Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
приказом № 421
от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАРАТЭ»
для детей 7-13 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Буткевич Кирилл Иванович,
педагог дополнительного образования
.
Екатеринбург
2023 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в
формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи,
поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи является
приоритетным направлением молодежной политики.
Состояние здоровья населения страны, особенно молодежи, является
важным фактором стабильности государства. Анализ статистических данных
здоровья молодого населения нашего города позволяет утверждать, что число
хронических заболеваний у детей, особенно с болезнями нервной системы,
опорно-двигательной и органов пищеварения не уменьшается.
Ближайшее социокультурное, бытовое, окружение человека является
мощным фактором социализации личности, тем более молодой, не
сформировавшейся. Место проживания – это социальная среда, которая
способна существенно влиять на социальные роли молодого человека.
Будущее молодого поколения во многом зависит от того, удастся ли создать
нравственно-здоровые условия именно в жилых микрорайонах.
Программа направлена на приобщение детей и подростков к искусству
традиционного каратэ, реализуется на базе МАОУ лицея № 180.
Данная программа предоставляет возможности для удовлетворения
интересов детей и подростков, развития их способностей и талантов через
взаимодополняемые
блоки:
образовательный
и
воспитательный.
Образовательная услуга «Каратэ» играет важную роль по воспитанию в
условиях открытого социума, т.к. максимально близко расположена от места
проживания детей и подростков, доступна и открыта для них.
Основная цель программы – создание условий для саморазвития,
самоутверждения, самореализации детей и подростков, содействие
гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся,
вовлечение детей в полезную развивающую деятельность, формирование
физической культуры личности, повышение качества технической и
тактической подготовки начинающих спортсменов.
Основные задачи программы:
развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию, как
основы формирования образовательных запросов и потребностей;
формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой
и спортом, каратэ, воспитание осмысленного отношения к ним как к
способу самореализации личностно значимому проявлению человеческих
способностей;
расширение знаний учащихся о мире японской культуры, национальной
японской борьбы, осознание наследуемых ценностей и их усвоение, то
есть включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося
массива культуры;
воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих
способностей учащихся;
формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной
глубины знаний по теории каратэ;
2
формирование и совершенствование навыков выполнения
общеподготовительных, специально-подготовительных и
соревновательных упражнений;
формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных,
учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных
поединков;
формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа,
анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэ;
формирование и совершенствование знаний, умений и навыков
организации, проведения и судейства соревнований по каратэ;
оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их
самопознании, самореализации и самосовершенствовании.
организация содержательного досуга детей, подростков и их родителей.
укрепление и развитие взаимодействия с семьями воспитанников.
профилактика асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.
Программа разработана для детей 7 - 12 лет, впервые изучающих вид
физкультурно-спортивной деятельности «каратэ». Программа рассчитана на три
года обучения, занятия проводятся три раза в неделю: по 2 академических часа
(с перерывом не менее 10 минут). Общая нагрузка составляет 198 академических
часов в год. Всего за три года обучения – 594 часа. Форма занятий групповая.
Теоретической основой для разработки настоящей программы
послужили:
- концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации
ребенка» (М.И.Рожков, Л.В. Байбородова)
- концепция развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В.
Занков)
- культурно - историческая теория развития ребенка по видам ведущей
деятельности (Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин)
Программа основывается на следующих принципах:
гуманистических начал (доброжелательное, уважительное отношения к
каждому воспитаннику, понимание и принятие его своеобразия, позитивные
отношения к себе и окружающим);
единство и неразрывность воспитания, обучения, развития (в любом деле,
занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и предпосылки для
развития личности ребенка);
учет индивидуально-возрастных особенностей (каждый ребенок уникален,
ему свойственны индивидуальные черты, но есть типичные особенности,
обусловленные возрастом, знание их позволяет грамотно выстраивать
отношения, отбирая эффективные методы и приемы);
личностно-ориентированный подход (создание благоприятных условий для
личностного роста ребенка, раскрытие и реализация его потенциала);
практико - деятельностный подход (знания и умения лучше усваиваются в
практике, в условиях, когда ребенок действует самостоятельно, во
взаимодействии с кем-либо).
3
Занятия по каратэ являются средством укрепления здоровья детей, а
систематические занятия являются фактором успешной подготовки к службе в
армии. Участие ребят в соревнованиях разного уровня способствует их
гражданскому становлению, т.к. в эти моменты они представляют лицо
города, области, страны.
Данная программа содействует более гармоничному развитию
обучающихся, предоставляя широкие и разнообразные возможности для их
положительной социализации.
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
начальной подготовки;
учебно-тренировочной;
углубленного совершенствования.
Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники, достигли
высоких результатов. В этом случае тренировки проводятся по
индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным,
рассчитан на определенный уровень мастерства, поэтому в данной программе
не прорабатывается.
Формы проведения занятий:
- тренировки;
- соревнования;
- показательные выступления;
- семинары;
- аттестация.
Ожидаемые результаты:
укрепление психофизического здоровья детей;
овладение основами знаний и умений в области каратэ;
наличие и рост количества детей, имеющих спортивные разряды;
сплочение детско-подросткового коллектива;
передача и усвоение подростками положительного социального опыта
через совместную деятельность детей и взрослых;
снижение асоциальных проявлений в детско-подростковой среде;
увеличение количества детей и их родителей в организации и участии в
разных формах социо-досуговой деятельности на разном уровне (школьном,
городском и т.д.);
развитие организаторских навыков и лидерских качеств обучающихся;
повышение имиджа и популяризация занятий каратэ.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Время
Цель проведения
проведения
В начале учебного Определить уровень
года
физической подготовленности
обучающихся
4
Формы
контроля
тестирование
Виды контроля
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Время
Цель проведения
проведения
В течение всего Проведение мониторинга
учебного года
обучающихся
По
окончании
изучения
темы
или раздела.
Декабрь, апрель
В конце учебного
года или курса
обучения
Выявить самых способных
обучающихся
Определить уровень
физической подготовленности
обучающихся
Формы
контроля
тренировочные
соревнования
турниры
самбо
по
тестирование
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии
оценивания.
Планируемые результаты деятельности на освоение учениками
технических и тактических приемов борьбы «каратэ». Подведение готовых
итогов проводится в соревновательной форме, по правилам каратэ.
В результате реализации программы учащиеся должны овладеть
основными техническими и тактическими приемами ведения борьбы «самбо».
С целью поддержания навыков и умений должны уметь самостоятельно
организовать занятие во внеурочное время.
В начале и в конце года проводятся контрольные занятия с целью
выяснить степень овладения техническими и тактическими приемами ведения
борьбы.
Результативность реализации программы отслеживается на промежуточных
соревновательных мероприятиях и на общешкольных соревнованиях.
Формами контроля деятельности по данной программе является участие
детей в соревновательной практике.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа состоит из двух взаимосвязанных и
взаимодополняемых блоков.
Обучающий блок
Интерес к единоборствам у молодежи довольно высок и устойчив, так как
они привлекательны и зрелищны. Культура единоборств разных континентов
имеет свои традиции, формировавшиеся веками под влиянием множества
факторов. Национальные единоборства являются полноправной частью
народных традиций. Каждая народность с большим или меньшим успехом
бережет и развивает традиционную культуру своих предков, в том числе боевые
и состязательные единоборства. Некоторые из них становятся широко
известными за пределами своей исторической родины. Так случилось с
японским единоборством - каратэ.
5
Обучающий блок представлен следующими направлениями:
философия – изучение духовно-нравственных основ каратэ (кодекс каратэ,
приобщение к системе общечеловеческих ценностей и т.д.);
искусство – изучение истории единоборств и каратэ, знакомство с культурой
Японии (икебана, каллиграфия, оригами, обычаями, нравами, традициями
страны);
физическая культура – общая и специальная физическая подготовка,
овладение каратэ, выход на спортивный уровень;
основы безопасной жизнедеятельности – предупреждение травматизма,
оказание первой помощи, овладение способами восстановления дыхания,
сердечной деятельности, элементами медитации и т.д.
Направления взаимосвязаны и взаимодополняемы, способствуют
гармонизации личности обучающегося каратэ, именно поэтому в каратэ
выявление победителя и побежденного не является высшей целью, победить
воображаемого противника в ката (формальное упражнение) означает одержать
победу над самим собой.
В результате обучения достигается, прежде всего, оздоровительный
эффект, а также появляется возможность овладения воспитанником различных
ступеней спортивного мастерства в совокупности с навыком самообороны.
Овладение основами медитации – эффективное средство саморегуляции,
самовоспитания, предотвращения и снятия стресса.
С младшими воспитанниками (до 12 лет) акцент делается на общую
физическую подготовку, широко используется в учебно-тренировочном
процессе игровые технологии. Учитывая оздоровительную и спортивную
направленность программы, в учебно-тематический план включены
теоретические и практические занятия, которые целенаправленно знакомят и
обучают воспитанников с современным уровнем каратэ в области физической
культуры, искусства, философии.
Воспитательный блок
Разнообразие форм и содержание досуговой деятельности укрепляет и
обогащает межличностные отношения детей и взрослых, совершенствует
культуру общения, развивает и укрепляет семейные интересы. Это достигается
через разные конкурсные развлекательные программы, игры, акции, через
взаимодействие с другими секциями и клубами по месту жительства.
В каникулы (осенние, зимние, весенние) более широко используются
формы досуговой деятельности, особенно экскурсии, в летнее время
организуются профильные учебно-тренировочные сборы на базе лагеря с
дневным пребыванием детей. Участие в социально-значимых акциях и
мероприятиях содействует становлению молодого гражданина.
Возможность провести интересно и весело время в секции всей семьей,
совместные тренировки детей и родителей – все это сплачивает и укрепляет
семью воспитанника.
6
Содержание занятий
Тема 1. Введение
ТЕОРИЯ: Краткая характеристика, цель и задачи курса каратэ. Этикет в каратэ.
Правила гигиены, техника безопасности.
Тема 2. История возникновения и становления борьбы каратэ.
ТЕОРИЯ: Сам термин каратэ возник сравнительно недавно, впервые его начали
употреблять, в том виде, в каком он сейчас читается, в начале прошлого века, а
официально он был принят в 1936 г. на о. Окинава (Япония).
Тема 3. Техника безопасности и спортивная терминология
ТЕОРИЯ: Согласно традиции в каратэ используется японская терминология.
Терминология и язык страны – носители традиции, тесно связанные с
менталитетом народа, проживающего там. Так как многие японские термины не
имеют адекватных аналогов в русском языке, то пользуются термины страны в
которой зародилось это боевое искусство.
Тема 4. Общеразвивающие упражнения.
ТЕОРИЯ: Разнообразные растяжки повышают гибкость мышц и увеличивают
подвижность суставов; развивается сила основных мышечных групп и
снижается риск получения травм, что позволяет учащимся постепенно
переходить к изучению все более сложных движений.
ПРАКТИКА: Разминка конечностей, ходьба по кругу в колоне, на носках, пятках,
в полуприсяде; бег по кругу, передвижение правым и левым боком вперед,
движение спиной вперед, бег с ускорением; круговые и маховые движения
руками и ногами, круговые и наклонные движения туловищем и головой;
упражнения на гибкость, растяжку и формирование правильной осанки,
кувырки вперед и назад. Отжимание на кулаках, приседание с выпрыгиванием,
пресс, челночный бег, прыжки в длину с места, 6-минутный бег, подтягивание
из виса.
Тема 5. Стойки и положения в каратэ.
ТЕОРИЯ: В каратэ термин стойка (дати) означает положение нижней части тела,
бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть тела. Таким образом,
качество выполняемых приемов зависит от оптимально принятой формы. Это
важно при выполнении приема.
ПРАКТИКА: Правильная стойка, устойчивое равновесие и гармонично
скоординированная работа всех частей тела являются основой успешного
выполнения любого приема. Действия ступней, ног, рук, кистей рук должны
хорошо контролироваться и все части тела работать синхронно. Только
соблюдение этих требований позволяет проводить приемы быстро и мощно.
Тема 6. Техника атак (семэ).
ТЕОРИЯ: Атакующие действия руками, локтями бывают двух видов
проникающий прямой удар (цуки) и удар рукой (учи). В каратэ удары ногами
(гери) так же важны, как и техника рук; фактически удар ногой имеет большую
силу, чем удар кулаком.
ПРАКТИКА: Удары руками: когда противник находиться перед вами, рука
выпрямляется и удар наносится по цели суставами кулака. Предплечье
вращается внутрь в момент нанесения удара. При ударе ногой у вас должно
быть ощущение, что вы вкладываете в него весь вес вашего тела. Максимально
7
используете бедра в ударе, но быстро отводите бьющую ногу назад, принимая
нужную стойку для следующего приема, иначе противник может захватить
вашу ногу.
Тема 7. Техника защиты (укэ).
ТЕОРИЯ: Каратэ отличается от бокса и других видов единоборств своими
приемами защиты. В каратэ существует много блоков против удара ногами, в
которых применяются как ноги, так и руки. В этом отношении каратэ
уникально.
ПРАКТИКА: Достижение мастерства в данных аспектах необходимо. Для
овладения эффективной техникой блока нужно совершенствовать следующее:
направление силы; вращение предплечья и чувства ритма; работу бедра;
положение локтя; недостатки проноса; блок-атака.
Тема 8. Основные приемы (кихон).
ТЕОРИЯ: Передвижение в стойках с выполнением техники ударов и блоков. У
каждого разряда (кю) своя техника выполнения. Занимаясь кихон (базовой
техникой), ученик овладеет азами каратэ. Многократными повторами
шлифуется техника исполнения и развивается специфическая молниеносная
реакция.
ПРАКТИКА: Кихон является важнейшим аспектом обучения каратэ. Задача
базовой техники - научить принципам распределения силы и тактики, а
малейшие отклонения от формы кихон ведут к тому, что эти принципы
ускользают. Кихон не только форма исполнения базовой техники, но и
пониманием того, что в этой технике заложено, а также использование этого на
практике.
Тема 9. Формальные упражнения (ката).
ТЕОРИЯ: Ката предполагает условный поединок с несколькими противниками,
существующими лишь в воображении ученика и наблюдателя. Цель данного
упражнения – создание системы круговой обороны при помощи серии
определенных приемов защиты и нападения.
ПРАКТИКА: Основные положения:
1. Каждая ката имеет определенное количество движений. Они должны
выполняться в правильной последовательности.
2. Ката имеют различный рисунок (схему передвижений).
3. Для динамичного выполнения ката следует помнить и соблюдать три
правила: правильное применение силы, скорость движения, расслабление и
напряжение тела.
5. В начале и в конце ката делается поклон, неотъемлемая часть ката.
Выполняя несколько ката подряд, поклон делается в начале первого ката и в
конце последнего.
Тема 10. Работа с партнерами, схватка (кумитэ).
ТЕОРИЯ: В кумитэ начинающий спортсмен учится правильно и своевременно
выполнять технические приемы. Только на этом этапе хорошо отработанные
приемы становятся реально применимыми на практике. Дальнейшее
совершенствование техники идет рука об руку с овладением работой с
партнерами. При повышении разряда (кю) уровень техники усложняется.
ПРАКТИКА: два человека встречаются лицом к лицу и демонстрируют приемы.
Таким образом, кумитэ можно рассматривать как практическое использование
8
основных приемов, изученных в ката, в некотором роде спарринг. Существует
три вида кумитэ: базовое кумитэ (основные приемы с учетом индивидуальных
способностей), иппон кумитэ (атакующие и оборонительные действия, технику
передвижения и понимание) и дзию кумитэ (партнерам разрешается свободно
использовать их духовные и физические силы, но с условием строгого контроля
ударов руками и ногами).
Тема 11.Упражнения на снарядах, грушах и лапах.
ТЕОРИЯ: В тренировочной практике боевых искусств используется самые
разнообразные снаряды. У каждого из его видов свое назначение и функции.
Перчатки для отработки точных ударов (нанося удары руками и ногами по
перчаткам, спортсмен отрабатывает их точность и мощь); ручные мишени
(современные ручные мишени подобны по форме своим предшественницам и
бывают одинарными или двойными, благодаря своей гибкости они очень
удобны для тренировки скорости и ловкости, особенно при выполнении
хлестких ударов); тяжелые груши (на тяжелых грушах тренируют силу и мощь,
выполнения всех линейных и угловых техник); подвижные груши (бывают
односторонним или двухсторонним креплением, применяют для развития
ритма, реакции и ловкости при отработке выполнения техник рук и ног);
макивара (специальный станок, с помощью которого спортсмены добиваются
затвердения бьющих поверхностей ладоней и ступней, локтей и предплечий);
отягощения (силовые тренировки можно разделить на два типа – поднятие
тяжестей и занятия с отягощениями, к поднятию тяжестей относятся все виды
работ с гантелями, штангами и на силовых тренажерах, с отягощениями
спортсмены надевают грузы на определенные части тела для развития силы
соответствующих мышц); скакалки (регулярные занятия со скакалкой
развивают выносливость, чувство времени и координацию движений);
видеозапись
(использование
видеозаписи
является
эффективным
вспомогательным средством для изучения новых техник и совершенствование
сложных движений).
Тема 12. Тактика (хэйхо)
ТЕОРИЯ: Тактика каратэ – искусство применения технических средств с учетом
индивидуальных технико-тактических, морально-волевых и физических
воздействий в бою по стилю и манере противника. В тактике каратиста
проявляется не только уровень его техники, физической и психологической
подготовки, но и главные черты его характера.
Тема 13. Подготовка к соревнованиям
ТЕОРИЯ: Состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям,
приобретенное в результате подготовки на каждой новой ступени спортивной
тренировки, называется спортивной формой, она позволяет каратисту
наилучшим образом проявлять свои силы и способности, добиваться
максимальных для него спортивных результатов.
9
III.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(группы начальной подготовки)
Общее
количество
часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
№
в том числе
теория
практика
10
5
5
15
5
10
3.
Техника безопасности и
спортивная терминология
История возникновения и
становления борьбы каратэ
Общеразвивающие упражнения
20
20
4.
Стойки и положения в каратэ
15
15
5.
Техника атак
10
10
6.
Техника защиты
10
10
7.
Кихон (технический комплекс)
20
20
8.
Ката (установочное
упражнение)
Кумитэ (поединок)
20
20
30
30
48
48
1.
2.
9.
10. Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
ИТОГО:
10
198
188
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(учебно-тренировочные группы)
№
Общее
количество
часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
в том числе
теория
практика
10
1
9
2.
Техника безопасности и
спортивная терминология
Общеразвивающие упражнения
15
1
14
3.
Стойки и положения в каратэ
20
20
4.
Техника атак
15
15
5.
Техника защиты
10
10
1.
10
№
Общее
количество
часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
в том числе
теория
практика
6.
Кихон (технический комплекс)
10
10
7.
Ката (установочное упражнение)
20
20
8.
Кумитэ (поединок)
20
20
9.
30
30
10.
Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
Тактика
11.
Подготовка к соревнованиям
24
24
ИТОГО:
198
7
17
24
9
189
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(группы углубленного совершенствования)
№
Общее
количество
часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
в том числе
теория
практика
10
2.
Техника безопасности и
спортивная терминология
Общеразвивающие упражнения
15
15
3.
Стойки и положения в каратэ
20
20
4.
Техника атак
15
5
10
5.
Техника защиты
10
5
5
6.
Кихон (технический комплекс)
10
10
7.
Ката (установочное упражнение)
20
20
8.
Кумитэ (поединок)
20
9.
30
10.
Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
Тактика
11.
Подготовка к соревнованиям
24
1.
24
ИТОГО:
11
198
1
5
9
15
30
5
19
24
21
177
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Каратэ» обучающиеся получат возможность:
узнать об особенностях истории возникновения каратэ, истории появления
данного вида спорта в нашей стране,
понимать условия организации турниров и соревнований по каратэ;
освоить правила ведения боя;
повторить общие и индивидуальные правила личной гигиены.
Обучающиеся:
получат навыки осуществления боя по упрощенным правилам,
расширят представления о влиянии физических упражнений на организм
человека;
научатся помогать сверстникам, педагогу во время занятий поддерживать
товарищей, имеющих слабые результаты;
освоят технику ведения боя каратэ;
выполнять упражнения на формирование правильной осанки,
организовывать и проводить самостоятельные занятия, использовать
самоконтроль за состоянием здоровья;
будет стремиться – к освоению правильных двигательных действий;
овладеет понятиями - о терминологии разучиваемых упражнений;
понимать значение физических упражнений для здоровья человека.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:
- историю возникновения каратэ;
- простейшие элементы кихон и ката;
- технику безопасности при занятиях в спортзале;
- спортивную терминологию;
Должны уметь:
- выполнять гимнастические элементы;
- выполнять ОРУ;
- выполнять простейшие элементы кихон;
- выполнять ката для уровня 9-8 кю;
К концу 2 года ообучающиеся должны знать:
- спортивную терминологию;
- технику безопасности при работе с партнером;
- приемы первой помощи при травмах;
- правила закаливания;
- элементы кихон и ката для уровня 7-6 кю;
- элементы кумитэ;
Должны уметь:
- свободно работать со спортивным инвентарем;
12
- выполнять элементы кихон и ката для уровня 7-6 кю;
- выполнять элементы базового кумитэ;
К концу 3 года ообучающиеся должны знать:
- технику безопасности во время учебных поединков;
- правила соревнований;
- элементы кихон и ката для уровня 5-4 кю;
- тактику и стратегию поединка.
Должны уметь:
- выполнять элементы кихон и ката 5-4 кю;
- выполнять элементы спортивного кумитэ;
- выполнять технику самообороны;
- самостоятельно работать в группе и индивидуально.
Способы проверки результатов:
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся каждые 2
месяца тесты по ОФП:
челночный бег;
подтягивание;
отжимание;
выпрыгивание из приседа;
сгибание туловища (пресс);
контроль за переносимостью физических нагрузок (20 приседаний за
30 секунд)
Итоговый контроль:
контрольные занятия;
соревнования;
показательные выступления;
аттестация на пояса-разряды кю (2 раза в год).
V.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно – методическое обеспечение:
1. Буйволов Л.Н.: журнал «Внешкольник».
2. Брюс Ли: «Искусство выражения человеческого тела».
3. Вольф-Дитер Вихман: «Искусство ката».
4. Вильмякин В.Н.: «Боевое самбо и рукопашный бой».
5. Гвоздев С.А.: «Техника самообороны, холодное оружие востока и запада».
6. Гичин Фунакоши: «Каратэ-до: Ньюмон».
7. Диденко В.В.: «Ушу: философия движения».
8. Дон Миллер: «Искусство Дзю-Дзюцу».
9. Дзигоро Кано: «Кодокан Дзюдо».
10. Иванов А.Л.: «Кикбоксинг».
11. Иванов-Катанский С.: «Комбинированная техника каратэ».
12. Лапшин С.А.: ««Каратэ-до», основная техника и методика преподавания».
13. Лапшин С.А.: «Каратэ для мастеров, стратегия поединка».
14. Линдер И.Б., Оранский С.А.: «Боевые искусства востока».
13
15. Марков
В.В.: «Организация и методика подготовки судей высокой
квалификации в каратэ-до».
16. Матвеев Л.П.: «Проблемы периодизации спортивной тренировки». М.: ФиС,
1965г.
17. Лю Чжин Син: «Китайские боевые искусства».
18. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Под ред.
Литвинова Е.Н., Погадаева Г.И.
19. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Основы».
20. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Кумитэ». Т. 1,2.
21. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Полный обзор».
22. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Бассай, Канку».
23. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Ганку, Джион».
24. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Джиттэ, Хангецу, Эмпи».
25. Программа квалификационных экзаменов Японской Ассоциации каратэ
(JKA) на 9 кю-5 дан.
26. Платонов В.Н.: «Современная спортивная тренировка». Киев:1991г.
27. Ретюнских А.С.: «Русский стиль рукопашного боя».
28. Санг Х. Ким: «Преподавание боевых искусств».
29. Физическое воспитание учащихся 1-9 классов. Под ред. Ляха В.И. – М.:
Просвещение, 2001г.
30. Тетсутака Сугавара: «Айкидо».
31. Хедетака Нишияма: Руководство инструктора (методическое пособие).
32. Юдолин Н.Г.: «Современная система спортивной тренировки». М.: ФиС,
1970г.
33. «Методические рекомендации по каратэ» (для детско-юношеских клубов
физической подготовки (ДЮКФП), спортивных школ различного типа)
С.А.Литвинова, М., МГФСО, 2003 г.
Материально – техническое обеспечение:
спортзал;
спортплощадка (в летний период);
спортивные маты;
перчатки,
малые лапы,
большие лапы,
груши,
малые мячи,
скакалки,
гимнастические палки.
14
Подписано цифровой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПОЛИФОРУМ"
ЛИЦЕЙ № 180
Дата: 2023.09.01 10:03:10
"ПОЛИФОРУМ"
+05'00'