САМБО

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: sch180@mail.ru

Утверждено
приказом № 421 от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«САМБО»
для детей 7-12 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Габдрахманов Илья Ринатович,
педагог дополнительного образования
.

Екатеринбург
2023 год

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 19:06:25 +05'00'

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Самбо» физкультурноспортивной направленности ориентирует деятельность обучающихся на
изучение истории, техники и тактики избранного вида спорта – самбо, на
повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на
сохранение здоровья, развитие двигательных качеств и способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;

Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее - СанПиН);

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;

Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций»
вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме»;

Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
2

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы
состоит в том, что она направлена на приобретение обучающимися
теоретических сведений о борьбе «самбо», как о виде спорта, овладение
приемами техники и тактики ведения борьбы, приобретение навыков
организации самостоятельных занятий. Самбо – это самооборона без оружия,
данный вид борьбы способствует:
1) повышению двигательной активности обучающихся, получению
положительных эмоций;
2) развитию физических качеств: силы, ловкости, гибкости, быстроты,
специальной выносливости;
3) повышает функциональные возможности организма, развивает
быстроту реакции, координацию.
Цель программы:
Приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической
культурой, привитие навыков здорового образа жизни посредством обучения
борьбе «самбо», повышение двигательной активности и уровня физической
подготовленности и укрепления здоровья сохранение и укрепление здоровья
детей.
Задачи программы:
 Образовательные:
− вооружение знаниями по истории развития самбо, правилам этого
вида спорта;
− обучение учащихся техническим действия борьбы «самбо»;
− обучение новым двигательным действиям, для использования их в
прикладных целях;
− повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом
индивидуальных особенностей занимающихся;
− привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и
способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции;
 Оздоровительные
− профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
− укрепление связок нижних и верхних конечностей;
− повышение резервных возможностей организма;
 Воспитательные:
− развитие двигательных физических качеств и способностей: силы,
быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости,
гибкости;
− воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом;
− повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к
занятиям по борьбе «самбо».
Программа разработана для детей 7 - 12 лет, впервые изучающих
борьбу «самбо». Программа рассчитана на один год обучения, занятия
проводятся два раза в неделю, продолжительность каждого занятия 60 минут.
3

Общая нагрузка составляет 99 академических часов в год. Наполняемость
группы 10-15 человек. Форма занятий групповая. Содержание программы
включает следующие разделы:
1) основы теоретических знаний по избранному виду спорта;
2) технические и тактические приёмы борьбы «самбо»
3) общая физическая подготовка и специальная подготовка самбиста.
Основные формы обучения:
1. практические и теоретические учебные занятия,
2. работа по индивидуальным планам,
3. тестирование;
4. участие в соревнованиях.
Планируемые результаты
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
1) историю появления борьбы самбо, развитие самбо в нашей стране,
правила борьбы «самбо»
2) терминологию технических и тактических приемов
3) гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде
занимающегося.
Личностные результаты:
- осознание влияния физических нагрузок на организм человека;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
ловкости и гибкости) а также развитие связанных с ними комплексов
специальных физических способностей, обеспечивающих эффективность
выполнения технических элементов борьбы.
Метапредметные результаты:
1) понимание борьбы «самбо», как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек;
2) уважительное отношение друг к другу, проявление терпимости и
толерантности при совместной деятельности на занятиях
3) проявление осознанной готовности отвечать за результаты
собственной деятельности в процессе обучения:
4) понимание культуры движений человека, постижение жизненно
важных двигательных умений;
5) бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости.
На начальном этапе формируется навык правильного падения. После
чего формируется база двигательных умений, что в дальнейшем
способствует самостоятельному подбору двигательных действий и умению
целесообразно их применить.

4

Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля

Время
Цель проведения
проведения
В начале учебного Определить уровень
года
физической подготовленности
обучающихся

Формы
контроля
тестирование

Текущий

В течение всего Проведение мониторинга
учебного года
обучающихся

тренировочные
соревнования

Промежуточный

По
окончании
изучения
темы
или раздела.
Декабрь, апрель
В конце учебного
года или курса
обучения

Входной

Итоговый

Выявить самых способных
обучающихся

Определить уровень
физической подготовленности
обучающихся

турниры
самбо

по

тестирование

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии
оценивания.
Планируемые результаты деятельности на освоение учениками
технических и тактических приемов борьбы «самбо». Подведение готовых
итогов проводится в соревновательной форме, по правилам самбо.
В результате реализации программы учащиеся должны овладеть
основными техническими и тактическими приемами ведения борьбы
«самбо».
С целью поддержания навыков и умений должны уметь самостоятельно
организовать занятие во внеурочное время.
В начале и в конце года проводятся контрольные занятия с целью
выяснить степень овладения техническими и тактическими приемами
ведения борьбы.
Результативность реализации программы отслеживается на промежуточных
соревновательных мероприятиях и на общешкольных соревнованиях.
Формами контроля деятельности по данной программе является участие
детей в соревновательной практике.

5

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «самбо» носит личностно ориентированный,
деятельностный и развивающий характер.
Теоретическая подготовка
История возникновения борьбы самбо, соревновательные правила
борьбы.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль,
оказание первой помощи. Правила безопасности при занятиях самбо.
Гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви занимающихся,
спортивному сооружению и инвентарю. Влияние на организм
занимающихся, нагрузки, признаки утомления, переутомления. Определение
нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Самоконтроль при
занятиях самбо.
Общая физическая подготовка и специальная физическая
подготовка
Обще-подготовительные упражнения:
 Строевые и порядковые упражнения: действия в строю, на месте и
в движении, построение, расчет, приветствие, повороты, перестроения,
перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и
бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения и
другие
 Ходьба: обычная, спиной, боком; на носках, пятках, наружной и
внутренней стороне стопы, в полуприседе, ускоренная, спортивная, с
выпадами, на коленях, на четвереньках, перекатами с пятки на носок,
приставным шагом в одну и другую сторону и другие
 Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на
средние и длинные дистанции; змейкой; вперед, спиной вперед, боком,
скрещивая ноги; с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени, с
поворотами на носках; в равномерном и переменном темпе (с ускорениями);
мелким и широким шагом, с изменением направления и другие
 Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух
ногах; со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну;
с одной ноги на две; вперед, назад, боком, спиной, с поворотами, с
вращением; выпрыгивания на возвышенности разной высоты; через скакалку
и др.
 Акробатика: кувырки вперед, назад, через правое и левое плечо;
перевороты, перекаты и другие
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на развитие
специфических качеств учеников, необходимых им при занятии самбо:
реакции, гибкости, ловкости. Типичной тренировкой для развития гибкости
6

является такая, когда все упражнения выполняются по много раз с большой
амплитудой, своего рода «хореографическая композиция», имеющая свой
сценарий, свою логику и определённые функциональные звенья, с
обязательными паузами после каждого выполненного комплекса
(функционального звена), которые заполняют упражнениями на
расслабление и дыхательными упражнениями. Также в упражнениях на
гибкость применяют растяжку в продольном и поперечном шпагатах,
переходы из одного шпагата в другой и обратно. Растяжка выполняется как с
партнером, так и индивидуально. Важным моментом специфики растяжки в
дзюдо является подвижность в тазобедренных суставах.
К специфическим качествам учеников, занимающихся самбо, относятся
быстрота и сила. Исходя из особенностей самбо, прежде всего, следует
применять упражнения, способствующие резким движениям рук и ног и
быстрому переключению их одиночных и слитных движений.
Для этого необходимо все упражнения выполнять с максимальной
скоростью, с каждым разом стремясь её повысить.
Технические действия избранного вида спорта
Техническая подготовка борца — процесс формирования техники
выполнения специальных упражнений, приемов и их различных комбинаций,
применяемых в борьбе.
Формирование навыка правильного падения, выбор правильной
стойки, виды захватов, перемещение в стойке, выполнение переворотов и
болевых приемов в партере, броски в стойке.
Самостраховка при падении:
-назад
-вбок
-вперед
Выполнение переворотов:
-Перевороты на удержание сбоку
-Перевороты на удержание сверху
-Перевороты на удержание поперек головы
Болевые приемы:
-Узел плеча
-Рычаг локтя
-Ущемление ахиллесова сухожилия
Броски в стойке:
-Задняя подножка
-Подсечка под пятку
-Бросок через бедро
-Передняя подножка
Тактическая подготовка
На данном этапе подготовки задачей тактической подготовки является
формирование основ ведения единоборства, овладение элементами тактики в
самбо, играми с элементами единоборства.
7

Ознакомление с оценками действий производимых в борьбе самбо.
Подвижные игры и эстафеты:
Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания,
лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием
предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками,
набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные
эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Для обеспечения круглогодичного тренировочного процесса в
обучении применяется самостоятельная работа. Самостоятельная работа
индивидуально разрабатывается непосредственно педагогом для каждого
обучающегося.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

Общее
количество
часов
Модуль №1 (42 часов)

Раздел I. Теоретическая
подготовка
1 Знакомство с видом спорта.
ТБ при занятиях самбо.
2 Основные способы
самостраховки при падении.
История самбо.
Раздел II. Технические действия
избранного вида спорта
3 Самостраховка при падении
назад
4 Самостраховка при падении
вперед
5 Самостраховка при падении
вбок
6 Основы акробатики
7
8

В том числе
Теория
Практика

4,5

1

3,5

1,5

0,5

1

3

0,5

2,5

37,5

3

34,5

1,5

0,5

1

1,5

Основные стойки.
Правильное передвижение.
Основы борьбы в партере.
Основные удержания.
8

1,5

1,5

0,5

1

3

0,5

2,5

3

3

3

3

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

9
10
11

12
13

Удержание сбоку.
Подвижные игры.
Удержание сверху.
Подвижные игры.
Удержание со стороны
головы.
Подвижные игры
Удержание со стороны ног
Подвижные игры
Повторение удержаний.
Уходы с удержаний.
Подвижные игры.

Общее
количество
часов
1,5

В том числе
Теория
Практика
0,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

15 ОФП и СФП

3

3

16 Перемещение в стойке.
Выбор захвата.
17 Выведение из равновесия.
Подготовка к броску.
18 Задняя подножка.

3

3

3

3

14

3

0,5

19 Задняя подножка с
3
одностороннего захвата.
Модуль №2 (30 часов)

2,5
3

20 Задняя подножка в движении.

1,5

21 Обманные действия при
борьбе в стойке.
22 Выхват за ногу.

1,5

1,5

3

3

Раздел III. Техникотактическая подготовка
самбиста.
23 ОФП и СФП.

24

3

21

3

1

2

24 Узел плеча.

3

3

25 Рычаг локтя.

1,5

1,5

3

3

26 Переход на рычаг локтя.

9

0,5

1

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
27 Передняя подножка.

Общее
количество
часов
3

В том числе
Теория
Практика
3

28 Уходы с удержаний.

1,5

29 Борьба по заданию.

3

1

2

30 Подвижные игры.

3

1

2

1,5

31 Бросок через бедро.

1,5

1,5

32 Борьба в партере по заданию.

1,5

1,5

Модуль №3 (27 часов)
Раздел IV. ОФП и СФП.

27

2

25

1

2

33

Подвижные игры

3

34

Подсечки

3

3

35

ОФП и СФП

3

3

36

Боковая подсечка

3

3

37

3
1,5

1,5

39

День борьбы по
соревновательным правилам
Тестирование двигательных
навыков
Броски на скорость

1,5

1,5

40

Перевороты на удержания

1,5

1,5

41

Контратаки в стойке

1,5

1,5

42

Запрещенные приемы

1,5

1,5

43

Тестирование физической
подготовленности
Подвижные игры

1,5

1,5

1,5

1,5

Подведение итогов.
Подвижные игры
Всего:

1,5

1,5

38

44
45

99

10

1

9

2

90

Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике
программный материал, соответствующий году обучения.
По общей физической подготовке: уметь выполнять физические
упражнения. Составлять комплексы физических упражнений для
самостоятельной подготовки.
По специальной физической подготовке: выполнение на оценку
специальных упражнений самбистов и сдача контрольных нормативов в
соответствии с требованиями года обучения.
По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять
основные элементы техники и тактики в соответствии с программным
материалом; выполнить на оценку прием, защиту, контрприем, комбинации
технических действий в соответствии с программным материалом года
обучения; уметь проводить учебную и соревновательную схватку с
выполнением заданий и установок преподавателя.
Должны знать:
-историю самбо;
-правила борьбы самбо;
-гигиенические требования, предъявляемые к посещающим занятия
ученикам;
-правила самостоятельного выполнения упражнений.
Должны уметь:
-выполнять технические элементы борьбы «самбо»
-уметь выполнять комплексы упражнений по общей и специальной
физической подготовки
-осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья
-применять тактические приемы борьбы самбо, во время поединков с
другими самбистами.
Контрольные испытания по физической подготовке:
№ Физическое качество
Контрольное упражнение
1 Быстрота
Бег на 30м
2 Сила
Подтягивания
3 Силовая выносливость
Сгибание рук в упоре лежа
4 Скоростно-силовые
Прыжок в длину
5 Координация
Челночный бег
11

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Акопян А.О. «Дзюдо: Примерная программа для систем ДОД:
ДЮСШ, СДЮСШОР». – М.: Советский спорт, 2003.
2.
Ерёгин С.В., Свищев И.Д., и др. «Дзюдо: Программа спортивной
подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР». – М.: Советский спорт, 2006.
3.
Конева Е.В. «Детские подвижные игры». – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006.
4.
Матвеев А.П. «Теория и методика физической культуры».
Учебник для институтов физической культуры. М: ФИС, 1991 г.
5.
Свищев И.Д., Жердев В.Э., Кабанов Л.Ф. и др. «Дзюдо. Учебная
программа для учреждений дополнительного образования». – М.: Советский
спорт, 2003.
6.
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе». –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Оборудование:
Борцовский ковер 8х8м
Набивные мячи 15 штук

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».