготовка
20.

теория

4

4

1

1

1

16.

в том числе

Наблюдение,
фронтальный
опрос

1

1
1

практика

Формы
контроля

1

Наблюдение

1

15

15

10

10

5

5

60

60

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Стойка, перемещения,
остановки, повороты.

4

4

18

18

Наблюдение

21.

Ведение мяча

22.

Передачи мяча

10

10

Наблюдение

23.

Бросок

28

28

Наблюдение

24

24

8

8

16

16

2

2

2

2

24.

IV. Тактическая подготовка
Нападение

Игра в защите
V.Организация и
проведение игр и игровых
заданий
26. Учебная игра
25.

10

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

№

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

ИТОГО:

Общее
количество
часов

105

в том числе
теория

4

практика

Формы
контроля

101

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Теоретические знания
11.Физическая культура и спорт в России.
Теория
Сообщение о развитии физической культуры и спорта в России. Развитие
баскетбола в СССР и России.
Ответы на вопросы о российском и международном баскетболе.
12.Правила безопасности.
Теория
Безопасное поведение на тренировках, во время подвижных и учебных игр, во
время соревнований.
Правила безопасности при ловле и передаче мяча.
Раздел 2. Общефизическая подготовка
13.Развитие скоростно-силовых качеств.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Выполнение упражнений на растягивание. Прыжковые упражнения на
скакалке, через препятствие, с отягощением.
Ускорения, челночный бег.
14.Развитие выносливости.
Теория
Обратить внимание на ключевые моменты выполнения упражнений.
Практика
Упражнения без мяча и с мячом, на месте и в движении в течение длительного
времени. Равномерный длительный бег. Специальные упражнения в стойке
баскетболиста, упражнения с мячом.
Тема 3. Техническая подготовка
15. Стойка, перемещения, остановки, повороты.
Теория
Правильное выполнение высокой, средней и низкой стоек. Перемещения в
стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног. Работа туловища.
Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с мячом.
11

Практика
Перемещения в стоке вперед, назад, вправо, влево. Работа рук. Работа ног.
Работа туловища. Остановка без пробежки. Выполнение поворотов на месте с
мячом.
16.Ведение мяча.
Теория
Особенности ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках.
Ведение с обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча
перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение
с пассивным сопротивлением.
Практика
Ведение мяча на месте и в движении в высокой, низкой стойках. Ведение с
обводкой препятствий, с простейшими финтами, переводами мяча перед
собой, под ногой, за спиной, с поворотом. Обманные движения. Ведение с
пассивным сопротивлением.
17.Передачи мяча.
Теория
Правильное выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из
разных положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
Практика
Выполнение передачи и ловли мяча на месте и в движении, из разных
положений, двумя и одной. Передачи в двойках. тройках на месте и в
движении. Передачи с сопротивлением. Длинная передача.
18.Бросок.
Теория
Техника движения кисти при броске.
Практика
Выполнение броска одной от плеча, от головы. Бросок крюком правой и
левой. Ложный бросок. Имитация броска без мяча. Индивидуальные
упражнения с мячом на месте. Броски в корзину с ближней и средней
дистанции, с отскоком от щита и чисто в кольцо. Штрафной бросок.
Трехочковый бросок.
Броски в движении в два шага и в прыжке после остановки. Броски с разных
точек.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
19.Нападение.
Теория
Особенности применения быстрого отрыва, постановки заслона. Действия
игроков при выполнении комбинаций.
Практика
12

Передачи мяча со сменой мест с пассивным сопротивлением защитников.
Позиционное нападение. Быстрый отрыв. Заслон. Простейшие комбинации.
20. Игра в защите.
Теория
Действия игрока при зонной и персональной защите. Переход от персональной
к зонной защите и обратно.
Практика
Зонная защита. Разновидности зонной защиты. Персональная защита. Личный
прессинг по всему полю
Раздел 5. Организация и проведение игр и игровых заданий
11 Учебная игра.
Теория
Повторение правил игры, нюансов судейства, судейские жесты. Ведение
статистики игры.
Практика
Судейство тренировочных игр.
Обучающиеся, под руководством тренера. принимают участие в судействе,
подведении итогов и мониторинге игроков, их командных защитных и
атакующих действий.
III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты по окончании первого
К концу первого года обучения обучающиеся должны:

года

обучения.

Знать:
 влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
 гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
 правила игры;
 технику и тактику игры в баскетбол;
 строевые команды;
Уметь:
 выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
 соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
13

проведении соревнований;
 выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите: освоить техники перемещений, стоек в нападении и в защите;
технику передач; ведения мяча.
 работать с книгой спортивной направленности.
Двигательные умения, навыки и способности: уметь играть в баскетбол
(по упрощенным правилам).
Техническая подготовленность.
№
1.

Содержание требований
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.

Количественный показатель
20 попаданий

2.

Ведение мяча без ошибки на скорость

10 Х 18 м – 55 сек.

3.

Ведение правой и левой

-

Требования к уровню физической подготовки первого года обучения
№
1.

Содержание требований
Бег 30 м с высокого старта (с)

Девочки
5,9

Мальчики
5,2

2.

Бег 30м, 6x5 (с)

12,5

12,0

3.

Бег 92м, с изменением направления

32,7

31,0

4.

Прыжок в длину с места (см)

145

190

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

30

35

6.

Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)

35

40

7.

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя
руками (м): сидя,
стоя

3,5

4,0

5,0

7,0

в прыжке с места

5,5

6,0

К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
 влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
 способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
 гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим
требованиям;
14

 правила и способы планирования систем индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной целевой направленности;
 основы методики обучения и тренировки.
 правила игры;
 технику и тактику игры; строевые команды;
 методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к
созданию презентаций.
Уметь:
 выполнять индивидуально специально подобранные физические
упражнения
для
поднятия
и
укрепления
функциональных
возможностей
организма
и
развития специальных физических
качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
 соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
проведении соревнований;
 выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в
нападении и защите;
 выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и
защите; освоить техники перемещений;
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
 уметь играть по основным правилам игры;
 овладеть понятиями терминологии и жестикуляции.
№
1.

Требования к уровню физической подготовки 2 года обучения.
Содержание требований
Девочки
Мальчики
Становая сила, кг
60
80

2.

Бег 30 м с высокого старта (с)

5,0

4,9

3.

Бег 30 м (6x5)

11,9

11,2

4.

Бег 92 м «елочка» (с)

30,0

28,0

5.

Прыжок в длину с места (см)

180

215

6.

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами
с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
головы двумя руками:
сидя (м)

35

45

5,0

6,0

в прыжке с места (м)

7,5

9,5

7.

15

1.

Техническая подготовленность.
Содержание требований
Количественный
показатель
Бросок с ближней дистанции за 1 мин.
30попаданий

2.

Ведение мяча без ошибки на скорость

3.

Ведение правой и левой с финтами

4.

Штрафной бросок (10 бросков)

6 попаданий

5.

3-х очковый бросок (10 бросков)

3

№

10 Х 18 м – 45 сек.
-

Личностными результатами изучения курса являются:
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
 проявление положительных качества личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
 оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
IV.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

Условия реализации программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал МАОУ лицея № 180, баскетбольные площадки на стадионе лицея – 2 шт.
Спортивный инвентарь:
 баскетбольные мячи на каждого обучающегося;
 набивные мячи - 15 шт.
 перекладины для подтягивания в висе –8 штук
 гимнастические маты - 8 шт.
 гантели – 15 шт.
 баскетбольные щиты – 4 шт.
 конусы ограничительные – 15 шт.
 секундомер – 2 шт.
 скакалки – 15 шт.
16

 гиря 8-10 кг – 2 шт.
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 5-7 штук
гимнастическая стенка – 15 пролетов
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Текущий

Промежуточный
Итоговый

Время проведения Цель проведения
В начале учебного Определить начальный
года
уровень
физической
подготовки
В течение всего Определить
уровень
учебного года
овладения
техникой
двигательных умений
По
окончании Определить
уровень
модуля
овладения
техникой
двигательных умений
В конце учебного Определить
уровень
года
физической подготовки

Формы контроля
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение

Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы происходит в соревновательной форме. В результате реализации
программы обучающиеся за 2 года должны овладеть основными действиями и
приемами игры, уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и
проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила
безопасности и профилактики травматизма во время игры .
В начале и конце учебного года проводятся контрольные занятия, цель
которых учет двигательных навыков, умений детей в усвоении программного
материала по развитию двигательных действий.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Баскетбол»
отслеживается
по итогам
наблюдения уровня физической подготовленности обучающихся, а также в
ходе соревнований, турниров, спортивных праздников.

1.
2.
3.
4.
5.

Учебно-методическая литература
Баскетбол. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ.
М, Советский спорт,2009,- 100 стр.
Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./Джерри В. Краузе – М.:АСТ:
Астрель, 2006. – 211с.
Спортивные
игры.
Совершенствование
спортивного
мастерства
/Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана.М., 1998.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства - М., 1998.
17

Интернет ресурсы
1. Техническая подготовка баскетболиста. https://youtu.be/w01Z4ax_1p4 ,
https://youtu.be/O8EayE1VKQk
2. Общефизическая
подготовка
баскетболиста.
https://vk.com/video148349757_166126459
V.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

18

Приложение №1

Месяц

Календарный учебный график
Первый год обучения
105 часов, 1,5 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я

сентябрь

Тема занятия

№1

Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале

1,5

беседа

№2

Физическая культура и спорт в
России.
Форма одежды. Основные приемы
разминки баскетболиста. П/и с
мячом.

1,5

беседа

1,5

комбинированная

№4

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.

1,5

комбинированная

№5

Ведение на месте и в движении.
«10 передач»

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

№3

№6

Ведение на месте и в движении. «10
передач»

№7

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов.

№8

Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.

№9

октябрь

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча.

№10

Взаимодействие в парах. Передачи
и ловля мяча

№11

.Ведение с сопротивлением.

1,5

комбинированная

№12

Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

№13-

Форма
контроля
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

комбинированная

Правила соревнований. Ведение
мяча на месте.
19

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

ноябрь

№14

Тема занятия

Форма
контроля

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок
одной.

1,5

комбинированная

№15
№16

Ведение на месте и в движении. «10
передач»

3

комбинированная

Наблюдение

№17

Общефизическая
подготовка.
Развитие
скоростно-силовых
качеств.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№18

Бросок одной. Финты.

1,5

комбинированная

№19

Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.

1,5

комбинированная

№20

Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.

1,5

комбинированная

№21

Экспресс тесты.

1,5

комбинированная

№22

Общефизическая
Развитие быстроты.

1,5

комбинированная

3

комбинированная

№23
№24

декабрь

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.

№26

Наблюдение

подготовка.

Перемещения, остановки в два шага
и прыжком, повороты. Передачи
мяча в парах
на месте и в
движении.
Выбор места на
подборе.

№25

Наблюдение

Игра

по

комбинированная
1,5

комбинированная

Передачи двумя, одной.

1,5

комбинированная

№27

Проход с финтом.

1,5

комбинированная

№28

Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.

1,5

комбинированная

№29

.Бросок в прыжке.

1,5

комбинированная

№30

.Ложный проход, ложный бросок.

1,5

комбинированная

№31 №32

Выбор места в нападении, выход на
мяч. Баскетбольный снайпер.

3

комбинированная

20

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

январь

№33

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия
Штрафной
поворотом.

бросок.

Ведение

с

Наблюдение

Индивидуальные упражнения.
Бросок в прыжке.

1,5

комбинированная

№35

Штрафной. Накрывание.

1,5

комбинированная

№36

Финты при броске с места, при
проходе.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

3

комбинированная

Наблюдение

Общефизическая подготовка.
Развитие скоростно-силовых
качеств.
Правила безопасности во время
игры.

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Прыжковые упражнения.
Накрывание
Финты, бросок с места, при проходе
с ведением.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.
Бросок после ведения. Игра.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

Бросок одной. Передачи в тройках
на месте и в движении.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

1,5
1,5

комбинированная
комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

Наблюдение

1,5

комбинированная

№38

Штрафной.
Ложный
бросок,
ложный проход. Личная защита.
Бросок одной. Ведение с обводкой.

№39 - ОРУ с мячами
Передачи и ловля на месте и в
№40
движении. Бросок одной.
;№41

февраль

комбинированная

№34

№37

№42
№43
№44

№45
№46
№47

№48

март

1,5

Форма
контроля

Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».

№49 - Эстафеты с мячами.
Конкурсы с мячами.
№50
№51№52

Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.
Ведение с изменением
направления и скорости. П/и.
21

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

апрель

Тема занятия

№53

Учебная игра.

1,5

комбинированная

№54

ОРУ. Упражнения на выносливость.

1,5

комбинированная

№55

Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.
Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.

1,5

комбинированная

1,5

комбинированная

№57

Ведение, остановка, бросок. Игра

1,5

комбинированная

№58

Ведение, остановка, бросок с
пассивным сопротивлением.

1,5

комбинированная

№56

май

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Форма
контроля

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

№59

Соревнования по броскам с разных
точек.

1,5

комбинированная

Наблюдение

№60

Позиционное нападение. Игра.

1,5

комбинированная

№61 –

1,5

комбинированная

№62

Передачи мяча на месте и в
движении, с пассивным
сопротивлением.
Передачи в тройках с броском.
Бросок одной. Игра.

1,5

комбинированная

№63

Игра «отдал-вышел».

1,5

комбинированная

№64

Кроссовая подготовка.

1,5

комбинированная

№65

Конкурсы по технике баскетбола.

1,5

комбинированная

№66

Бросок одной, учебная игра.

1,5

комбинированная

№67

Позиционное нападение.

1,5

комбинированная

№68

Тактика игры в защите.

1,5

комбинированная

№69

Тактика игры в нападении.

1,5

комбинированная

Наблюдение

комбинированная

беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

№70
Совершенствование броска одной.

1,5

22

Календарный учебный график

Месяц

Второй год обучения
105 часов, 1 час 3 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
№
заняти
я

сентябрь

№1

№2

Правила безопасного поведения на
тренировках в спортзале. Физическая
культура и спорт в России.
Форма одежды. Основные приемы
разминки баскетболиста. П/и с мячом.

№3

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.

№4

Ведение на месте и в движении. «10
передач»

№5

Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов.

№6

Взаимодействие в парах. Передачи и
ловля мяча. Ведение с
сопротивлением.

№8

Правила безопасного поведения на
тренировке. Передачи и ловля.

№10
№11
№12

октябрь

№13
№14

1

беседа

Форма
контроля
Наблюдение

беседа
1
комбинированная
1
1

комбинированная

Наблюдение

1
комбинированная

Ведение с обводкой. Бросок одной с
ближней дистанции.

№7

№9

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Правила соревнований. Ведение мяча
на месте.
Совершенствование перемещений,
остановок, поворотов. Бросок одной.
Ведение на месте и в движении. «10
передач»

1

комбинированная

1

комбинированная

1

комбинированная

Наблюдение

1
1

комбинированная

Наблюдение

1
комбинированная

Индивидуальные упражнения с
мячами на месте, у стены, ведение
правой и левой. П/и.
Упражнения с мячами в парах на
месте и в движении. П/и.

1

Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.

№15
23

1

комбинированная

1

комбинированная

1

комбинированная

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

Бросок одной. Финты.
№16

Индивидуальные упражнения с
мячами. П/и.

1

комбинированная

№17

Ведение мяча с обводкой
препятствий. П/и.

1

комбинированная

Экспресс-тесты.

1

комбинированная

№19

Общефизическая подготовка. Развитие
быстроты.

1

комбинированная

№ 20

Перемещения, остановки в два шага и
прыжком, повороты. Передачи мяча в
парах на месте и в движении. Выбор
места на подборе.

1

комбинированная

ОРУ со скакалками.
упрощенным правилам.

1

комбинированная

№18

ноябрь

№21

Игра

по

№22

Передачи двумя, одной. Проход с
финтом.

1

комбинированная

№23

Прыжковые упражнения. Держание
игрока без мяча.

1

комбинированная

№24

Бросок в прыжке. Ложный проход,
ложный бросок.

1

комбинированная

№25

Проход с ведением после финта.
Штрафной.

1

комбинированная

№26

Выбор места в нападении. Ложный
проход, ложный бросок.

1

комбинированная

№27

Бросок одной после ведения. Выбор
места в защите.

1

комбинированная

№28

Правила безопасности во время игры
в баскетбол. Учебная игра.

1

комбинированная

№29

Ведение с изменением высоты
отскока. Выбор места при подборе.

1

комбинированная

№30

Штрафной бросок. Прыжковые
упражнения.

1

комбинированная

1

комбинированная

1

комбинированная

№31

Высокое и среднее ведение с
изменением скорости. Бросок после
ведения.

№32

Штрафной бросок. Ведение с
24

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

Форма
контроля

поворотом.
№33

Индивидуальные упражнения. Бросок
в прыжке.

1

комбинированная

№34

Штрафной. Накрывание.

1

комбинированная

№35

Финты при броске с места, при
проходе.

1

комбинированная

№36

Штрафной. Ложный бросок, ложный
проход. Личная защита.

1

комбинированная

№37

Бросок одной. Ведение с обводкой.

1

комбинированная

№38

ОРУ с мячами

1

комбинированная

№39

Передачи и ловля на месте и в
движении. Бросок одной.

1

комбинированная

Общефизическая подготовка. Развитие
скоростно-силовых качеств.

1

комбинированная

1

комбинированная

Прыжковые упражнения. Накрывание

1

комбинированная

№43

Финты, бросок с места, при проходе с
ведением.

1

комбинированная

№44

Ложный бросок, ложный проход.
Личная защита.

1

комбинированная

№45

Бросок после ведения. Игра.

№40
№41

декабрь

№42

№46

Бросок одной. Передачи в тройках на
месте и в движении.

№47

Передачи и ловля мяча, «Десять
передач».

№48

январь

Правила безопасности во время игры.

Эстафеты с мячами.

комбинированная

1

комбинированная

1

комбинированная

Конкурсы с мячами.

1

комбинированная

№50

Подвижные игры с мячами,
бросковые упражнения.

1

комбинированная

Ведение с изменением направления и
скорости. П/и.

1

комбинированная

Учебная игра.

1

комбинированная

№52

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

комбинированная
1
1

№49

№51

Наблюдение

25

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

ОРУ. Упражнения на выносливость.

№54

Бросок одной с ближней дистанции.
Игра.
Бросок одной с отскоком от щита.
Игра.

№56
№57

№58
№59

№60
№61
№62

февраль

Тема занятия

№53

№55

март

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

№63

1

комбинированная

1

комбинированная

1

комбинированная

Наблюдение

1

Ведение, остановка, бросок. Игра

комбинированная

Ведение, остановка, бросок с
пассивным сопротивлением.

1

комбинированная

Соревнования по броскам с разных
точек.

1

комбинированная

Позиционное нападение. Игра.

1

комбинированная

Передачи мяча на месте и в движении,
с пассивным сопротивлением.

1

комбинированная

Передачи в тройках с броском. Бросок
одной. Игра.

1

комбинированная

Игра «отдал-вышел».

1

комбинированная

1

комбинированная

Кроссовая подготовка.

№64

Конкурсы по технике баскетбола.

1

комбинированная

№65

Бросок одной, учебная игра.

1

комбинированная

№66

Позиционное нападение.

1

комбинированная

№67

Тактика игры в защите.

1

комбинированная

№68

Тактика игры в нападении.

№69

Совершенствование броска одной.

1
1

комбинированная
комбинированная

№70

Выбор места в нападении, выход на
получение мяча.

1

комбинированная

Развитие силовых качеств. Ведение на
месте и в движении с финтами.

1

комбинированная

№72

Личная защита на своем поле. Бросок
после ведения.

1

комбинированная

№73

Стрит-бол.

1

комбинированная

№71

Форма
контроля

26

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я
№74

№75
№76
№77

апрель

№78

Тема занятия

Форма
контроля

Развитие выносливости. Ведение с
обводкой.

1

комбинированная

Быстрый прорыв.
ведения в два шага.

1

комбинированная

Соревнования «Баскетбольный
снайпер»

1

Комбинированная Наблюдение

Учебная игра.

1

комбинированная

1

комбинированная

Бросок

после

Учебная игра с заданиями.

№79

Трехочковый бросок.

1

комбинированная

№80

Учебная игра.

1

комбинированная

№81

ОФП. Развитие скоростных качеств.

1

комбинированная

№82

Штрафной бросок. Игра.

1

комбинированная

№83

ОФП. Развитие силовых качеств. Игра.

1

№84

Учебная игра с заданиями.

комбинированная
комбинированная

№85

Экспресс- тесты.

1

комбинированная

№86

Соревнования по броскам

1

комбинированная

№87

Упражнения в парах. Игра

1

комбинированная

№88

Упражнения в тройках. Игра.

1

комбинированная

Тактика в защите. Игра.

1

комбинированная

1

комбинированная

№89
№90

май

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Наблюдение

Наблюдение

1

Быстрый прорыв. Игра.

№91

Зонная защита.

1

комбинированная

№92

Зонная защита.

1

комбинированная

№93

Учебная игра.

1

комбинированная

№94

Упражнения в бросках

1

комбинированная

№95

Соревнование по броскам.

1

комбинированная

№96

Баскетбольные тесты.

1

комбинированная

27

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Месяц

№
заняти
я

Количеств Форма
о часов
проведения
занятия

Тема занятия

№97

Соревнования по стрит-болу

1

комбинированная

№98

Соревнования по стрит-болу

1

комбинированная

№99

Зонная защита. Игра.

1

комбинированная

№100

Персональная защита. Игра.

1

комбинированная

№101

.индивидуальные упражнения с мячом

1

комбинированная

№102

Товарищеская встреча

1

комбинированная

№103

соревнования по брскам

1

комбинированная

№104

Товарищеская встреча

1

комбинированная

№ 105

.учебная игра.

1

комбинированная

28

Форма
контроля
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».