Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
№ 180 "ПОЛИФОРУМ"
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
приказом № 421 от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.08.30 10:11:31 +05'00'
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ. РОБОДРОМ»
для детей 12 – 14 лет
Направленность программы: техническая
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Конькова Ирина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2023 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Робототехнические системы. Рободром»
разработана для детей 12-14 лет и
направлена на развитие творческих
способностей обучающихся, формирование творческой личности ребенка.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций»
вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме»;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
2
Дополнительное образование - неотъемлемая часть педагогической
системы. Цель дополнительного образования состоит в мотивационной и
креативной направленности личности. Стратегия современного образования
заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения детям,
проявить себя во всех сферах, раскрыть свой творческий потенциал, дать
возможность реализовать свои желания, возможности и способности.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на
формирование творческой личности, умеющей креативно, нестандартно
мыслить. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS NXT ориентированы
на изучение основных физических принципов и базовых технических
решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Отличительными особенностями данной программы являются
решение инженерных и конструкторских задач, а также обучение объектноориентированному программированию и моделированию с использование
конструкторов и программного обеспечения LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 .
Эти конструкторы позволяют решать не только типовые задачи, но и
нестандартные ситуации, исследовать датчики и поведение роботов, вести
собственные наблюдения. При дальнейшем освоении LEGO MINDSTORMS
NXT 2.0 становится возможным выполнение серьезных проектов, развитие
самостоятельного технического творчества, участие в соревнованиях по
робототехнике. Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и
проектно-исследовательской деятельности, данная программа полностью
удовлетворяют эти требования.
Форма обучения – очная. Уровень освоения программы: стартовый
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
Программа «РОБОДРОМ» рассчитана на 1 год обучения. Занятия
проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 3 учебных
часа с обязательным перерывом не менее 10 минут. Общее количество часов за
учебный год – 210 часов. Наполняемость группы 10-18 человек.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития
научно-технического и творческого потенциала личности.
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструированияи
проектирования;
3
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
Воспитывающие:
- формировать творческий подход к решению поставленной задачи, а также
представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять
обязанности.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- способствовать развитию интереса к технике, конструированию,
программированию, высоким технологиям
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание,
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на
главном.
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.
2.
3.
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
Введение в
робототехнику.
Эксперименты
Конструирование и
программирование
роботов. Задания и
проекты
Проектная
деятельность и
соревнования.
Итого:
Общее
в том числе
количество
теория
практика
часов
18
8
10
81
40
41
111
54
57
210
102
108
4
Формы контроля
Наблюдение,
опрос,
проблемная
беседа.
Наблюдение,
опрос,
самостоятельная
работа
обучающихся.
Наблюдение,
беседа, защита
проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
I.Введение в робототехнику.
Эксперименты.
1. Что такое робот?
Искусственный
интеллект. Роботы –
симуляторы. Проект
«Валли».
2. Робототехника и ее
законы. Передовые
направления в
робототехнике.
Программа для
управления роботом.
3. Графический интерфейс
пользователя. Проект
«Незнайка». Несколько
заданий одновременно.
4. Исполнительное
устройство (блок
«Движение»). Проект
«Первые исследования».
5.
Экран и звук. Проект
«Встреча».
18
8
10
3
2
1
Беседа,
опрос,
наблюдение
3
2
1
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
3
1
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
3
1
2
3
1
2
Блок «Время» и его
настройки. Проект
«Разминирование».
3
1
2
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
II.Конструирование и
программирование
роботов.
Задания
и проекты.
7. Алгоритм и композиция.
Свойства алгоритма.
81
40
41
3
2
1
3
2
1
6.
8.
Наименование темы
Система команд
исполнителя. Проект
«Выпускник». Отладка
программы.
5
Форма
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
№
Наименование темы
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
9.
Звуковой редактор и
конвертер. Проект
«Послание».
3
1
2
10.
Космонавтика. Роботы в
космосе. Проект «Первый
спутник».
3
1
2
11.
Методы поворота робота.
Настройка поворотов.
3
2
1
12.
Задание «Автогонки».
3
1
2
13.
Задание «Кто быстрее
проедет по заданной
траектории»
Проект «Парковка».
3
1
2
3
1
2
15.
Задание «Кто быстрее
припаркует робота»
3
1
2
16.
Моторы для роботов.
Сервопривод. Тахометр.
3
2
1
17.
Датчик оборотов,
настройка. Настройка
блока «Движение».
Написание программы
«Тахометр», анализ
программы.
Проект «Квадрат»,
выполнение заданий по
проекту.
3
2
1
3
2
1
3
1
2
20.
Движение робота по
треугольнику.
3
2
1
21.
Отладка программы
движения робота по
3
1
2
14.
18.
19.
6
Форма
контроля
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
№
22.
Наименование темы
треугольнику.
Движение робота по
восьмерке.
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
Форма
контроля
опрос.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
соревнование
.
3
2
1
Отладка программы
движения робота по
восьмерке.
Органы чувств робота
(датчики). Датчик звука.
Проект «На старт!
Внимание! Марш!».
Отладка программы
движения робота по
сигналу «На старт!
Внимание! Марш!»
Датчик света
(освещенности). Задание
«Мощность двигателей от
освещенности».
Проект и программа
«Режим дня».
3
1
2
3
2
1
3
1
2
3
2
1
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
3
2
1
28.
Отладка программы
«Режим дня».
3
1
2
29.
Датчик «Касания». Схема
работы датчика.
Способы использования
датчиков.
Проект «Система
автоматического
контроля дверей».
3
2
1
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
3
2
1
Отладка программы
«Система
автоматического
контроля дверей».
Программа «Счетчик
нажатий».
3
1
2
3
1
2
Отладка программы
3
1
2
23.
24.
25.
26.
27.
30.
31.
32.
33.
7
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
№
Наименование темы
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
«Счетчик нажатий».
III.Проектная деятельность и
соревнования.
34. Сложные проекты. Этапы
работы над проектом.
Проект «Система газтормоз».
35. Отладка программы
«Система газ-тормоз».
соревнование
.
111
54
57
3
2
1
3
1
2
Цвет для робота.
Особенности
цветопередачи. Режим
определения цвета.
Проект «Измеритель
освещенности».
3
2
1
3
2
1
Отладка программы
«Измеритель
освещенности».
Датчик «Ультразвука».
Проект «Дальномер»,
программирование.
Отладка программы
«Дальномер».
3
1
2
3
2
1
3
1
2
41.
Проект «Роботприлипала»,
программирование.
3
2
1
42.
Отладка программы
«Робот-прилипала».
3
1
2
43.
Проект «Охранная
система».
3
2
1
44.
Отладка программы
«Охранная система».
3
1
2
36.
37.
38.
39.
40.
Форма
контроля
8
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
№
Наименование темы
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
45.
Проект «Умный дом».
Отладка программы
«Умный дом».
3
2
1
46.
Проект «Уходя – гасите
свет!»
3
1
2
47.
Отладка программы
«Уходя – гасите свет!»
3
1
2
48.
Переменные. Редактор
переменных. Проект
«Создаем переменную».
Проект «Считаем
посетителей». Программа
подсчета посетителей.
3
2
1
3
2
1
50.
Отладка программы
подсчета посетителей.
3
1
2
51.
Механические передачи.
Золотое правило
механики.
3
2
1
52.
Проект «Перетягивание
каната».
3
2
1
53.
Отладка программы
«Перетягивание каната».
3
1
2
54.
Проект «Конкурс
танцев».
3
2
1
55.
Отладка программы
«Конкурс танцев».
3
1
2
56.
Знакомство с панелью
блока «Движение».
Программа «Танцующий
робот».
Отладка программы
3
2
1
3
1
2
49.
57.
9
Форма
контроля
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
№
Наименование темы
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
«Танцующий робот».
Промышленные роботы.
Алгоритм отслеживания
границ. Алгоритм
«Зигзаг».
Проект «Движение по
линии».
3
2
1
3
1
2
60.
Отладка программы
«Движение по линии».
3
1
2
61.
Проект «Используем
второй датчик».
3
2
1
62.
Отладка программы
«Используем второй
датчик».
Возможные
расположения датчиков
над черной линией.
Проект «Гараж
будущего».
Отладка программы
«Гараж будущего».
3
1
2
3
2
1
3
1
2
65.
Проект «Роботгазонокосильщик».
3
1
2
66.
Отладка программы
«Роботгазонокосильщик».
3
1
2
67.
Проект «Чертежная
машина».
3
1
2
68.
Отладка программы
«Чертежная машина».
3
1
2
69.
Проект «Сбор
космического мусора».
3
2
1
58.
59.
63.
64.
10
Форма
контроля
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Наблюдение,
соревнование
.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Наблюдение,
презентация
проекта,
№
70.
Наименование темы
Отладка программы
«Сбор космического
мусора».
Общее
количест
во часов
Теории
В том
числе
Практики
3
1
2
210
102
108
Итого:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в робототехнику. Эксперименты
1.Что такое робот?
Теория
Искусственный интеллект. Роботы–симуляторы.
Практика
Проект «Валли».
2.Робототехника и ее законы.
Теория
Передовые направления в робототехнике.
Практика
Программа для управления роботом.
3.Графический интерфейс пользователя.
Теория
Проект «Незнайка».
Практика
Несколько заданий одновременно.
4.Исполнительное устройство (блок «Движение»).
Теория
Блок «Движение».
Практика
Проект «Первые исследования».
5.Экран и звук.
Теория
Экран и звук.
Практика
Проект «Встреча».
6.Блок «Время».
Теория
Блок «Время» и его настройки.
Практика
11
Форма
контроля
беседа.
Наблюдение,
презентация
проекта,
беседа.
Проект «Разминирование».
Раздел 2. Конструирование и программирование роботов. Задания и
проекты
5.Алгоритм и композиция.
Теория
Алгоритм и композиция.
Практика
Свойства алгоритма.
6.Система команд исполнителя.
Теория
Система команд исполнителя.
Практика
Проект «Выпускник». Отладка программы.
7.Звуковой редактор и конвертер.
Теория
Звуковой редактор и конвертер.
Практика
Проект «Послание».
8. Космонавтика.
Теория
Роботы в космосе.
Практика
Проект «Первый спутник».
9.Методы поворота робота.
Теория
Методы поворота.
Практика
Настройка поворотов.
10. Задание «Автогонки».
Теория
Кольцевые автогонки. Обсуждение задания.
Практика
Задание«Автогонки».
11. Задание «Кто быстрее проедет по заданной траектории».
Теория
Обсуждение правил.
Практика
Задание «Кто быстрее проедет по заданной траектории».
12. Проект «Парковка».
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Проект «Парковка».
12
13. Задание «Кто быстрее припаркует робота».
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Задание «Кто быстрее припаркует робота».
14. Моторы для роботов.
Теория
Сервопривод. Тахометр.
Практика
Проект «Тахометр».
15. Датчик оборотов.
Теория
Настройка датчика оборотов.
Практика
Настройка блока «Движение».
16. Написание программы «Тахометр».
Теория
Программирование.
Практика
Анализ программы «Тахометр».
17. Проект «Квадрат»
Теория
Обсуждение проекта.
Практика
Выполнение заданий по проекту.
18. Движение робота по треугольнику.
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Движение робота по треугольнику.
19.Отладка программы движения робота по треугольнику.
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
20. Движение робота по восьмерке.
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Программирование.
21. Отладка программы движения робота по восьмерке.
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
13
22. Органы чувств робота (датчики).
Теория
Датчик звука.
Практика
Проект «На старт! Внимание! Марш!».
23. Отладка программы движения робота по сигналу «На старт! Внимание!
Марш!»
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
24. Датчик света (освещенности).
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Задание «Мощность двигателей от освещенности».
25. Проект и программа «Режим дня».
Теория
Обсуждение проекта.
Практика
Программирование.
26.Отладка программы «Режим дня».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
27. Датчик «Касания».
Теория
Схема работы датчика.
Практика
Способы использования датчиков.
28. Проект «Система автоматического контроля дверей».
Теория
Обсуждение проекта.
Практика
Работа над проектом.
29. Отладка программы «Система автоматического контроля дверей».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
30. Программа «Счетчик нажатий».
Теория
Обсуждение задания.
14
Практика
Программирование.
31. Отладка программы «Счетчик нажатий».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
Раздел 3. Проектная деятельность и соревнования.
32. Сложные проекты.
Теория
Этапы работы над проектом.
Практика
Проект «Система газ-тормоз». Программирование.
33. Отладка программы «Система газ-тормоз».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
34. Цвет для робота.
Теория
Особенности цветопередачи.
Практика
Режим определения цвета.
35. Проект «Измеритель освещенности».
Теория
Этапы работы над проектом.
Практика
Программирование.
36. Отладка программы «Измеритель освещенности».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
37. Датчик «Ультразвука».
Теория
Этапы работы над проектом.
Практика
Проект «Дальномер», программирование.
38. Отладка программы «Дальномер».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
39. Проект «Робот-прилипала».
15
Теория
Обсуждение проекта.
Практика
Программирование.
40. Отладка программы «Робот-прилипала».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
41. Проект «Охранная система».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Программирование.
42.Отладка программы «Охранная система».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
43.Проект «Умный дом».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Программирование. Отладка программы.
44. Проект «Уходя – гасите свет!»
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Программирование.
45.Отладка программы «Уходя – гасите свет!»
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
46. Переменные.
Теория
Редактор переменных. Обсуждение проекта.
Практика
Проект «Создаем переменную».
47. Проект «Считаем посетителей».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Программирование.
50. Отладка программы подсчета посетителей.
16
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
51. Механические передачи.
Теория
Золотое правило механики.
Практика
Сборка простой коробки передач.
52. Проект «Перетягивание каната».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели и программирование.
53. Отладка программы «Перетягивание каната».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
54. Проект «Конкурс танцев».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели и программирование.
55. Отладка программы «Конкурс танцев».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
56.Знакомство с панелью блока «Движение».
Теория
Обсуждение задания.
Практика
Программа «Танцующий робот».
57. Отладка программы «Танцующий робот».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
58.Промышленные роботы.
Теория
Алгоритм отслеживания границ.
Практика
Алгоритм «Зигзаг». Программирование.
59. Проект «Движение по линии».
17
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели. Программирование.
60. Отладка программы «Движение по линии».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
61. Проект «Используем второй датчик».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели. Программирование.
62. Отладка программы «Используем второй датчик».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
63. Возможные расположения датчиков над черной линией.
Теория
Возможные расположения датчиков цвета(света).
Практика
Сборка модели. Программа «Гараж будущего».
64. Отладка программы «Гараж будущего».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
65. Проект «Робот-газонокосильщик».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели. Программирование.
66. Отладка программы «Робот-газонокосильщик».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
67. Проект «Чертежная машина».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели. Программирование.
68. Отладка программы «Чертежная машина».
18
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
69. Проект «Сбор космического мусора».
Теория
Обсуждение этапов проекта.
Практика
Сборка модели. Программирование.
70. Отладка программы «Сбор космического мусора».
Теория
Анализ программы.
Практика
Отладка программы.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В
результате
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «РОБОДРОМ» обучающиеся:
узнают:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструктора LEGOMindstormsNXT 2.0 ;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык
программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-конструктивные особенности различных роботов;
-приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т.д.;
-основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с
использованием компьютера.
научатся:
-использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
-уметь конструировать различные модели и использовать созданные
программы;
-применять полученные знания в практической деятельности;
-владеть навыками работы в среде программирования NXT.
Личностными результатами освоения данной программы является то, что
обучающиеся будут иметь критическое отношение к информации и
избирательность её восприятия; получат возможность развить и проявить
любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
смогут развить
19
внимательность, настойчивость, целеустремленность; научатся преодолевать
трудности.
При этом следует учитывать, что дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа направлена на создание условий для развития их
творческих способностей, создание условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
IV. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Учебный кабинет, оборудованный рабочими столами и столами для
экспериментов и соревнований.
2.
Шкафы для хранения конструкторов, полей, приспособлений.
1.
Технические средства обучения и оборудование
1.Ноутбук.
2.Проектор.
3.Магнитная доска.
4.Акустическая система.
5.Документ-камера
6.Ламинатор
7.Принтер
8.Интерактивная доска
Материалы и оборудование
1.Lego Mindstorms. Образовательный базовый набор NXT.
2.Lego Mindstorms. Ресурсный набор NXT.
3.Поля.
4.Программное обеспечение - Lego Mindstorms NXT 2000080.
5.Дидактическое пособие. Руководство пользователя Mindstorms
NХТ 2.0 8547.
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Время
Цель проведения
проведения
В
начале Определение начальных
учебного года
знаний и умений у
обучающихся.
20
Формы контроля
Наблюдение,
фронтальный опрос
Виды контроля
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Время
Цель проведения
проведения
В течение всего Определение уровня
учебного года
текущих умений и знаний в
конструировании и
моделировании.
Формы контроля
По
окончании
изучения темы
или раздела. В
конце
месяца,
четверти,
полугодия.
В
конце
учебного
года
или
курса
обучения
Наблюдение,
выставка,
творческий отчет.
Определение уровня умений
и знаний в конструировании
и моделировании (строит по
инструкции, образцу,
инструкции педагога, по
замыслу, работает в команде)
Определение
уровня
ожидаемых результатов.
Наблюдение,
опрос, беседа,
выставка.
Наблюдение,
выставкапрезентация.
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания:
- умение конструировать и моделировать по инструкции;
- знает и называет все детали конструктора;
- конструирует по образцу;
- конструирует по собственному замыслу;
- умение работать в команде;
- использует предметы-заместители;
- умение работать над проектом.
Результативность реализации программы отслеживается через участие в
соревнованиях, выставках и презентациях творческих работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в проектной деятельности, в соревнованиях, в защите групповых проектов и
организации выставок творческих работ обучающихся.
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
Методические материалы
Данная программа построена на принципах:
индивидуальности;
системности;
связи теоретического материала с практической деятельностью;
доступности понимания детей и подростков в соответствии с их
возрастными особенностями;
21
наглядности;
гуманизации.
Методы и формы обучения определяются содержанием курса:
Применяется устное изложение материала, так же довольно часто
комплексный метод: рассказ-объяснение. При изложении материала
осуществляется тесная связь с практической деятельностью.
Предусматривается разнообразие видов деятельности, подбор и
зарисовка эскизов, изучение иллюстраций, инструкций, чтение
несложных чертежей.
Значительно реже применяется беседа. При этом используются знания,
полученные ранее.
Работа учащихся с книгами, журналами применяется в тех случаях,
когда необходимо подобрать чертеж, эскиз и т. д.
Необходимо включать в процесс восприятия средства наглядности. В
одних случаях это иллюстрации к объяснению, в других – средства для
создания у детей конкретных наглядных представлений. Таким образом,
они учатся рассматривать, анализировать, извлекать необходимую
информацию.
Для формирования умений практического использования знаний
применим практический метод. Это непосредственно практическая
деятельность, при выполнении определенного вида работ.
Так же осуществляется индивидуальный подход, который является
основой принципа гуманизации обучения.
Система творческих заданий, развивает неподдельный интерес и
раскрывает творческий потенциал детей и подростков.
Большое воспитательное значение имеет организация выставок детского
творчества, которые являются своеобразным видом контроля, подведения
итогов и демонстрации результатов деятельности.
Интернет-ресурсы
1.Д.Г.Копосов «Первый шаг в робототехнику» Практикум для 5-6 классов
http://www.lschool4.ru/images/stories/A3/pdf/praktikum_nxt.pdf
2.С.А.Филиппов «Робототехника для детей и родителей»
http://www.lschool4.ru/images/stories/A3/pdf/fillipov.pdf
3.Блог «Роботы и робототехника» посвящен роботам и робототехнике,
собственному проекту
http://insiderobot.blogspot.com
4.Учебные материалы
https://robotbaza.ru/collection/educational-materials
V.ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
22
Приложение №1
Календарный учебный график
Первый год обучения
210 часов, по 3 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
1.
2.
сентябрь
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Что такое робот?
Искусственный
интеллект. Роботы –
симуляторы. Проект
«Валли».
3
Робототехника и ее
законы. Передовые
направления в
робототехнике.
Программа для
управления роботом.
3
Наблюдение,
работа в малых беседа.
группах
Графический интерфейс
пользователя. Проект
«Незнайка». Несколько
заданий одновременно.
3
Индивидуальное Наблюдение,
проектирование фронтальный
Беседа, игра
Наблюдение,
опрос
опрос
Исполнительное
устройство (блок
«Движение»). Проект
«Первые
исследования».
Экран и звук. Проект
«Встреча».
3
3
Блок «Время» и его
настройки. Проект
«Разминирование».
3
Алгоритм и
композиция. Свойства
алгоритма.
3
коллективное
проектирование
Занятиепрактикум
Работа в парах
Система команд
исполнителя. Проект
«Выпускник». Отладка
программы. Система
команд исполнителя.
3
23
Занятиепрактикум
коллективное
проектирование
Защита проекта
Опрос
Защита проекта
Беседа
Творческий
отчет
Октябрь
Месяц
№
занятия
Количество
часов
9.
Проект «Выпускник».
Отладка программы.
Звуковой редактор и
конвертер. Проект
«Послание».
10.
Космонавтика. Роботы в
космосе. Проект
«Первый спутник».
3
11.
Методы поворота
робота. Настройка
поворотов.
3
12.
Задание «Автогонки».
3
13.
Задание «Кто быстрее
проедет по заданной
траектории»
14.
Проект «Парковка».
15.
Задание «Кто быстрее
припаркует робота»
16.
17.
18.
19.
Ноябрь
Тема занятия
20.
21.
22.
3
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятиепрактикум
Фронтальный
опрос
работа в малых Творческий
группах
отчет
Занятиепрактикум
Фронтальный
опрос
3
Занятиесоревнование
Наблюдение,
беседа.
Наблюдение,
опрос.
3
Работа в малых
Творческий
группах
отчет
Моторы для роботов.
Сервопривод. Тахометр.
Занятиесоревнование
Наблюдение,
опрос.
Работа в малых
группах
Занятиепрактикум
Фронтальный
опрос.
Датчик оборотов,
настройка. Настройка
блока «Движение».
3
Написание программы
«Тахометр», анализ
программы.
Проект «Квадрат»,
выполнение заданий по
проекту.
3
Творческая
мастерская
3
Занятиепрактикум
Движение робота по
треугольнику.
3
Индивидуальное Наблюдение,
опрос.
проектирование
Отладка программы
движения робота по
треугольнику.
3
Занятиепрактикум
Движение робота по
восьмерке.
3
Занятиесоревнование
24
Наблюдение,
опрос.
Творческий
отчет
Фронтальный
опрос.
Наблюдение,
фронтальный
опрос.
Участие в
соревнованиях
Месяц
№
занятия
23.
24.
25.
26.
27.
Декабрь
28.
29.
30.
31.
32.
Январь
33.
34.
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Занятиепрактикум
Форма
контроля
Отладка программы
движения робота по
восьмерке.
3
Органы чувств робота
(датчики). Датчик
звука. Проект «На
старт! Внимание!
Марш!».
Отладка программы
движения робота по
сигналу «На старт!
Внимание! Марш!»
3
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Датчик света
(освещенности).
Задание «Мощность
двигателей от
освещенности».
Проект и программа
«Режим дня».
3
Коллективное
проектирование
Зачет
3
Занятиепрактикум
Фронтальный
опрос
Отладка программы
«Режим дня».
Датчик «Касания».
Схема работы датчика.
Способы использования
датчиков.
3
Работа в малых Защита проекта
группах
Устный опрос
Занятиепрактикум
Занятиесоревнование
3
Проект «Система
автоматического
контроля дверей».
3
Устный опрос
Зачет
ЗанятиеНаблюдение,
конструировани беседа
е
Работа в малых Зачет
группах
Отладка программы
«Система
автоматического
контроля дверей».
3
Программа «Счетчик
нажатий».
3
Занятиепрактикум
Самост.работа
Отладка программы
«Счетчик нажатий».
3
Занятиепрактикум
Беседа,
наблюдение
Сложные проекты.
Этапы работы над
проектом. Проект
«Система газ-тормоз»
3
Работа в малых
Защита проекта
группах
25
Месяц
№
занятия
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Февраль
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Март
47.
48.
49.
Тема занятия
Количество
часов
(три варианта).
Отладка программы
«Система газ-тормоз».
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
3
Защита проекта
Наблюдение,
опрос
3
Занятиепрактикум
Групповая
оценка работ
3
Занятиепрактикум
Беседа, опрос
3
Эксперимент
Защита проекта
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
3
Эксперимент
Проект «Роботприлипала»,
программирование.
3
Занятиепрактикум
Отладка программы
«Робот-прилипала».
3
Эксперимент
Проект «Охранная
система».
3
Занятиепрактикум
3
3
Работа в малых
Защита проекта
группах
Наблюдение,
Занятиеопрос
практикум
Цвет для робота.
Особенности
цветопередачи. Режим
определения цвета.
Проект «Измеритель
освещенности».
Отладка программы
«Измеритель
освещенности».
Датчик «Ультразвука».
Проект «Дальномер»,
программирование.
Отладка программы
«Дальномер».
Отладка программы
«Охранная система».
Проект «Умный дом».
Отладка программы
«Умный дом».
Проект «Уходя – гасите
свет!»
Отладка программы
«Уходя – гасите свет!»
3
3
Переменные. Редактор
переменных. Проект
«Создаем переменную».
Проект «Считаем
посетителей».
Программа подсчета
посетителей.
3
3
26
Зачет
Фронтальный
опрос
Творческий
отчет
Наблюдение,
беседа
Работа в малых
зачет
группах
Наблюдение,
Занятиеопрос
практикум
Работа в малых
Защита проекта
группах
Самостоятельн
Занятиеая работа
практикум
Месяц
№
занятия
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Апрель
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Отладка программы
подсчета посетителей.
3
Индивидуальное
проектирование Защита проекта
Механические
передачи.
Золотое правило
механики.
3
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Проект «Перетягивание
каната».
3
Отладка программы
«Перетягивание
каната».
3
Проект «Конкурс
танцев».
3
Занятиесоревнование
Отладка программы
«Конкурс танцев».
3
Индивидуальное
проектирование
3
Занятиесоревнование
Знакомство с панелью
блока «Движение».
Программа
«Танцующий робот».
Отладка программы
«Танцующий робот».
Промышленные
роботы. Алгоритм
отслеживания границ.
Алгоритм «Зигзаг».
Проект «Движение по
линии».
Отладка программы
«Движение по линии».
Проект «Используем
второй датчик».
Отладка программы
«Используем второй
датчик».
Возможные
расположения датчиков
над черной линией.
Проект «Гараж
27
Занятиесоревнование
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Участие в
соревновании
Наблюдение,
опрос
Участие в
соревновании
Наблюдение,
опрос
Участие в
соревновании
3
Занятиепрактикум
3
Занятиепрактикум
3
Занятиепрактикум
3
Работа в малых
Участие в
группах
соревновании
3
Занятиепрактикум
3
Эксперимент
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Фронтальный
опрос
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
опрос
Защита проекта
Наблюдение,
беседа
Месяц
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
будущего».
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
3
Эксперимент
Зачет
Проект «Роботгазонокосильщик».
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Отладка программы
«Роботгазонокосильщик».
3
Защита проекта
Творческий
отчет
Проект «Чертежная
машина».
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Отладка программы
«Чертежная машина».
3
Защита проекта
Творческий
отчет
Проект «Сбор
космического мусора».
3
Занятиепрактикум
Наблюдение,
опрос
Отладка программы
«Сбор космического
мусора».
3
Защита проекта
Творческий
отчет
64.
Отладка программы
«Гараж будущего».
65.
66.
Май
67.
68.
69.
70.
28