СПАСАТЕЛЬ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: sch180@mail.ru

Утверждено
приказом № 421

от 10.07.2023г.

директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СПАСАТЕЛЬ»
для детей 11-14 лет
Направленность программы: туристско-краеведческая
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Костерин Николай Витальевич,
педагог дополнительного образования
.

Екатеринбург
2023 год

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 18:16:56 +05'00'

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности «Спасатель» разработана для
системы дополнительного образования лицея и направлена на формирование
навыков безопасности жизнедеятельности обучающихся, развитие физических
качеств.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;

Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;

Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций»
вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме».

Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
2

В современных условиях словосочетание «чрезвычайные ситуации»
(ЧС) прочно вошло в жизнь и сознание современного человека. Это связано в
первую очередь с тем, что история развития земной цивилизации и
современный мир неразрывно связаны с ЧС: землетрясения, наводнения,
ураганы, холод, жара, пожары, взрывы, аварии на производстве, войны,
терроризм, голод, эпидемии, болезни являются постоянными спутниками
человека. На нашей планете постоянно что-то взрывается, затапливается,
тонет, горит, падает, повреждается, уничтожается, при этом травмируются и
погибают люди.
Актуальность
данной
программы
обусловлена
реалиями
современности: в силу сложившихся геополитических, экологических,
технологических и социальных условий существования человечества, каждый
человек должен обладать определенным комплексом знаний, умений и
навыков, позволяющих не только гарантировать собственную безопасную
жизнедеятельность, но и иметь возможность оказать помощь нуждающимся.
Отличительными
особенностями данной программы является ее
практическая направленность, включение обучающихся в
активный
деятельностный процесс, основанный на командном подходе, взаимовыручке
и взаимопомощи.
Программа включает не только ряд лекционных занятий, но и
практические занятия, тренировки, экскурсии, походы;
В ходе реализации программы учитываются реальные особенности
существования современного общества, опасности и сложности жизни в
условиях города, автономного существования. Обучающиеся получают
навыки работы с современными техническими устройствами, радиостанциями,
GPS-устройствами, приобретают навыки оказанию первой помощи в
соответствии с их психофизиологическими особенностями детского и
подросткового возраста. Учатся избегать опасностей и объяснять близким
степень вероятных опасностей в той или иной ситуации.
Форма обучения – очная. Язык обучения: русский язык.
Уровни освоения программы: первый год – стартовый уровень; второй год –
базовый.

Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Спасатель» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в
неделю, продолжительность каждого занятия 1,5
учебных часа с
обязательным перерывом не менее 10 минут. Общее количество часов за
каждый учебный год – 157,5 часов. Всего за 2 года- 315 часов. Наполняемость
группы 10-18 человек.
Цели и задачи программы
Цель
программы
«Спасатель»:
формирование у обучающихся
представлений о предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций,
грамотных действий в случае возникновения опасных ситуаций.
Задачи:
1. Образовательные
- научить практическим навыкам оказания само- и взаимопомощи, умелым и
быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
- сформировать умение пользоваться индивидуальными и коллективными
средствами защиты, пожарно-спасательным оборудованием
2. Развивающие
- развивать умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- способствовать совершенствованию физической подготовки обучающихся;
- развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
3. Воспитательные
- формировать установку подростков на здоровый образ жизни, представление
о ценности человеческой жизни;
- формировать представление о культуре безопасности жизнедеятельности, в
том числе о культуре экологической безопасности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА

Количество часов за год
Форма аттестации/ 2 год
1 год
контроля

Форма аттестации/
контроля
Тест

1.

Введение
в
основы
деятельности спасателя

2.

Противопожарная
подготовка.

10,5

Практикум

10,5

Практикум

3.

Поисковоспасательные работы

22,5

Тест, практикум

22,5

Тест, практикум

14

Тест

4

7

№

НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА

Количество часов за год
Форма аттестации/ 2 год
1 год
контроля

4.

Медицинская
подготовка

5.

Безопасность
дорогах

6.

Системы связи
и
оповещения.
Физическая
и
психологическая
подготовка спасателя.
Практическая
отработка
полученных знаний,
умений и навыков.

7.
8.

ИТОГО:

24

на

9

3

Тест, практикум

Тест

Тест, практикум

27

Форма аттестации/
контроля
Тест, практикум

9

Тест

6

Тест, практикум

24

Фронтальный
опрос

24

Фронтальный опрос

51

Участие
в
соревнованиях,
участие в ПВД

52

Участие
соревнованиях,
участие в ПВД

157,5

в

157,5

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель первого года обучения:
сформировать
первоначальные
представления
о
предупреждении
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Задачи первого года обучения:
образовательные
- ознакомить обучающихся со спецификой аварий, катастроф и стихийных
бедствий региона, их поражающими факторами и последствиями;
- научить способам поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в
различных условиях;
- научить основам выживания в различных климатических и природных
условиях, способам передвижения по различной местности при помощи
компаса и карты;
развивающие
- способствовать развитию физической подготовленности обучающихся;
- развивать наблюдательность, волевые качества
воспитательные
- формировать установку подростков на здоровый образ жизни, представление
о ценности человеческой жизни.

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№

Наименование темы

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

Введение в основы деятельности спасателя
1

2

3

5

7

8

9

10

11

Чрезвычайные ситуации.
Виды,
классификация,
причины возникновения
чрезвычайных ситуаций.
МЧС России. Поисковоспасательная служба. Кто
такие спасатели.
Необходимые навыки и
умения
спасателей.
Экипировка спасателей.
Основы выживания и
жизнедеятельности
спасателей.
Специальные узлы и их
применение.
Основы выживания и
жизнедеятельности
спасателей.
Ориентирование
на
местности.
Основы
автономного
существования
в
различных
климатогеографических условиях.

1

1

Тест.

3

3

Тест

1,5

1,5

Тест.

3

3

Практикум.

3

1

2

Тест.
Практикум.

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

2

Тест.
Практикум.

2

Тест.
Практикум.

1,5

Тест.
Практикум.

Противопожарная подготовка.
ПСР в условиях пожаров.
3
1
Экипировка
спасателей
(пожарных).
Средства пожаротушения
3
1
и
специальные
технические средства для
проведения спасательных
работ.
1,5
Самоспасение людей при
пожарах.
6

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

№

Наименование темы

12

Составление
плана
3
эвакуации из различных
зданий.
Способы
эвакуации.
Поисково-спасательные работы

1,5

13

Общие
организации
спасательных
(ПСР).

1,5

1,5

14

ПСР в лесу

6

3

3

Тест.
Практикум.

15

ПСР в горах

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

16

ПСР в условиях города

6

3

3

Тест.
Практикум.

17

ПСР на воде

6

3

3

Тест.
Практикум.

3

3

принципы
поисковоработ

1,5

Тест.
Практикум.

Тест.

Медицинская подготовка
18
19

20
21

22

23

Основы
анатомии
и
физиологии человека.
Правила
и
порядок
осмотра
и
транспортировки
пострадавшего.
Сердечно-лёгочная
реанимация (СЛР).
Средства для оказания
первой
медицинской
помощи. Аптечка.
Первая
помощь
при
ранениях.
Техника
наложения повязок
Первая
помощь
при
травме
опорнодвигательной системы.
Основные
правила
иммобилизации

1,5

Тест.
Практикум.

1,5

Тест.
Практикум.

1,5

Тест.
Практикум.

3

1,5

1,5

1,5

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

7

Тест.
Практикум.

№

Наименование темы

24

Первая
помощь
при
термических
и химических ожогах,
отморожении,
переохлаждении,
перегревании.
Первая
помощь
при
отравлениях
и
неотложных
состояниях,
вызванных
заболеваниями.
Дорожно-транспортный
травматизм
(общая
характеристика).
Порядок оказания первой
помощи пострадавшим в
ДТП.

25

26

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

3

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

9

6

3

Тест.
Практикум.

Безопасность на дорогах
25

Правила
движения.

дорожного

Системы связи и оповещения.
Системы
связи
и
3
1,5
1,5
оповещения.
Радиостанции.
Физическая и психологическая подготовка спасателя.

Тест.
Практикум.

27

ОФП

6

6

Тест.
Практикум.

28

Скалолазание

6

6

Тест.
Практикум.

29

Кроссовая подготовка

6

6

30

Психологическая
подготовка
спасателя.
Психические
и
физиологические
особенности
труда
спасателя.

3

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

26

8

3

№

Наименование темы

31

Комплекс
упражнений
для
восстановления
работоспособности.

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

3

3

Практическая отработка полученных знаний, умений и
навыков.
32 Установка и прохождение
9
9
туристической
полосы
препятствий.
33 Прохождение
полосы
9
9
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение
костров.
Тушение огня.
34 Одиночное и групповое
9
9
ориентирование
на
местности.
35 ПВД с элементами ПСР в
24
24
лесном
массиве
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ИТОГО:
157,5
46
111,5

Тест.
Практикум.

Практикум.
Соревнования.
Тест.
Практикум.

Практикум.
Соревнования.
Практикум.

Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение в основы деятельности спасателя
1. Чрезвычайные ситуации. Виды, классификация, причины
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Теория
Лекционный материал о ЧС.
Практика
Просмотр документальных фрагментов с попыткой определить вид ЧС.
2. МЧС России. Поисково-спасательная служба. Кто такие спасатели.
Теория
Ознакомление с системой работы МЧС России. Изучение специфики
работы спасательных подразделений.
Практика
Просмотр документальных фрагментов и определение структур МЧС в
фильме.
9

3. Необходимые навыки и умения спасателей. Экипировка спасателей.
Теория
Изучение
терминологии, наименований изученных приборов,
специальных средств и устройств, применяемых спасателями.
Практика
Осмотр некоторых спецсредств и экипировки.
4. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей. Специальные
узлы и их применение.
Теория
Рассказ об особенностях функционирования спасателя в различных
условиях.
Рассказ об истории узлов, классификации, специфике их
использования.
Практика
Изучение техники вязки различных специальных узлов.
5. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей. Ориентирование
на местности.
Теория
Рассказ об основных способах ориентирования
Практика
Работа с картами, компасом, построение азимутов на объект.
6. Основы автономного существования в различных
географических условиях.
Теория
Климато-географические особенности Среднего Урала.
Практика
Тестирование. Анализ документальных видеофрагментов.

климато-

Раздел 2. Противопожарная подготовка.
7. ПСР в условиях пожаров. Экипировка спасателей (пожарных).
Теория
Техника безопасности. Изучение экипировки пожарных.
Практика
Выход на экскурсию в ПЧ. Работа с пожарным оборудованием: рукава,
разветвления, стволы, кислородные баллоны. Работа на учебно-тренировочном
комплексе лицея (УТК).
8. Средства пожаротушения и специальные технические средства для
проведения спасательных работ.
Теория
Техника безопасности. Изучение спецсредств.
10

Практика
Индивидуальная и групповая работа на УТК.
9. Самоспасение людей при пожарах.
Теория
Лекция по безопасности при пожарах.
Практика
Индивидуальная и групповая отработка навыков на УТК.
10. Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы
эвакуации.
Теория
Правила составления планов эвакуации. Места размещения планов.
Правила эвакуации.
Практика
Учебная эвакуация из помещений.
Раздел 3. Поисково-спасательные работы.
11. Общие принципы организации поисково-спасательных работ (ПСР).
Теория
Лекция по организации ПСР.
12. ПСР в лесу
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
13. ПСР в горах
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
14. ПСР в условиях города
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
15. ПСР на воде
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
11

Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов. Бросание «конца
Александрова» на точность.
Раздел 4. Медицинская подготовка.
16. Основы анатомии и физиологии человека.
Теория
Лекция по основам анатомии и физиологии человека
Практика
Работа со схемами человеческого организма.
17. Правила и порядок осмотра и транспортировки пострадавшего.
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим».
18. Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР).
Теория
Лекция по СЛР. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим».
19. Средства для оказания первой медицинской помощи. Аптечка.
Теория
Лекция о составе аптечки первой помощи. Инструктаж по ТБ.
Практика
Составление списка и комплектование аптечки. Тест на зание
применения элементов аптечки.
20. Первая помощь при ранениях. Техника наложения повязок.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по наложению повязок.
21. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.
Основные правила иммобилизации.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по наложению шин.
22. Первая помощь при термических
отморожении, переохлаждении, перегревании.
12

и

химических

ожогах,

Теория
Лекция.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
23. Первая помощь при отравлениях и неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
24. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика).
Порядок оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
Раздел 5. Безопасность на дорогах
25. Правила дорожного движения.
Теория
Лекция по ПДД.
Практика
Тестирование по ПДД. Работа в группах на полигоне лицея.
Раздел 6. Системы связи и оповещения.
26. Системы связи и оповещения. Радиостанции.
Теория
Лекция по системам связи.
Практика
Использование радиостанций различных типов. Организация радиосвязи
между удаленными объектами на территории лицея.
Раздел 7. Физическая и психологическая подготовка спасателя.
27. ОФП
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
ОФП на стадионе и в спортивном зале лицея.
28. Скалолазание
13

Теория
Принципы скалолазания. Инструктаж по ТБ.
Практика
Скалолазание на скалодроме.
29. Кроссовая подготовка
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Занятия на стадионе или в спортзале лицея.
30. Психологическая подготовка спасателя. Психические и
физиологические особенности труда спасателя.
Теория
Лекция по основам психологии.
Практика
Анализ поведения героев фрагментов видеофильмов. Решение кейсов.
Организационно-деятельностная игра.
31. Комплекс упражнений для восстановления работоспособности.
Теория
Рассказ о комплексе упражнений. Инструктаж по ТБ.
Практика
Выполнение упражнений.
Раздел 8. Практическая отработка полученных знаний, умений и
навыков.
32. Установка и прохождение туристической полосы препятствий.
Теория
Рассказ об особенностях установки и прохождения полосы препятствий.
Инструктаж по ТБ.
Практика
Прохождение полосы препятствий на УТК.
33. Прохождение полосы препятствий пожарно-прикладного спорта.
Разведение костров. Тушение огня.
Теория
Рассказ об особенностях установки и прохождения полосы препятствий.
Инструктаж по ТБ.
Практика
Прохождение полосы препятствий на УТК. Тушение огня с помощью
ранцевых и порошковых огнетушителей. Прокладка рукавной линии.
34. Одиночное и групповое ориентирование на местности.
14

Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Ориентирование с применением компаса и азимутального хода на
территории лицея по поиску контрольных пунктов.
35. ПВД с элементами ПСР в лесном массиве с отработкой элементов
медицинской подготовки.
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Участие в походе выходного дня в лесном массиве.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель второго года обучения:
сформировать навыки предупреждения возникновения чрезвычайных
ситуаций, грамотных рациональных действий в случае их возникновения.
Задачи второго года обучения:
образовательные
- научить применять и эффективно использовать спасательную технику,
приборы, оборудование, средства индивидуальной защиты и средства связи;
- научить приемам и средствам оказания первой медицинской помощи,
способам поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных
условиях;
- обучить использованию собственных индивидуально-психологических
особенностей, приемам управления собственным состоянием;
развивающие
- способствовать развитию физической подготовленности обучающихся;
- развивать наблюдательность, волевые качества, выносливость;
воспитательные
- формировать установку подростков на здоровый образ жизни, представление
о ценности человеческой жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№

Наименование темы

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

Основы деятельности спасателя
1

Чрезвычайные ситуации.
Виды
чрезвычайных
ситуаций.
Причины

1,5

15

1,5

Тест.

№

2

3

5

6

7

8

9

10

Наименование темы
возникновения.
Классификация
чрезвычайных ситуаций.
Поисково-спасательная
служба. Законодательное
регулирование
деятельности,
виды
деятельности.
Основы выживания
и
жизнедеятельности
спасателей.
Ориентирование
на
местности.
Основы
автономного
существования
в
различных
климатогеографических
условиях.
Основы здорового образа
жизни.

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

1,5

1,5

Тест.

1,5

1,5

Тест.
Практикум.

1,5

1,5

1,5

Общие
организации
спасательных
(ПСР).

принципы
поисковоработ

1,5

16

Тест.
Практикум.

1

Противопожарная подготовка.
ПСР в условиях пожаров.
3
1
Экипировка
спасателей
(пожарных).
Средства пожаротушения
3
1
и
специальные
технические средства для
проведения спасательных
работ
1,5
1,5
Самоспасение людей при
пожарах.
Составление
плана
3
1,5
эвакуации из различных
зданий.
Способы
эвакуации.
Поисково-спасательные работы
1,5

Тест.
Практикум.

2

Тест.
Практикум.

2

Тест.
Практикум.

Тест.
Практикум.

1,5

Тест.
Практикум.

Тест.
Практикум.

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

№

Наименование темы

11

ПСР в лесу

6

3

12

ПСР в горах

3

3

13

ПСР в условиях города

6

3

3

Тест.
Практикум.

14

ПСР на воде

6

4

2

Тест.
Практикум.

15
16
17
18

19

20

21

22

23

Медицинская подготовка
3
Основы
анатомии
и
физиологии человека.
3
Правила
и
порядок
осмотра пострадавшего.
3
Сердечно-лёгочная
реанимация (СЛР).
Средства для оказания
3
первой
медицинской
помощи. Аптечка.
Первая
помощь
при
3
ранениях.
Техника
наложения повязок
Первая
помощь
при
3
травме
опорнодвигательной системы.
Основные
правила
иммобилизации
Первая
помощь
при
3
термических
и химических ожогах,
отморожении,
переохлаждении,
перегревании.
Первая
помощь
при
3
отравлениях
и
неотложных
состояниях,
вызванных
заболеваниями.
3
Дорожно-транспортный
травматизм
(общая
17

3

Тест.
Практикум.

Практикум.

3

1

Тест.
Практикум.

3

Практикум.

2

Практикум.
Практикум.

3

1,5

1,5

Практикум.

1,5

1,5

Практикум.

1,5

1,5

Практикум.

3

Практикум.

1,5

Практикум.

1,5

№

Наименование темы

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

характеристика).
Порядок оказания первой
помощи пострадавшим в
ДТП.
Безопасность на дорогах
24

Правила
движения.

дорожного

9

6

3

Тест.

Системы связи и оповещения.
25

Системы
связи
и
3
1
2
оповещения.
Радиостанции.
Современные технологии
3
2
1
и устройства поиска.
GPS-навигаторы,
интерактивные
карты,
спутниковые системы.
Физическая и психологическая подготовка спасателя.

Практикум.

Практикум.

26

ОФП

6

6

Практикум.

27

Скалолазание

6

6

Практикум.

28

Кроссовая подготовка

6

6

Практикум.

29

Психологическая
подготовка
спасателя.
Психические
и
физиологические
особенности
труда
спасателя.
Комплекс
упражнений
для
восстановления
работоспособности.

3

30

3

Практикум.

3

3

Практическая отработка полученных знаний, умений и
навыков.
31 Установка и прохождение
9
9
туристической
полосы
препятствий.
18

Практикум.

Практикум.

№

Наименование темы

32

Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение
костров.
Тушение огня.
Одиночное и групповое
ориентирование
на
местности.
ПВД с элементами ПСР в
лесном
массиве
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.

33

34

ИТОГО:

Общее
в том числе
Формы
количество теория практика контроля
часов

9

9

Практикум.
Соревнования.

9

9

Практикум.
Соревнования.

24

24

Практикум.

157,5

44

113,5

Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение в основы деятельности спасателя
1. Чрезвычайные ситуации. Виды, классификация, причины
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Теория
Лекционный материал о ЧС.
Практика
Просмотр документальных фрагментов с попыткой определить вид ЧС.
2. МЧС России. Поисково-спасательная служба. Кто такие спасатели.
Теория
Ознакомление с системой работы МЧС России. Изучение специфики
работы спасательных подразделений.
Практика
Просмотр документальных фрагментов и определение структур МЧС в
фильме.
3. Необходимые навыки и умения спасателей. Экипировка спасателей.
Теория
Изучение
терминологии, наименований изученных приборов,
специальных средств и устройств, применяемых спасателями.
Практика
Осмотр некоторых спецсредств и экипировки.

19

4. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей. Специальные
узлы и их применение.
Теория
Рассказ об особенностях функционирования спасателя в различных
условиях.
Рассказ об истории узлов, классификации, специфике их
использования.
Практика
Изучение техники вязки различных специальных узлов.
5. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей. Ориентирование
на местности.
Теория
Рассказ об основных способах ориентирования
Практика
Работа с картами, компасом, построение азимутов на объект.
6. Основы автономного существования в различных
географических условиях.
Теория
Климато-географические особенности Среднего Урала.
Практика
Тестирование. Анализ документальных видеофрагментов.

климато-

Раздел 2. Противопожарная подготовка.
7. ПСР в условиях пожаров. Экипировка спасателей (пожарных).
Теория
Техника безопасности. Изучение экипировки пожарных.
Практика
Выход на экскурсию в ПЧ. Работа с пожарным оборудованием: рукава,
разветвления, стволы, кислородные баллоны. Работа на учебно-тренировочном
комплексе лицея (УТК).
8. Средства пожаротушения и специальные технические средства для
проведения спасательных работ.
Теория
Техника безопасности. Изучение спецсредств.
Практика
Индивидуальная и групповая работа на УТК.
9. Самоспасение людей при пожарах.
Теория
Лекция по безопасности при пожарах.
Практика
Индивидуальная и групповая отработка навыков на УТК.
20

10. Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы
эвакуации.
Теория
Правила составления планов эвакуации. Места размещения планов.
Правила эвакуации.
Практика
Учебная эвакуация из помещений.
Раздел 3. Поисково-спасательные работы.
11. Общие принципы организации поисково-спасательных работ (ПСР).
Теория
Лекция по организации ПСР.
12. ПСР в лесу
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
13. ПСР в горах
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
14. ПСР в условиях города
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов.
15. ПСР на воде
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Организационно-деятельностная игра. Решение кейсов. Бросание «конца
Александрова» на точность.
Раздел 4. Медицинская подготовка.
16. Основы анатомии и физиологии человека.
Теория
Лекция по основам анатомии и физиологии человека
21

Практика
Работа со схемами человеческого организма.
17. Правила и порядок осмотра и транспортировки пострадавшего.
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим».
18. Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР).
Теория
Лекция по СЛР. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим».
19. Средства для оказания первой медицинской помощи. Аптечка.
Теория
Лекция о составе аптечки первой помощи. Инструктаж по ТБ.
Практика
Составление списка и комплектование аптечки. Тест на зание
применения элементов аптечки.
20. Первая помощь при ранениях. Техника наложения повязок.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по наложению повязок.
21. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.
Основные правила иммобилизации.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по наложению шин.
22. Первая помощь при термических и химических ожогах,
отморожении, переохлаждении, перегревании.
Теория
Лекция.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
23. Первая помощь при отравлениях и неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями.
Теория
22

Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
24. Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика).
Порядок оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Теория
Лекция. Инструктаж по ТБ.
Практика
Работа с манекеном «Максим». Работа в парах по отработке действий.
Раздел 5. Безопасность на дорогах
25. Правила дорожного движения.
Теория
Лекция по ПДД.
Практика
Тестирование по ПДД. Работа в группах на полигоне лицея.
Раздел 6. Системы связи и оповещения.
26. Системы связи и оповещения. Радиостанции.
Теория
Лекция по системам связи.
Практика
Использование радиостанций различных типов. Организация радиосвязи
между удаленными объектами на территории лицея.
Раздел 7. Физическая и психологическая подготовка спасателя.
27. ОФП
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
ОФП на стадионе и в спортивном зале лицея.
28. Скалолазание
Теория
Принципы скалолазания. Инструктаж по ТБ.
Практика
Скалолазание на скалодроме.
29. Кроссовая подготовка
Теория
Инструктаж по ТБ.
23

Практика
Занятия на стадионе или в спортзале лицея.
30. Психологическая подготовка спасателя. Психические и
физиологические особенности труда спасателя.
Теория
Лекция по основам психологии.
Практика
Анализ поведения героев фрагментов видеофильмов. Решение кейсов.
Организационно-деятельностная игра.
31. Комплекс упражнений для восстановления работоспособности.
Теория
Рассказ о комплексе упражнений. Инструктаж по ТБ.
Практика
Выполнение упражнений.
Раздел 8. Практическая отработка полученных знаний, умений и
навыков.
32. Установка и прохождение туристической полосы препятствий.
Теория
Рассказ об особенностях установки и прохождения полосы препятствий.
Инструктаж по ТБ.
Практика
Прохождение полосы препятствий на УТК.
33. Прохождение полосы препятствий пожарно-прикладного спорта.
Разведение костров. Тушение огня.
Теория
Рассказ об особенностях установки и прохождения полосы препятствий.
Инструктаж по ТБ.
Практика
Прохождение полосы препятствий на УТК. Тушение огня с помощью
ранцевых и порошковых огнетушителей. Прокладка рукавной линии.
34. Одиночное и групповое ориентирование на местности.
Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Ориентирование с применением компаса и азимутального хода на
территории лицея по поиску контрольных пунктов.
35. ПВД с элементами ПСР в лесном массиве с отработкой элементов
медицинской подготовки.
24

Теория
Инструктаж по ТБ.
Практика
Участие в походе выходного дня в лесном массиве.

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу первого года обучения обучающиеся будут
знать:
- первоначальные сведения о предупреждении возникновения чрезвычайных
ситуаций;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их
поражающие факторы и последствия;
- основы выживания в различных климатических и природных условиях;
уметь:
- применять способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в
различных условиях;
- использовать при передвижении по различной местности компас и карту.
Личностные результаты:
- получат возможность развить физическую подготовленность;
- разовьют наблюдательность, волевые качества;
- приобретут установку на здоровый образ жизни, представление о ценности
человеческой жизни
К концу второго года обучения обучающиеся будут
знать:
- как предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций;
- приемы и средства оказания первой медицинской помощи,
уметь:
- предупреждать и предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций,
осуществлять грамотные рациональные действия в случае их возникновения
- применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы,
оборудование, средства индивидуальной защиты и средства связи;
- оказать первую медицинскую помощь,
- использовать собственные индивидуально-психологические особенности,
- владеть приемами управления собственным состоянием
Личностные результаты:
- получат возможность развить физическую подготовленность;
- разовьют наблюдательность, волевые качества;
- приобретут установку на здоровый образ жизни, представление о ценности
человеческой жизни

25

IV.

1.
2.
3.
4.
5.

КОМПЛЕКС
УСЛОВИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Материально-техническое обеспечение
Учебно-тренировочный комплекс «Спасатель» на базе МАОУ лицея № 180.
Комплект группового снаряжения для занятий на учебно-тренировочном
комплексе.
Индивидуальное снаряжение обучающихся.
Ноутбук.
Видеопроектор.
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов

Виды контроля
Входной

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Время
Цель проведения
Формы контроля
проведения
В
начале Определение
начальных Наблюдение,
учебного года
знаний и умений
у фронтальный опрос
учащихся.
В течение всего Определение
степени
учебного года
владения
теоретическим
материалом и практическими
навыками.
По
окончании Определение
степени
изучения темы владения
теоретическим
или раздела. В материалом и практическими
конце
месяца, навыками.
четверти,
полугодия.
В
конце Определение
уровня
учебного
года ожидаемых результатов.
или
курса
обучения

Тест, практикум.

Тест,
практикум,
участие
в
соревнованиях.

Поход выходного дня,
участие
в
соревнованиях.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
-правильно оценена предложенная смоделированная ситуация ЧС;
- точно определена и проговорена последовательность действий при работе в
смоделированной ситуации;
- правильная работа со спецсредствами;
- осознанное собственное психоэмоциональное состояние;
-правильная практическая работа с учетом возможных нестандартных
ситуаций).
26

Результативность реализации программы отслеживается через:
- сдача нормативов ПСС и спортивного туризма;
- участие в соревнованиях по ПСС и спортивному туризму районного и
муниципального уровней;
- участие в конкурсах агитбригад пожарно-спасательного направления и
направления охраны безопасности дорожного движения;
- участие в походах выходного дня.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в итоговом походе выходного дня со смоделированной в игровой форме ЧС.
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
Методические материалы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Спасатель» построена в соответствии с дидактическими принципами.
Обучение должно быть:
 научным;
 проблемным;
 наглядным;
 активным и сознательным;
 доступным;
 системным и последовательным;
 простым;
 необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и
воспитание учащихся.
Приоритетными направлениями деятельности педагога дополнительного
образования являются способы и создания этих условий, методы:
 проведение занятий в неординарной форме, в форме кейсов и
организационно-деятельностных задач;
 использование педагогом в своей деятельности методов демонстрации
наглядности, ситуаций успеха;
 внедрение педагогом в свою практику приемов развивающего обучения.
В деятельности педагога используются различные формы работы: от
семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и
учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из
числа педагогической и родительской общественности и до полевых и
стационарных
лагерей
с
учебно-воспитательными
программами,
тренировочными занятиями, походами и соревнованиями.
Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях
способствуют разнообразные методы их организации и проведения:
 эмоциональная настроенность детей перед практической работой;
27

 использование игровых ситуаций на занятии,
 групповые формы работы над заданием как модель деятельности посковоспасательной группы (ПСГ).
Программа занятий включает разнообразные виды деятельности
учащихся:
- работа с современными радиостанциями в различных разрешенных
диапазонах частот;
- разжигание и тушение огня;
- вязка альпинистских и пожарных узлов;
- работа с пожарным оборудованием (пожарные рукава, разветвления,
пожарно-штурмовые лестницы);
- работа с альпинистским снаряжением, отработка навыков движения по
скалам, осыпям, промышленным объектам с использованием страховочных
элементов;
- работа с навигационным оборудованием (компасы, карты, GPS-навигаторы,
специальное программное навигационное обеспечение);
- практика по оказанию первой доврачебной помощи;
- изучение ПДД.
1.
2.
3.
4.

V.

Интернет-ресурсы:
https://www.mchs.gov.ru/
https://spasunet.ru/
https://fireman.club/
https://www.spas-extreme.ru/game

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

28

Приложение №1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
157,5 часов, 1,5 часа 3 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.

Месяц

№

сентябрь

Форма
контроля

занятия

№1

Чрезвычайные
ситуации. 1,5
Виды чрезвычайных ситуаций.
Причины
возникновения.
Классификация чрезвычайных
ситуаций.

Беседа

Тест.

№2

Поисково-спасательная
1,5
служба.
Законодательное
регулирование деятельности,
виды деятельности.

Семинар

Тест.
Практикум.

№3№5

Основы
выживания
жизнедеятельности
спасателей.
Ориентирование
местности.

Лекция, беседа

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

1,5

Беседа

1,5

Лекция,
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

№6№8

Количество
часов

Форма проведения
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

и 1,5
на

Основы
автономного
существования в различных
климато-географических
условиях.
Основы здорового образа
жизни.
ПСР в условиях пожаров.
Экипировка
спасателей
(пожарных).
ПСР в условиях пожаров.
Экипировка
спасателей
(пожарных).
Средства пожаротушения и
специальные
технические
средства
для
проведения
спасательных работ

1,5

1,5

29

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

Месяц

№

Форма
контроля

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

Лекция,
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

занятия

№9№11

Средства пожаротушения и 1,5
специальные
технические
средства
для
проведения
спасательных работ
Самоспасение людей при 1,5
пожарах.

Количество
часов

Составление плана эвакуации
из
различных
зданий.
Способы эвакуации.
Составление плана эвакуации
из
различных
зданий.
Способы эвакуации.
Общие принципы организации
поисково-спасательных работ
(ПСР).
ПСР в лесу

1,5

1,5

Семинар

ПСР в лесу

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ПСР в лесу

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

№18№20

ПСР в лесу

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

№21№23

ПСР в горах

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

ПСР в горах

1,5

Практическое
занятие

ПСР в условиях города

1,5

Семинар

ПСР в условиях города

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ПСР в условиях города

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

ПСР в условиях города

1,5

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие
Семинар

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

№12№14

№15№17

№24№26

октябрь

Форма проведения
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

№27№29

30

Тест.
Практикум.

ноябрь

Месяц

№

Форма
контроля

1,5

Практическое
занятие
Семинар

1,5

Семинар

1,5

Семинар

1,5

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Семинар

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

занятия

Количество
часов

№30№32

ПСР на воде

1,5

Основы
анатомии
и
физиологии человека.
Основы
анатомии
и
физиологии человека.
Правила и порядок осмотра
пострадавшего
Сердечно-лёгочная
реанимация (СЛР).
Сердечно-лёгочная
реанимация (СЛР).
Средства для оказания первой
медицинской
помощи.
Аптечка.
Первая помощь при ранениях.
Техника наложения повязок
Первая помощь при ранениях.
Техника наложения повязок
Первая помощь при травме
опорно-двигательной
системы.
Основные
правила
иммобилизации
Первая помощь при травме
опорно-двигательной
системы.
Основные
правила
иммобилизации
Первая
помощь
при
термических и химических
ожогах,
отморожении,
переохлаждении,
перегревании.
Первая
помощь
при
термических и химических
ожогах,
отморожении,
переохлаждении,
перегревании.
Первая
помощь
при
отравлениях и неотложных
состояниях,
вызванных
заболеваниями.

№33№35

№36№38

№39№41

№42№44

декабрь

Форма проведения
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1,5
1,5

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие, лекция

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие, лекция

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5
1,5
1,5

31

Месяц

№
занятия

№45№47

д
е
к
а
б
р
№48№50
ь

№51№53

январь

№54№56

февраль

№57№59

№60№62

Форма проведения
занятия

Форма
контроля

Дорожно-транспортный
1,5
травматизм
(общая
характеристика).
Порядок оказания первой
помощи пострадавшим в ДТП.

Семинар

Тест.
Практикум.

Дорожно-транспортный
1,5
травматизм
(общая
характеристика).
Порядок оказания первой
помощи пострадавшим в ДТП.

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Правила дорожного движения. 1,5

Семинар

Системы связи и оповещения. 1,5
Радиостанции.
Системы связи и оповещения. 1,5
Радиостанции.

Лекция

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

Современные технологии и 1,5
устройства
поиска.
GPSнавигаторы,
интерактивные
карты, спутниковые системы.
Современные технологии и 1,5
устройства
поиска.
GPSнавигаторы,
интерактивные
карты, спутниковые системы.

Семинар

Тест.
Практикум.

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

ОФП

1,5

ОФП

1,5

ОФП

1,5

ОФП

1,5

Скалолазание

1,5
32

Семинар,
Практическое
занятие

Месяц

№
занятия

№63№65

№66№68

№69№71

№72№74

март

№75№77

№78№80

Форма проведения
занятия

Форма
контроля

1,5

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Семинар

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Скалолазание

1,5

Скалолазание

1,5

Скалолазание

1,5

Скалолазание

1,5

Кроссовая подготовка

1,5

Кроссовая подготовка

1,5

Кроссовая подготовка

1,5

Кроссовая подготовка

1,5

Психологическая подготовка
спасателя. Психические и
физиологические особенности
труда спасателя.
Психологическая подготовка
спасателя. Психические и
физиологические особенности
труда спасателя.
Комплекс упражнений для
восстановления
работоспособности.
Комплекс упражнений для
восстановления
работоспособности.
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий..
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка и прохождение
туристической
полосы
препятствий.

33

Месяц

№
занятия

№81№83

№84№86

№87№89

апрель

№90№92

Форма проведения
занятия

Форма
контроля

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Практикум.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного
спорта.
Разведение костров. Тушение
огня.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Подготовка
к
ПВД
с
элементами
ПСР
в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

34

Тест.
Практикум.

Месяц

№
занятия

№93№95
№96№98
№99№101

май

№102
-105

Форма проведения
занятия

Форма
контроля

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Практикум.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Подготовка
к
ПВД
с
элементами
ПСР
в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой
зоне
с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
Итоговое занятие

Второй год обучения
157,5 часов, 1,5 часа 3 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.

сентябрь

Месяц

№

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

Чрезвычайные ситуации. Виды 1,5
чрезвычайных
ситуаций.
Причины
возникновения.
Классификация
чрезвычайных
ситуаций.

Беседа

Тест.

Поисково-спасательная служба. 1,5
Законодательное регулирование
деятельности,
виды
деятельности.

Семинар

Тест.
Практикум.

занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

№1

№2

Количество
часов

35

Месяц

№

№3№5

Основы
выживания
и 1,5
жизнедеятельности спасателей.
Ориентирование на местности.

Лекция, беседа

Тест.
Практикум.

Основы
автономного 1,5
существования в различных
климато-географических
условиях.
1,5
Основы здорового образа жизни.

Семинар

Тест.
Практикум.

№9№11

№12№14

№15№17

октябрь

Форма
контроля

занятия

№6№8

№18№20

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ПСР в условиях пожаров.
Экипировка
спасателей
(пожарных).
ПСР в условиях пожаров.
Экипировка
спасателей
(пожарных).
Средства
пожаротушения
и
специальные
технические
средства
для
проведения
спасательных работ
Средства
пожаротушения
и
специальные
технические
средства
для
проведения
спасательных работ
Самоспасение
людей
при
пожарах.

1,5

Составление плана эвакуации из
различных зданий. Способы
эвакуации.
Составление плана эвакуации из
различных зданий. Способы
эвакуации.
Общие принципы организации
поисково-спасательных
работ
(ПСР).
ПСР в лесу

1,5

ПСР в лесу

1,5

ПСР в лесу

1,5

ПСР в лесу

1,5

Беседа

Тест.
Практикум.
Лекция,
Тест.
Практическое Практикум.

1,5

занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Лекция,
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

36

Тест.
Практикум.

Тест.
Практикум.
Практическое Тест.
занятие
Практикум.
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Практическое Тест.
занятие
Практикум.

Месяц

№
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

№21№23

ПСР в горах

1,5

Семинар

ПСР в горах

1,5

ПСР в условиях города

1,5

ПСР в условиях города

1,5

ПСР в условиях города

1,5

ПСР в условиях города

1,5

ПСР на воде

1,5

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие

ПСР на воде

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

№24№26

№27№29

ноябрь

№30№32

№33№35

декабрь

№36№38

Тест.
Практикум.
Практическое Тест.
занятие
Практикум.
Семинар
Тест.
Практикум.
Практическое Тест.
занятие
Практикум.
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Практическое Тест.
занятие
Практикум.
Семинар
Тест.
Практикум.

Основы анатомии и физиологии 1,5
человека.
Основы анатомии и физиологии 1,5
человека.
Правила и порядок осмотра 1,5
пострадавшего

Семинар

Сердечно-лёгочная
(СЛР).

реанимация 1,5

Практическое
занятие

Сердечно-лёгочная
(СЛР).

реанимация 1,5

Практическое
занятие

Семинар
Семинар

Средства для оказания первой 1,5
медицинской помощи. Аптечка.

Семинар

Первая помощь при ранениях. 1,5
Техника наложения повязок

Практическое
занятие

Первая помощь при ранениях. 1,5
Техника наложения повязок

Практическое
занятие

37

Форма
контроля

Месяц

№
занятия

№39№41

№42№44

№45№47

№48№50

ян
ва
рь

№51№53

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

1,5

Практическое
занятие,
лекция

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие,
лекция

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

Дорожно-транспортный
1,5
травматизм
(общая
характеристика).
Порядок
оказания
первой
помощи пострадавшим в ДТП.

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Правила дорожного движения.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Первая
помощь
при
травме
опорно-двигательной
системы.
Основные
правила
иммобилизации
Первая
помощь
при
травме
опорно-двигательной
системы.
Основные
правила
иммобилизации
Первая помощь при термических
и
химических
ожогах,
отморожении, переохлаждении,
перегревании.
Первая помощь при термических
и
химических
ожогах,
отморожении, переохлаждении,
перегревании.
Первая помощь при отравлениях
и
неотложных
состояниях,
вызванных заболеваниями.
Дорожно-транспортный
травматизм
(общая
характеристика).
Порядок
оказания
первой
помощи пострадавшим в ДТП.

38

Месяц

№
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Системы связи
Радиостанции.

и оповещения. 1,5

Системы связи
Радиостанции.

и оповещения. 1,5

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

Лекция

Тест.
Практикум.
Семинар,
Тест.
Практическое Практикум.
занятие

№54№56

Современные
технологии
и 1,5
устройства
поиска.
GPSнавигаторы,
интерактивные
карты, спутниковые системы.
Современные
технологии
и 1,5
устройства
поиска.
GPSнавигаторы,
интерактивные
карты, спутниковые системы.

Семинар

Тест.
Практикум.

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

1,5

Практическое
занятие

Скалолазание

1,5

Практическое
занятие

Скалолазание

1,5

Практическое
занятие

Скалолазание

1,5

Практическое
занятие

Скалолазание

1,5

Практическое
занятие

Скалолазание

1,5

Практическое
занятие

Кроссовая подготовка

1,5

Практическое
занятие

Кроссовая подготовка

1,5

Практическое
занятие

Кроссовая подготовка

1,5

Практическое
занятие

Кроссовая подготовка

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.

ОФП
№57№59

ОФП
ОФП
ОФП

№60№62

№63№65

февраль

№66№68

39

Месяц

№
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

Форма
контроля

№69№71

Психологическая
подготовка
спасателя.
Психические
и
физиологические
особенности
труда спасателя.
Психологическая
подготовка
спасателя.
Психические
и
физиологические
особенности
труда спасателя.
Комплекс
упражнений
для
восстановления
работоспособности.
Комплекс
упражнений
для
восстановления
работоспособности.
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий..
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Установка
и
прохождение
туристической
полосы
препятствий.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.
Прохождение
полосы
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

1,5

Семинар

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

№72№74

№75№77

март

№78№80

апрель

№81№83

40

Месяц

№

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

№84№86

Прохождение
полосы 1,5
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.
Прохождение
полосы 1,5
препятствий
пожарноприкладного спорта. Разведение
костров. Тушение огня.
Одиночное
и
групповое 1,5
ориентирование на местности.

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

Практическое
занятие

Одиночное
и
групповое 1,5
ориентирование на местности.

Практическое
занятие

Одиночное
и
групповое 1,5
ориентирование на местности.

Практическое
занятие

Одиночное
и
групповое 1,5
ориентирование на местности.

Практическое
занятие

Одиночное
и
групповое 1,5
ориентирование на местности.

Практическое
занятие

Одиночное
и
групповое
ориентирование на местности.
Подготовка к ПВД с элементами
ПСР в лесопарковой зоне с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
Подготовка к ПВД с элементами
ПСР в лесопарковой зоне с
отработкой
элементов
медицинской подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой зоне с отработкой
элементов
медицинской
подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой зоне с отработкой
элементов
медицинской
подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой зоне с отработкой
элементов
медицинской
подготовки.
ПВД с элементами ПСР в
лесопарковой зоне с отработкой
элементов
медицинской
подготовки.
Итоговое занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Тест.
Практикум.
Практикум.

№90№92

№93№95
№96№98
№99№101

май

Форма
контроля

занятия

№87№89

№102
-105

Количество
часов

Форма
проведения
занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1,5
1,5

Тест.
Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Тест.
Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

4,5

Практическое
занятие

Практикум.

1,5

Практическое
занятие

Практикум.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».