ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: sch180@mail.ru

Утверждено
приказом № 421 от 10.07.2023г.

Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.08.30 07:52:06
+05'00'

директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
для детей 15-17 лет
Направленность программы: социально-гуманитарная
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Бабанова Ольга Юрьевна,
педагог дополнительного образования
.
.

Екатеринбург
2023 год

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «За страницами учебника обществознания» разработана для
системы дополнительного образования лицея и направлена на формирование
правовой культуры обучающихся. Содержание программы отвечает двум
основным условиям:
1) сохранение преемственности с правовым содержанием обществоведческих
курсов, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи;
2) дальнейшее углубление и расширение знаний о праве.
Цель программы: формирование углубленного интереса к праву, создание
основы для становления правовой компетентности выпускников.
Задачи программы:
 способствовать воспитанию уважения к отечественной
правовой
системе;
 формировать культуру работы с правовым документом, с юридической
литературой;
 развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности
учащихся.
 формировать у одарённых обучающихся опыт применения полученных
знаний и умений для определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений;
для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
подростков, развитие
личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности и правового самосознания
являются в современной действительности особенно актуальными.
Освоение дополнительной общеразвивающей программы направлено на
развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний,
развитие способности обучающихся анализировать социально значимую
информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих
адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Затрагивая острые общественные вопросы, данная программа вооружает
обучающихся аналитическим аппаратом для самостоятельного объяснения,
усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми
приходится
сталкиваться
в
повседневной
жизни,
проявлять
заинтересованность, соединство со своим обществом.
3

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «За страницами
учебника обществознания» состоит в:
- модульной компоновке содержания программы;
применении стратегии ускорения, расширения и обогащения
(углубления);
- использовании таких методов и форм работы как проблемные лекции
(лекция – сравнительный анализ; стержневая лекция, блочно-проблемная
лекция, лекция с элементами поисковой беседы), учебный семинар, дискуссии,
диалоги, работа с документами, изучение статистических материалов,
материалов СМИ, использование Интернет–материалов, проведение
социологических исследований; практические занятия по решению учебных
задач; выполнение творческих работ.
Программа разработана для обучающихся 15-17 лет и рассчитана на 2 часа в
неделю. Общее количество часов - 62 академических часа.
Формами контроля деятельности по данной программе является участие
обучающихся в предметных олимпиадах, научно-исследовательской,
проектной деятельности.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных
норм. Понятие гражданского общества. Взаимодействие гражданского
общества, права, государства
Раздел 1. Основы конституционного права
Конституционное
право:
понятие
конституционного
права
РФ,
«конституционализма». История конституционного права в России.
Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы.
Основы конституционного строя в России.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные
обязанности.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность
избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная
система. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение
выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Федеративное устройство РФ. Субъекты Федерации и их статус. Принцип
федерализма. Основные виды территориально-государственного устройства.
Разграничения полномочий между центром и субъектами Федерации.
Президент РФ как глава государства. Его роль, функции, полномочия и степень
ответственности. Выборы президента.

4

Федеральное собрание. Сущность законодательной власти в РФ. Структура
российского парламента. Функции и полномочия Совета Федерации. Функции
и полномочия Государственной Думы. Законотворческий процесс.
Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Система органов
исполнительной власти в РФ. Функции, полномочия и компетенция
исполнительной власти в России.
Судебная система в России. Классификация судов по инстанциям и видам
юрисдикции. Высшие судебные органы России: Конституционный суд,
Верховный суд, Высший Арбитражный суд. Прокуратура. Принципы
судопроизводства в РФ.
Местное самоуправление. Функции, полномочия, обязанности. Органы
местного самоуправления в Екатеринбурге.
Раздел 2. Система прав человека.
Понятие прав человека. Становление и развитие прав человека. Осознание
человечеством экономических, политических и духовных потребностей
развития личности и общества как предпосылка возникновения прав человека.
История прав человека. Права человека как средство защиты и
общечеловеческие ценности. Становление и развитие прав человека. Дать
представление об истории возникновения законов. Демократия и её связь с
правами человека. Библия о человеке. Проблема личности в древнегреческой и
древнеримской философии. Зарождение представлений о естественном праве.
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 год. Американский
Билль о правах 1791 год.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Принятие международного её
содержание, история создания, историческое значение. Международный пакт
о правах человека 1966 г. 10 декабря 1948 года – Всемирный день прав
человека. Цель деятельности ООН, роль международного права в
регулировании отношений между людьми, его влияние на национальные
законодательства. Проблема прав человека в нашей стране и мире. Права
человека в нашей стране, их состояние и проблемы. Конвенция о правах
ребенка
Проблема прав человека в нашей стране и в мире. Основные нарушения прав
человека. Деятельность Уполномоченного по правам человека и
Уполномоченного по правам ребенка в России. Международный суд по правам
человека в Страсбурге и его деятельность.
Права человека в случае совершения им правонарушения. Международные
правовые акты и Конституция РФ как источники гаранты соблюдения прав
человека, преступившего закон. Право на адвоката. Презумпция невиновности.
Раздел 3. Уголовное право.
Противоправное и правомерное поведение. Правонарушение и его признаки,
состав. Проступок и его виды. Преступление: признаки, виды, способы
профилактики.
Причины правонарушений. Социальные причины преступности: безработица,
низкий материальный уровень, недостаток воспитания. Психологические
5

причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение
преступления. Криминология.
Вина и ответственность: понятие, механизмы формирования и роль в
формировании наказания, виды. Отягчающие и смягчающие вину
обстоятельства.
Общая характеристика уголовного права. Уголовный Кодекс как источник
уголовного права. История уголовного права в России.
Уголовная ответственность: признаки, принципы, цели, виды санкций.
Пенитенциарная система в России. Уголовное судопроизводство в России:
исторический экскурс. Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное
право в РФ. Система уголовно-исправительных учреждений.
Законность и правопорядок: суть, принципы, функции, условия
осуществления.
Система правоохранительных органов в РФ. Прокуратура. Полиция. ДПС.
Участие граждан в охране правопорядка.
Раздел 4. Отрасли и институты российского права
Налоговое право. Налоговый Кодекс РФ. Субъекты налогообложения.
Налоговые льготы. Налоговый вычет. Финансовое право. Банковское право.
Договор банковского вклада. Кредитный договор. Договор поручительства.
Земельное право. Объекты землепользования. Право на землю и способы его
реализации. Дачная амнистия. Регистрация прав на землю и недвижимое
имущество.
Авторское право. Право на интеллектуальную собственность и способы его
защиты.
Оформление
авторского
права.
Использование
чужой
интеллектуальной собственности в рамках закона. Наследственное право.
Субъекты. Оформление завещания. Оформление наследства.
Арбитражный процесс. Участники арбитражного процесса. Понятие
арбитражного процесса. Исполнение судебных решений.
Мировой суд. Состав мирового суда. Юрисдикция. Особенности
правоприменительной практики.
Раздел 5. Человек на правовом поле. .
Как не стать жертвой или соучастникв преступления? Правовая культура и
правовое образование.
Если тебя задержала полиция? Что нужно знать о своих правах при
задержании?
Статус
несовершеннолетнего.
Ответственность
несовершеннолетнего.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические
профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Обобщающее занятие.
Программа рассчитана на 2 года, занятия проводятся дважды в неделю.
Продолжительность каждого занятия два часа.

6

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии
оценивания.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения.
Объектом оценки предметных результатов служит способность
обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в
рамках освоения программы «Основы издательского дела».
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля

Время
проведения

Входной

В
начале Определение
уровня
учебного года начальной
подготовки
обучающихся
в
теоретическом,
практическом аспектах.
В
течение Определение
степени
всего
освоения темы (модуля).
учебного года

Наблюдение,
тематическая
беседа

По окончании
изучения
темы
или
раздела.

Практические
работы.

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Цель проведения

Определение
степени
готовности к переходу на
более высокий уровень
обучения, готовности к
получению новых знаний,
умений,
навыков.
Установление
эффективности
применяемых психологопедагогических приемов.
В
конце Определение
степени
учебного года готовности к завершению
или
курса курса.
Установление
обучения
полноты
полученных
знаний, умений, навыков.
Установление
эффективности
применяемых психологопедагогических приемов.
Формирование
группы
обучающихся,
которые
могут стать наставниками
новых обучающихся по
данному
курсу
в
следующем учебном году.
7

Формы контроля

Практические
работы.

Коллективная
творческая
работа

Результативность реализации программы отслеживается через участие
обучающихся в общелицейских проектах, научно-практических конференциях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Формами контроля деятельности по данной программе является подготовка
обучающимися индивидуальных и коллективных творческих работ.

III.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы
№

Общее
количест
во часов
Модуль №1 (24 часа)

теория

практика

4
20

1
7

3
13

Конституционное право. Истоки и
история конституционализма в России
Конституция РФ. Основы
конституционного строя
Система конституционных прав,
свобод и обязанностей человека и
гражданина РФ.
Избирательное право

2

0

2

2

1

1

2

0

2

2

1

1

Федеративное устройство Российской
Федерации
Президент РФ – глава государства

2

1

1

2

2

0

Федеральное собрание: Совет
Федерации и Государственная Дума
Правительство РФ: правовой статус и
полномочия
Судебная система Российской
Федерации
Местное самоуправление

2

0

2

2

1

1

2

0

2

2

1

1

8

2

6

2

0

2

Введение
1. Основы конституционного права

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

в том числе

Модуль №2 (20 часов)
2. Система прав человека.
12

Понятие прав человека. Становление
и развитие прав человека

8

Наименование темы

Общее
количест
во часов
2

№

в том числе
теория
1

практика
1

0

2

1

1

2

1

1

2

0

2

2

2

0

2

1

1

1

1

0

2

8

4

4

2
1

1
1

1
0

1

0

1

25
26

Авторское право. Наследственное
право
Потребительское право
Арбитражный процесс

2
2

0
2

2
0

27

Мировой суд

2

2

0

8

2

6

2

1

1

2

0

2

2

1

1

и

2

0

2

ИТОГО:

62

26

34

13

14
15

16
17
18
19
20
21

Всеобщая декларация прав человека
1948 года. Конвенция о правах
ребенка
Проблема прав человека в нашей
2
стране и в мире.
Права человека в случае совершения
2
им правонарушения
3. Уголовное право. (12 часов)
Противоправное
поведение.
Проступок. Преступление
Причины правонарушений. Вина и
ответственность
Общая характеристика уголовного
права
Уголовная ответственность.

Пенитенциарная система в России
2
Законность и правопорядок
Система правоохранительных органов
2
в России
Модуль №3 (18 часов)

4. Отрасли и институты российского
права
22 Налоговое право. Финансовое право
23 Земельное право
24

5. Человек на правовом поле

29

Как
не
стать
жертвой
соучастников преступления?
Если тебя задержала полиция?

30

Профессия – юрист

31

Правовой
статус
гражданина

28

или

человека

9

Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы документ
об образовании не выдается.
IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающийся получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать
права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону
и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Обучающийся научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать
особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;
10

раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
 анализировать
несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими,
семейными,
трудовыми
правоотношениями;
в
предлагаемых
модельных
ситуациях
определять
признаки
правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Формами контроля деятельности по данной программе является участие
обучающихся в предметных олимпиадах, научно-исследовательской,
проектной деятельности.


V.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Литература
 Административный кодекс РФ
 Алексеев С.С. Государство. Основные понятия. Государство в нашем
мире и в России. – Екатеринбург, 1999.
 Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений.
Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2003. – 224 с.
 Гражданский кодекс РФ
 Декларация прав человека. 1948.
 Земельный кодекс РФ
 Конвенция по правам ребенка
 Конституция РФ
 Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный
Дом, 2004. – 640 с.
 Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и
понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
 Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика,
право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
 Певцова Е.А.Право. Основы правовой культуры. – М., 2007
 Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и
таблицах / РЦОИТ-М., 2007. – 56 с.
 Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8—11
кл.: Учебно-методическое пособие / А. Ю. Головатенко, А. Ф. Никитин, Н.
11








Г. Суворова, Т. И. Тюляева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. —
160 с.
Семейный кодекс РФ
Сошникова, Т. А. Трудовое право России в схемах и таблицах: Учебное
пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.- 256 с.
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ

Технические средства обучения и оборудование
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Магнитная доска.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».