Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
приказом № 421 от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
для детей 10-14 лет
Направленность программы: художественная
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Коноплева Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
.
Екатеринбург
2023 год
1
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 19:05:23 +05'00'
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Мастерская чудес» разработана для системы
дополнительного образования лицея и направлена на развитие художественных
способностей обучающихся.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.,
утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
Современные непростые условия жизни требуют от молодого человека знаний,
интуиции, фантазии, упорства, выдержки, дерзости, готовности решать сложные
проблемы, обладать воображением стратега, а его интеллектуальные горизонты
должны быть широкими.
Социальные исследования показывают, что выпускники школы, как правило,
испытывают затруднения:
2
в выборе направления своей будущей деятельности;
в общении друг с другом;
в принятии самостоятельных решений и т.д.
В связи с этим проблема творчества в целом и развития творческих
способностей учащихся школ остается одной из важнейших в современной науке.
Исходя из данной проблемы, ясно прослеживается актуальность данной
программы с позиций федерального и регионального социального заказа в сфере
дополнительного образования. Задача педагога дополнительного образования
помочь школе в преодолении этих трудностей с помощью разностороннего
развития ребенка.
Отличительными особенностями данной программы дополнительного
образования от образовательных программ являются:
Разнообразные методы и приемы работы;
Виды и типы занятий;
Совершенно другие условия обучения.
В целом занятия в группе должны способствовать гармоническому развитию
личности ребенка. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям
ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей,
живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником
самостоятельных творческих поисков.
Скетчинг - прекрасная возможность выразить свои мысли, впечатления от
встреч, путешествий и все это запечатлеть на листе бумаге. Техника Скетчинг
пользуется большой популярностью у детей и подростков. Она идеально
подходит для начинающих художников, т.к. является довольно простой и не
требует от детей профессиональных навыков. Тем не менее, Скетчинг
способствует развитию качеств, присущих профессиональному художнику:
умение "поймать момент", выстроить композицию, быть внимательным и
творческим. Скетч рисунок не только расширяет кругозор, представление о мире,
но и позволяет из общей массы впечатлений отобрать самое главное, достойное
быть запечатленным в рисунках, а также формирует эстетические чувства детей,
заставляя их искать интересные сюжеты и может стать прекрасным хобби на
многие годы. А это в свою очередь может поспособствовать выбору профессии в
дальнейшем. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для
дизайнеров, мультипликаторов и архитекторов, всех тех, кому нужно быстро
донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка.
Новизна данной программы в том, что занятия скетчингом построены с учетом
характеристик данной техники: рисунок выполняется в быстром темпе, это
позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать
различные объекты и идеи.
3
Также актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая
разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику
руки, способствует своему интеллектуальному развитию. Квиллинг создает среду,
в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь
более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные
поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные
композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. В настоящее
время квиллинг наиболее тесно связан с молодым видом искусства – дизайном.
А раздел программы пластилинография и декоративно-прикладное искусство
позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные
способы работы с пластилином и природным, декоративным материалом, тем
самым расширить творческие возможности ребят.
На занятиях учащимся предоставляется самостоятельность в выборе темы для
работы, в использовании художественных материалов. Во время работы дети
могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего рисунка или поделки,
еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать за работой
других детей.
Программа «Мастерская чудес» рассчитана на обучающихся возраста 10 лет - 14
лет. Срок освоения программы - 2 года. Занятия проводятся с группой
наполняемостью 10-18 человек 2 раза в неделю. Продолжительность одного
занятия – 2 учебных часа с перерывом не менее 10 минут.
Общее количество часов, отведенных на освоение дополнительной
общеразвивающей программы «Мастерская чудес», составляет 280 часов, по 140
часов в каждом учебном году.
Для лучшего усвоения материала, практические и теоретические занятия
проходят поэтапно. (От простого к сложному, от теории к практике и наоборот).
Форма обучения – очная.
Язык обучения: русский язык.
Уровень освоения программы: первый год обучения – стартовый, второй год
обучения – базовый уровень.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
Цели и задачи программы:
Целью данной программы является создание комплекса условий для развития
творческих способностей обучающихся.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
4
научить обучающихся новым техникам рисунка, без детализации элементов и их
тщательной проработки;
научить передать эмоции автора, идею, образ, настроение;
рассказать обучающимся о видах скетча:
Food-иллюстрации,
Fashion-скетчинг,
Флористический скетчинг,
Travel-скетчинг,
Скетч-портрет и др.;
Обучить ребят увлекательной техники рукоделия - квиллинг, позволяющей из
цветных полосок бумаги создавать оригинальные яркие панно и поделки;
Познакомить ребят с такими увлекательными техниками, как: дриппинг, фюмаж,
коллаж;
Научить выполнять
простейшие декоративно-прикладные
работы
с
использованием природных материалов;
Научить внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность
восприятия при создании поделок из природного материала
Развивающие:
развивать
художественно-творческие
способности
обучающихся,
пространственные представления;
развивать зрительную память, эстетическое восприятие, эстетический вкус и
эмоционально-чувственное
отношение
к
предметам
и
явлениям
действительности;
Воспитательные:
прививать обучающимся интерес к изобразительного искусству;
воспитывать яркое эмоциональное отношение к ценностям нашего общества,
воспитывать у обучающихся духовно-нравственные качества и восприятие
прекрасного.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ РАЗДЕЛ
1. Введение
2. Скетчинг
Дриппинг
1
год
5
30
Форма
контроля
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение, выставка
5
2
год
2
34
Форма
контроля
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
выставка
3. Квиллинг
35
Наблюдение, выставка
28
Наблюдение,
выставка
4. Декоративноприкладная работа
(коллаж)
5. Изготовление сувениров
54
Наблюдение, выставка
58
Наблюдение,
выставка
14
Наблюдение, выставка
12
Наблюдение,
выставка
6. Беседы.
Экскурсии
-
-
7. Итоговые занятия
2
Наблюдение, фронтальный
опрос,
выставка
ИТОГО:
140
4
Наблюдение,
фронтальный опрос
2
Наблюдение,
фронтальный опрос,
выставка
140
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель первого года обучения: создание условий для формирования у
обучающихся основополагающих представлений об изобразительном искусстве.
Задачи:
дать
представление
о
деятельности
художника,
живописи,
художественной техники и способах;
побывать в роли художника, убедившись, что творчество присуще
каждому человеку;
познакомить с современной техникой рисунка – скетч, научить работать
в данной технике, правилам смешивания главных оттенков красок для
получения промежуточных цветов, работе с линерами и тушью;
научить обучающихся технике рукоделия, позволяющей из простейшего
материала – цветных полосок бумаги создавать объёмные фигурки,
плоские и 3D-картины из различных модулей, скрученных из тонких
бумажных полос;
формировать умения выразительно передавать в рисунке и декаративноприкладной композиции простейшую форму, основные пропорции,
показать отношение к объекту и свое настроение, определять величину и
расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги.
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Общее
количество
часов
Введение
5
Вводное занятие.
«Чудеса в умелых руках»
II.
Скетчинг
1
4
30
Графические упражнения:
«Волшебство простой
линии».
«Завораживающая
акварель», многослойные
техники (лессировка),
акварель по-мокрому
Секреты мастерства,
использование различных
материалов для стильных
скетчей.
Смешанные техники, для
создания спецэффектов
в том числе
теория
1
практика
4
1
3
Формы
контроля
4
27
3
0,5
2,5
2
0,5
1,5
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
Демонстраци
я,
наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
2
4
Что такое референс, как его
правильно подобрать.
Виды скетча и их
возможности. Скетч
художник – профессия
будущего.
Флористический
скетчинг:
«Времена года»,
«Разнообразия
листвы»,
«Яблони».
0,5
0,5
6
6
7
1
1,5
3,5
Наблюдение,
выставка
6
Наблюдение,
выставка
5
Наблюдение,
выставка
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Travel-скетчинг:
«Париж»,
«Греция»,
«Китай»/ «Япония»
9.
Food-иллюстрация,
Скетч-портрет:
«Мороженое», «Пирожное»
«Аппетитная пицца».
Скетч-портрет «Эмоции
животных»:
«Забавный мопс»,
«Акина-ину – собака с
улыбкой»,
«Кот-профессор»
III. Квиллинг / поделки
из фетра, пластилинография
(открытки, игрушки, шкатулки
и др.)
10.
Композиция на заданные
темы:
«Осенний букет» ветка
рябины (квиллинг),
«Подарок для мамы»
открытка ромашки, техника
квиллинг)
«Сказочные животные и
птицы» (Пегас/единорог –
мягкая игрушка),
«Пушистый друг»
(изготовление игрушек),
«Прекрасные насекомые»
(открытки, композиции,
шкатулки - бабочки,
стрекозы)
Общее
количество
часов
в том числе
теория
6
6
35
1
13
Наблюдение,
выставка
34
12
1
8
практика
Формы
контроля
Наблюдение,
выставка
№
11.
12.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Композиция на заданные
темы:
«Золотая осень», «Дары
природы».
«Флора и фауна».
Композиция на заданные
темы:
«Сказка в нашем мире».
«Символ года».
«Мой любимый сказочный
герой».
IV. Декоративно-прикладная
работа
13.
14.
15.
Составление декоративных
композиций и изготовление
2D и 3D поделок:
«Подсолнухи созрели»;
Фигуры 2D
«Нарядная шубка – модные
перышки». (Имитация
шерсти животных,
декоративным материалом)
Декоративные композиции:
«Новогодние игрушки»;
«Украшения для елки».
Аппликация (в стиле
витраж и коллаж)
Совершенствование новой
техники.
Составление сюжетных
коллажей,
темы: «Бабочки»;
«Зимний венок», «Портрет
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
Наблюдение,
выставка
12
12
10
10
54
4
50
10
1
9
10
10
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
10
9
1
9
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
известного персонажа»
16.
17.
18.
Выполнение работы в стиле
пластилинография
(изготовление
барельефа «Чудодерево»,
«Подводный мир»,
Работа с объемной
аппликацией.
Совершенствование
умений и навыков по
освоению новой техники.
«Цветочный пейзаж»;
«Подводный мир»;
«В гостях у сказки»;
«Seedscapes» - «Пейзажи из
семян»
Мой новогодний образ.
Изготовление масок для
праздника и выступлений
(бумага).
«Рождественская сказка»
V. Изготовление сувениров
своими руками
4
1
3
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
10
1
10
14
10
9
10
1
13
Наблюдение,
выставка
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
№
19.
20.
Лепка сложных форм
лепестков цветов, фруктов.
Шьем брошки и брелоки из
фетра и бисера
Изготовление шкатулки:
«Уральские самоцветы»,
открытки своими руками
«Бумажный изгиб».
VI.
21.
Итоговые занятия
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
Наблюдение,
выставка
4
1
3
Наблюдение,
выставка
10
10
2
2
Итоговое занятие «Чему мы
научились».
2
2
ИТОГО:
Формы
контроля
140
10
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный
опрос, беседа
130
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение
1. Вводное занятие
Теория
Ознакомление с кратким содержанием программы. Что такое скетчинг, первые
скетчи – история (рисунки первобытных людей). Украшение пещер древними
рисунками. Виды скетча. Практическая работа по определению видов скетча на
основе иллюстраций журналов и интернет сайтов, предложенных готовых работ
известных художников, архитекторов, ландшафтных дизайнеров, модельеров и
иллюстраторов.
Практика
Апробирование способов работы линером, кистью, красками.
2.
Чудеса в умелых руках
Теория
11
Знакомство с техникой работы с кистью, акварель
Раздел 2. Инструменты, материалы
3. Графические упражнения «Волшебство простой линии»
Теория
Карандаш: свойства, назначение, техника использования. Минимальный набор
новичка. Знакомство с понятием «линия». Линии: ломаные, волнистые, прямые.
Выбираем бумагу для скетчинга. Виды бумаги, офисная, писчая, бумага для
графики, акварельная бумага (разновидности акварельной бумаги), бумага для
пастели. Форматы бумаги. Скрепление листов.
Практика
Приемы работы, правильная постановка руки. Переходим
к простым
упражнениям на линии. Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных
линий на одинаковом расстоянии. Выполнение упражнений на применение
возможностей карандаша. Скругленные линии (задача – заполнить лист или его
часть закругляющимися произвольными линиями на одинаковом расстоянии друг
от друга). Квадраты (нужно заполнить лист квадратами одинакового размера,
которые произвольно пересекаются). Круги и овалы. (Здесь рисуем одинаковые
по размеру овалы или круги). Равные и неравные отрезки. Упражнения на
глазомер, отлично помогает научиться точно определять пропорции. Делим
прямые отрезки или стороны фигур на равные части.
4.
«Завораживающая акварель».
Теория
Многослойные техники (лессировка), акварель по-мокрому (английская акварель),
смешанная техника.
Практика
Практические работы «Золото осени», «Листва».
5.
Секреты мастерства. Привнесения объема.
Теория
Свет и тень. Способы сделать скетчинг объемным и привнести на плоский лист
бумаги 3D-измерение.
Практика
Добавляем тени для круга, квадрата и др. Определяем источник света (право
художника). Способы наложения тени (заштриховка, растушевка, наложение тени
точками).
6. Смешанные техники, для создания спецэффектов (акварель)
Теория
Соль в акварели, восковые мелки, смешанные техники рисования.
12
Практика
Упражнения на смешение цветов, эксперимент с различными материалами
(акварель – тушь, восковые мелки, гелевые ручки).
7. Референс и виды скетчей.
Теория
Кому и зачем нужен скетчинг
Скетчинг – это способ быстро и наглядно представить свою идею или мысль на
бумаге. Этот инструмент используют в своей работе многие специалисты:
Дизайнеры всех направлений: веб, интерьер, ландшафт, одежда. С помощью
скетча дизайнер может быстро донести свою идею до заказчика, представить ему
будущий проект наглядно на бумаге.
Архитекторы и проектировщики. Для специалистов, проектирующих здания и
сооружения, скетчинг – это способ показать, как будет выглядеть масштабный
объект после его возведения.
Инженеры и дизайнеры промышленных изделий. Эти специалисты делают
скетчи будущих изобретений. Для них важно обдумать продукты, которых еще не
существует, и представить на бумаге, как они будут выглядеть.
Аниматоры. В своей работе они часто делают наброски персонажей и эскизы,
демонстрирующие изменение позы и передвижение объектов. Потом эти работы
становятся основой анимации.
Сценаристы. С помощью зарисовки, созданной за пару минут, сценарист может
показать, как должна выглядеть сцена взаимодействия персонажей.
Стилисты и фотографы. Скетчинг помогает людям творческих профессий
быстро визуализировать придуманные образы.
Художники. При создании комиксов, рисунков раскадровки в сфере кино или
гейм-индустрии мастера сначала рисуют скетчи. И лишь после утверждения
проекта рисунки детально дорабатывают.
Руководители разных направлений. С помощью набросков на бумаге
руководство может быстро донести до подчиненных их задачи.
Некоторые люди занимаются скетчингом не только потому, что это нужно для
работы, а потому, что это занятие приносит им удовольствие. Для многих
рисование – это метод медитации. Полученные навыки можно применять в
разных сферах жизни.
Практика
13
Практические работы «Мое воображение» (Представь что ты известный скетчиллюстратор, где ты работаешь, какой вид скетча используешь. Итоговая работа
мастера.)
8. Флористический скетчинг.
Базовые формы (круг, квадрат, цилиндр и треугольник). Рисуем листья, разные
ракурсы, передача формы, передача текстуры. Как передать пространственное
положение, пропорции, конструкции, цвета изображаемых объектов.
Практика
Рисуем цветы, ветки, листья, овощи, фрукты. Рисование с натуры, референса.
9. Food-иллюстрация.
Теория
Ознакомление с понятием «композиция». Проработка композиции. Набор правил
о расположении предметов. Секрет хорошей композиции.
Практика
Рисование по референсу/ фантазия. Выполнение практических работ:
«Мороженое», «Пирожное», «Аппетитная пицца».
Раздел 3. Квиллинг /изделия из фетра, пластилинография
(Изготовление открыток, игрушек, шкатулок и др.)
Композиция на заданные темы: «Сказочные животные», «Пушистики»,
«Подарок другу»
Теория
Знакомство с материалом (плотность фетра). Правила работы с колющими и
режущими
инструментами. Трафарет, расположение на ткани. Мулине,
закрепление нитки, виды стежков.
Практика
Работа над выкройкой игрушки животного. Изготовление игрушек по темам:
«Сказочные животные», «Пушистый друг», «Прекрасные насекомые».
Композиции на заданные темы: «Золотая осень», «Дары природы», «Флора и
фауна».
Теория
Работа с бумажными лентами, виды скручиваний, изготовление различных
модулей, вспомогательный инструмент. Компоновка предметов по правилам
композиции.
Практика
14
Выполнение практических работ по темам. Изготовление открытки: ветки
рябины (техника квиллинг), овощи (стиль пластилинографии), бабочки/стрекозы
(техника квиллинг).
Композиции на заданные темы: «Сказка в нашем мире», «Символ года», «Мой
любимый сказочный герой».
Теория
Изображение животных и людей
в разных выразительных движениях.
Расположение предметов по правилам перспективы, (запечатление объектов, так
как мы их видим и натуре).
Выполнение практических работ «Путешествие по сказкам»/ «Жар-птица».
Раздел 4. Декоративно-прикладная работа
Составление декоративных композиций
Теория
Значение искусства разных народов как мощного средства эстетического,
трудового и патриотического воспитания. Основные сведения о промыслах,
возникновение промысла (история).
Практика
Изготовление панно из семян, 3D поделка
13. Декоративные композиции: «Новогодние игрушки»; «Ёлка -чудесинка».
Теория
Первоначальные сведения о декоративной композиции. Ее основные принципы и
способы построения.
Практика
Составление декоративных композиций «Новогодние игрушки»; «Уголок
природы».
14. Коллажирование. Совершенствование новой техники. Составление сюжетных
коллажей, темы: «Бабочки»; «Любимый персонаж».
Теория
Изучение техники коллаж. Обучение составлению изображения
на
основе
склеивания
его элементов из разнообразных кусочков
бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.д. Практика
Вырезание и составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры,
составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Выполнение
простых аппликаций «Осенний букет», «Зимний букет».
Составление сюжетных аппликаций, темы: «Как красиво»; «Зимний пейзаж».
15
15. Выполнение мозаики
Теория
Знакомство с понятием «эскиз». Изучение техники изобразительного искусства
«мозаика». Практика
Выполнение
работ
«Веселая мозаика», «Домик
эльфа»,
«Эти
замечательные игрушки».
16. Работа с объемной аппликацией. Выполнение работы в стиле
пластилинография . Изготовление барельефа «Чудо-дерево», «Подводный
мир»,
Теория
Изучение новых техник изобразительного искусства «объемная аппликация».
Рассказ о творческих экспериментах художников, которые используют семена
разнообразных растений и плодовые косточки (чаще всего в ход идут яблочные и
тыквенные), а также семена подсолнечника. Семена можно закрепить на концы
длинных стеблей, которые, словно антенны, прикреплены к устойчивому
основанию. Развитие навыков по освоению новой техники.
Практика
Выполнение работ в технике объемной аппликации: «Чудо-дерево», «Подводный
мир».
17. Декоративные маски: изготовление масок (бумага). Роспись масок.
«Смешные рожицы». Оригами.
Теория
Знакомство с техникой изготовления декоративных масок, росписью масок.
Изучение новых техник изобразительного искусства «оригами», «дриппинг».
Изготовление масок «Смешные рожицы», «Новые маски». Работа в технике
«оригами»: «Игрушки», «Рождественская сказка» и др.
Раздел 5. Изготовление сувениров своими руками
19. Лепка сложных форм листьев, фруктов, овощей с натуры: «Дары природы».
Теория
Первоначальные сведения о глине (пластилине). Знакомство с природными
особенностями глины (пластилина), с правилами лепки. Практика
Лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей. Выполнение
композиций: «Домик - гриб», «Веселый топиарий», подвеска «Золотая рыбка»
16
20. Изготовление поделок с использованием различных техник: «Уральские
самоцветы», «Школа волшебства», «Сказочный венок».
Теория
Познание пластики и характера форм, формирование умений видеть строение,
пропорции предметов, их конструкцию.
Практика
Выполнение тематических композиций «Зоопарк», «Народные мотивы»,
«Пластилиновая сказка», «Динозавры», «Брелок-ангелок».
Раздел 6. Итоговые занятия
21. Итоговое занятие «Чему мы научились».
Теория
Повторение
понятийного
аппарата. Обсуждение
основных
техник изобразительного искусства, изученных в течение учебного года.
Презентация лучших работ обучающихся, выполненных в течение учебного года.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения: расширение представлений обучающихся об
изобразительном искусстве, развитие творческих способностей, умение видеть
и ценить прекрасное.
Задачи:
Совершенствуем представления обучающихся о композиции, цвете,
рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и
форм животного мира;
Продолжаем знакомство с понятиями «живописец», «графика»,
«архитектор», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;
формируем у обучающихся умения выражать свое отношение к
рассматриваемому произведению искусства; чувствовать гармоничное
сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
улучшаем навыки декоративного оформления в аппликациях, коллаже,
квиллинге, изготовлении игрушек.
формируем умения сравнивать свой рисунок с изображаемым
предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и
узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их
пропорции, конструктивное строение, цвет;
17
совершенствуем способы определять холодных и теплых цветов;
расписывать готовые изделия согласно эскизу, творчески применять
простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, штрихи,
дужки, точки. Применяем секретные трюки акварельного скетчинга.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
№
I.
Введение
1.
Вводное занятие
Скетчинг
II.
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
2
2
2
34
2
Общее
количество
часов
Графические упражнения,
Постановка руки
4
3.
Живописные упражнения
4
4.
Скетч с натуры / референса
(простые)
13
5.
Секреты мастерства
13
6.
7.
8.
теория
2
2.
III.
в том числе
Композиция
Композиция на заданные
темы
Композиция на
заданную тему
Композиция на тему: «Моя
фантазия». Вдохновляемся
природой
18
Формы
практика контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
32
в том числе
Формы
контроля
теория
практика
1
3
Наблюдение,
выставка
4
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
1
12
13
Наблюдение,
выставка
28
1
27
14
1
13
Наблюдение,
выставка
10
10
Наблюдение,
выставка
4
4
Наблюдение,
выставка
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
IV. Декоративно-прикладная
работа
в том числе
Формы
контроля
теория
практика
58
2
56
1
9
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
9.
Самостоятельное
составление декоративных
композиций и декоративная
роспись
детских
художественных поделок
10
10.
Декоративные композиции 2D
12
12
11.
Декоративные композиции 3D
10
10
12.
Пластилинография
8
8
13.
Коллаж (дриппинг)
8
14.
Декоративные маски,
костюмы, игры
4
4
15.
Гравюра
6
6
Лепка
12
12
16.
Лепка сложных по форме
листьев, фруктов, овощей и
предметов быта с натуры
4
4
17.
Лепка птиц, животных с
натуры, по памяти и по
представлению
4
4
Наблюдение,
выставка
18.
Лепка тематической
композиции
4
4
Наблюдение,
выставка
VI.
Беседы. Экскурсии
4
4
19.
Беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг нас
2
2
V.
19
1
7
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
фронтальный
опрос
№
20.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
Экскурсии
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
2
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Чему мы научились.
Презентация творческих работ
2
2
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный
опрос, беседа
ИТОГО:
140
VII. Итоговые занятия
21.
6
134
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение
1. Вводное занятие
Теория
Знакомство с художественным наследием и выдающимися произведениями
современного искусства. От глины до искусственного интеллекта. Что в
технологичном мире считать искусством и кого называть автором произведения.
Расширение представлений обучающихся об искусстве, эстетической и духовнонравственной значимости для общества.
Практика
Просмотр и
обсуждение
детских
работ,
репродукций,
оригинальных произведений. Беседы «Рисунок - основа языка всех видов
изобразительного искусства», «Мир интересов человека», «Изобразительное
искусство и мир интересов человека».
Раздел 2. Скетчинг
2. Графические упражнения
Теория
Закрепление
знаний
по технике
использования карандаша:
свойства назначение. Повторение понятий «линия» и ее типов.
Практика
20
Графические
игровые
упражнения
«В
линий», «Волшебный цветок», «Волшебная птица».
стране
волшебных
3. Техники акварели
Теория
Закрепление знаний о свойствах акварельных и гуашевых красок.
Практика
Живописные упражнения «Разноцветные домики», «Все цвета радуги».
4. Секреты мастерства
Теория
Развитие пространственных представлений. Алгоритмы рисования с натуры.
Практика
Рисование и живопись с натуры листьев деревьев, кустарников с осенней окраской;
веточек деревьев с почками; цветов; игрушек; предметов быта. Темы: «Осенний
букет», «Цветы радости», «Пища богов», «Пробуждение».
5. Рисование с использованием референсов и воображения
Теория
Совершенствование навыков художественного изображения действительности
обучающихся. Алгоритм рисования по памяти и представлению.
Практика
Рисование по памяти и представлению: бабочек; насекомых; предметов быта.
Темы: «Бабочки - красавицы», «В магазине игрушек», «Сказка», «Космические
путешествия», «Земляне на Луне».
Раздел 3. Квиллинг
6. Композиции на заданные темы
Теория
Повторение требований к выполнению композиции. Обучение обучающихся
анализу
представленных композиций:
выявление положительных
характеристик работ, формулировка предложений по устранению ошибок,
недочетов в выполненных работах.
Практика
Выполнение композиций на заданные темы: «Осенний день», «Весна пришла»,
«Деревья зимой», «Моя семья», «Животный мир», «Сказочный мир», «Рисуем
будущее», «Давным-давно» и т.д.
21
7. Композиции на заданные темы
Теория
Обучение обучающихся анализу представленных композиций: выявление
положительных характеристик работ,
формулировка предложений
по устранению ошибок, недочетов в выполненных работах.
Практика
Выполнение композиций на литературные темы: «Любимая сказка»,
«Мой любимый герой», «Если бы я была режиссером, то …», «Моя любимая
книга» и т.д.
8. Композиция на тему: «Наше вдохновение»
Теория
Музыка, литература и кино, как средства вдохновения. Беседа о выражении
чувств, эмоций средствами музыки и изобразительного искусства.
Практика
Выполнение композиций на тему «Послушай – нарисуй», твой любимый
киногерой. Практические работы серии «Музыка и живопись»: «Мы рисуем
музыку», «Чудесный мир музыки», «Мне понравилось...».
Раздел 4. Декоративно-прикладная работа
9. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная
роспись детских художественных поделок
Теория
Декоративно-прикладное
искусство проявляет черты
национального
характера. В
оформлении
различных предметов быта ясно видны
национальные особенности,
отражающие
жизненный
уклад,
историю, культуру и даже экономику данного народа. Оформление различных
предметов быта.
Практика
Самостоятельное изготовление декоративных игрушек, поделок: «Волшебные
гномы»,
«Зверята», «Узоры», «Кружевные цветы», «Шкатулка чудес», «Дом
трансформер» и т.д
10.Декоративные композиции
22
Теория
Продолжение знакомства с правилами аранжировки букета, с правилами и
материалами для выполнения этого вида деятельности.
Практика
Выполнение декоративных композиций: «Уголок природы», «Золотая осень»,
«Новогодние радости», «Весенний букет», «В гостях у лета» и т.д.
11.Аппликации
Теория
Совершенствование различных приемов вырезания, склеивания бумаги, картона,
других материалов.
Практика
Составление сюжетных аппликаций: «Урожай», «Как красиво» и др.
Составление орнаментальных аппликаций; работа с объемной аппликацией.
Выполнение мозаики.
12.Коллаж
Теория
Совершенствование различных приемов работы с пластилином, техники
пластилинографии.
Практика
Практические работы в технике пластилинографии: «Звездная ночь», «Ирисы».
13.Дриппинг, флюмаж, кляксография
Теория
Знакомство с новыми техниками.
Практика
Работа в технике дриппинг: «Меломан», «Космос», «Бабочки» и другие
выбору обучающихся.
14.Декоративные маски, костюмы, игры.
Теория
Совершенствование техники изготовления декорированных масок.
Практика
Практические работы по изготовлению декорированных масок: «Летающая
пчелка», «Смешные рожицы», «Танцующие куклы», «Украшения», «Новые
маски и костюмы», «Веселые игры».
23
по
15. Коллаж
Теория
Коллаж. Общие сведения о технике коллажирования.
Практика
Выполнение коллажей: «Мечта», «Автопортрет».
Раздел 5. Изготовление сувениров своими руками (с использованием
изученных техник)
16. Лепка сложных по форме листьев, фруктов, овощей и предметов быта с
натуры
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Лепка сложных по форме листьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры:
«Осенняя листва», «Посуда», «Экзотический фрукт» и другие.
17. Шитьё игрушек своими руками
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Игрушки: «Лама», «Тигрёнок», «Пони».
18.Лепка тематической композиции с использованием природных материалов
Теория Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Лепка тематической композиции: «Хозяин тайги», «Заботливая наседка»,
«Цирковая такса».
Раздел 6. Беседы об изобразительном искусстве и красоте
Экскурсии
19. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Теория
24
вокруг нас.
Эскизы известных художников, о которых вы точно слышали: Рафаэля, Да Винчи,
Микеланджело, Рубенса, Ван Гога, Деги.
Практика
Сообщения об известных художниках, которые исторически придавали большое
значение только готовой продукции. Но их эскизы не менее известны и
популярны в современности.
Воспитание интереса к искусству, любви к нему, расширение представления об
окружающем мире.
Практика
Коллективное обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.
Раздел 7. Итоговые занятия.
20. Итоговое занятие «Чему мы научились»
Теория
Повторение
понятийного
аппарата. Обсуждение
основных
техник изобразительного искусства, изученных в течение учебного года.
Практика
Презентация лучших работ обучающихся, выполненных в течение учебного года.
Анализ творческой деятельности детей за прошедший год.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты по окончании первого года обучения
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать начальные сведения:
• о деятельности художника (что может изобразить художник: предметы, людей,
события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст,
картон, карандаш, кисть, краски и прочее);
• о рисунке, живописи, картоне, иллюстрации, узоре, палитре;
• о новой технике рисунка – скетчинге, его видах, методике рисунка данного
вида, о декоративной технике квиллинга, о способах и методах изготовления
сувениров своими руками;
• о сборе, подготовке и хранении природных материалов, необходимых для
работы над поделками;
• об особенностях работы с различными красками, об элементарных правилах
смешивания главных красок, для получения промежуточных цветов. Как
избежать грязных цветов.
25
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
• высказывать простейшие суждения о картинах и предметах;
• передавать в скетче простейшую форму, основные пропорции, общее строение
и цвет предметов, уметь показать свое настроение и отношение к работе;
• правильно сидеть за рабочим местом;
• определять величину и расположение изображения в зависимости от размера
листа бумаги;
• уметь разбить сложную форму на элементарные фигуры и с легкостью их
рисовать;
• лепить простейшие стилизованные картины;
• составлять аппликационные композиции 2D и 3D, из разных материалов;
Ожидаемые результаты по окончании второго года обучения
К концу второго года обучения школьники должны ознакомиться с основными
видами и жанрами изобразительного искусства и будут знать:
• начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка;
• начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного
искусства;
• основные правила о расположении предметов. Основы хорошей композиции,
высота горизонта, точка зрения, контраст света и тени, цветовые отношения,
выделение главного центра;
• простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта и т.д.;
• начальные сведения о светотени;
• деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов;
• изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:
• рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства,
определять его принадлежность к, тому или иному виду или жанру искусства;
• выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной
и угловой перспективы;
• передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
• использовать различную штриховку для выявления объема, формы
изображаемых объектов;
26
• передавать в пластелинновых изделиях объемную форму, анатомическое
строение животных и человека;
• работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
• отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
• выполнять элементы оформления декоративных масок, костюмов;
• вести поисковую работу по подбору репродукции, книг, рассказов об
искусстве.
Личностными результатами изучения программы являются:
учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
понимание причин успеха и неуспеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда, культурному наследию.
IV. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
1. Учебный кабинет
2. Мультимедийный проектор
3. Ноутбук
4. Демонстрационная доска
5. Художественные материалы: простые карандаши, линеры (гелевые ручки)
акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон
(простой и цветной), клей, лоскутки ткани, фетр, природные материалы,
пластилин, фольга, бисер, мулине, бусины и тесьма для декора.
6. Инструменты для художественных работ: мольберты, наборы кистей,
ножницы, баночки для воды, палитра, стеки, ластик, кнопки, деревянные
дощечки для лепки, монтажная лента, иглы для шитья, крючки для вязания
27
7. Натурфонд: различные шишки, семена (тыквенные, арбузные, семена
дыни и др.), драпировка, вазы, макеты из пенопласта и глины,
пластиковые и картонные элементы декора.
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Время проведения
Цель проведения
В начале
учебного года
Определение
начальных знаний и
умений у учащихся.
В течение всего
Определение степени
Текущий
учебного года
владения навыками работы с
разнообразными
материалами и навыками
создания образов
посредством различных
технологий.
Определение степени
Промежуточный По окончании
изучения темы
владения навыками работы с
или раздела.
разнообразными
В конце месяца,
материалами и навыками
четверти,
создания образов
полугодия.
посредством различных
технологий.
В конце года курса Определение уровня
Итоговый
ожидаемых результатов
Входной
Формы контроля
Наблюдение,
фронтальный опрос
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный опрос,
беседа
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания:
- правильно выполнена композиция листа;
- точно определены пропорции изображаемого предмета;
- правильно выполнено линейно-конструктивное построение;
- линейная перспектива;
-светотеневая моделировка формы (штриховка фона, качество штриховки ).
28
Результативность реализации программы отслеживается через:
- выставки работ;
- конкурсы ;
- презентация творческих работ;
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в проектной деятельности и организации выставок творческих работ учащихся
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы документ
об образовании не выдается.
Методические материалы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская чудес» построена в соответствии с дидактическими принципами.
Обучение должно быть:
•
•
•
•
•
•
•
•
научным;
простым;
наглядным;
проблемным;
активным и сознательным;
доступным;
системным и последовательным;
необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и воспитание
учащихся.
Приоритетными направлениями деятельности педагога дополнительного
образования являются способы и создания этих условий.
Методы:
• проведение занятий по изобразительной деятельности в неординарной и
игровой форме;
• использование педагогом в своей деятельности методов демонстрации
наглядности, ситуаций успеха;
• внедрение педагогом в свою практику приемов развивающего обучения.
На занятиях обучающимся предоставляется самостоятельность в выборе темы
для работы, в использовании художественных материалов. Во время работы дети
могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего рисунка или поделки,
еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать за работой
других детей.
29
Созданию непринужденной,
творческой
атмосферы на
занятиях способствуют разнообразные методы их организации и проведения:
• эмоциональная настроенность детей перед практической работой с помощью
демонстрации произведений изобразительного искусства,
• прослушивания музыки,
• использование игровых ситуаций на занятии,
• групповые формы работы над заданием,
• наблюдения и зарисовки на природе во время экскурсии или прогулки.
Большую роль в укреплении интереса обучающихся к изобразительному
искусству, в развитии творческих способностей играет чередование видов
художественной деятельности на занятиях. Так, рисование с натуры на одном
занятии сменяется лепкой на другом. Беседа о красоте окружающей природы
сочетается с работой над декоративным букетом из осенних листьев и т.п.
Программа занятий включает несколько видов творческой деятельности
учащихся:
1. РИСУНОК (графика), СКЕТЧИНГ –
постановка кисти руки,
графические и живописные упражнения, рисование и живопись с натуры,
рисование по памяти. В программе этот вид деятельности предусматривает
выполнение рисунков игрушек и других несложных объектов по памяти и с
натуры.
2. КОМПОЗИЦИЯ – средства организации в единое целое сюжета,
художественного материала, художественной формы и технических приемов
исполнения.
3. ДЕКОРАТИВНО - РАБОТА – на этих занятиях школьники создают
предметы, соединяющие в себе эстетические и практические качества
(декоративные маски, сувениры, аппликации и т.д.)
4. ЛЕПКА – на этих занятиях учащиеся познают пластику и характер
форм, учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию.
5. БЕСЕДЫ об изобразительном искусстве основаны на показе
произведений искусства. Указанные виды художественно-творческой работы
и темы заданий должны быть тесно связаны и проводиться в зависимости от
времен года и дат календаря. Воспитание интереса к искусству, любви к
нему, расширение представления об окружающем мире. Занятия-беседы
обогащаются использованием видеофильмов, слайд-фильмов, диафильмов,
показом репродукций, проведением экскурсии.
30
Интернет-ресурсы
1. Виртуальные прогулки по музею. Проект культурного наследия России.
https://www.virtual.arts-museum.ru/
2. Коллекция. Третьяковская галерея. https://www.tretyakovgallery.ru/collection/
3. Государственный Эрмитаж. Виртуальный
тур.
http://museionline.blogspot.com/2010/02/blog-post.html
4. Что такое скетчинг в рисовании, где он применяется и как можно научиться
рисовать скетчи. https://goodtopic.ru/chto-takoe-sketching-v-risovanii/
5. Основные техники скетчинга https://doodleandsketch.com/proart-r5E79dhK2k
6. Это
просто:
овощи
из
пластилина
с
инструкцией. https://creativebaby.ru/ovoshi_iz_plastilina/
пошаговой
7. Квиллинг – это просто и интересно.
https://hobby-up.ru/blog-o-rukodelii/vsyo-o-kvillinge-dlya-nachinayushhih.html
https://www.livemaster.ru/topic/1386617-semechki-kak-istochnik-vdohnoveniya-otdetskih-podelok-do-udivitelnyh-installyatsij-i-art-obektov
8. Работа с природными материалами https://www.rastut-goda.ru/questions-ofpedagogy/6844-podelki-iz-prirodnogo-materiala-posledovatelnost-raboty-sprirodnym-materialom.html
9. https://veneya.livejournal.com/17866.html Джексон Поллок и его метод
"разбрызгивания краски"
10. Новые работы гения квиллинга Юлии Бродской: потрясающие и необычные
изделия из обычной бумаги | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru)
31
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
V.
Первый год обучения 140 часов, 2 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
№1
Тема занятия
Вводное занятие. Новые
техники в живописи.
№2
Кол.
часов
Форма
проведения
занятия
2
Эвристическая
беседа
сентябрь
№4
№5
№6
№7
№8
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
«Оттенки осени» (изготовление
открытки в технике скетча и
коллажа).
№3
Форма
контроля
«Деревья осенью» (Различные
способы изображения деревьев
в скетче).
Кляксография
Графические упражнения
«Мастерство практики».
Разновидности штриховки.
Скетч «Листопад»
Графические упражнения
«Мастерство практики».
Простые упражнения,
скругленные линии. Скетч без
карандашного наброска
«Гроздья рябины»
Практическая работа «Дары
осени», «Осенняя листва».
Живописные упражнения:
«Осенний пейзаж» (гуашь).
Правополушарное рисование.
Осенний букет (композиция из
шишек и цветной бумаги
/оригами)
32
2
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
2
Занятие
практикум
2
Занятие
практикум
2
Творческая
мастерская
2
Занятие
практикум
2
Занятие
практикум
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Месяц
Месяц
№
занятия
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
№9
Флористический скетч (скетч
акварель/маркеры). Цветы
2
Занятие
практикум
№10
Foodскетчинг (острый перец,
апельсины)
2
Творческая
мастерская
№
занятия
№11
№12
№13-
октябрь
Кол.
часов
№14
№15
Тема занятия
Количество Форма
часов
проведения
занятия
Форма
контроля
Наблюдение,
выставка
Форма
контроля
2
Творческая
мастерская
2
Занятие
практикум
Изготовление
гирлянды, скетч,
оригами, коллаж.
Элементы праздника
Скетч «Волшебная
шляпа»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Рисование с натуры
Тыква, дыня, сладкий
перец (скетч)
2
Занятие
практикум
Наблюдение,
выставка
2
Занятие
практикум
Foodскетчинг
«Праздничная тыква»
Референс и натура,
композиция,
упрощение сюжета
«Дом с привидения»
№16
Стилизация
оживление
предметов
33
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
№17
№18
№19
ноябрь
№20
№21
№22
№23
№24
Тема занятия
Рисуем
анималистику
Количество Форма
часов
проведения
занятия
Форма
контроля
2
Занятие
практикум
2
Занятие
практикум
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
заданные темы:
«Любимая игрушка»,
шьем игрушки из
фетра «Милая пони»,
«Лама», «Зайчонок»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Изготовление
игрушек,
украшений на
ёлку.
«Волшебная
гирлянда»,
«Шишки»,
«Гномы»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Рисование по
референсу,
добавляем свое
виденье и эмоции
персонажу
«Лесные животные»:
«Лиса с помпоном»,
«Домашние
любимцы»,
«Забавный мопс»,
«Собака с улыбкой»
Композиция на
заданные темы:
«Сказочный мир»,
барельеф 2D из
семян
(Ночные птицы)
34
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
№25
№26
декабрь
№27
№28
№29
№30
№31
№32
январь
№33
№34
Тема занятия
Композиция на
заданные темы:
«Новогодняя ёлка»,
«Открытки –
подарки»,
«Шары – символ
года»
Композиция на
заданные темы:
«Брелок – ангелок»,
«Праздничный венок»
«Новогодние
украшения»
Композиция на
заданные темы:
«Животный мир»
Изготовление
подвески черепаха из
бисера,
«Маска –кто ты?»
Количество Форма
часов
проведения
занятия
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
заданные
темы: «Символ года»,
«Таинственный
зодиак»
4
Изготовление
подарков и
сюрпризов
«Волшебство
рождества»,
«Щелкунчик» - герой
вдохновения
2
35
Форма
контроля
2
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
№35
№36
№37
№38
№39
№40
февраль
№41
№42
№43
№44
№45
№46
Тема занятия
Количество Форма
часов
проведения
занятия
Создаем зимние
скетчи , смешанная
техника (гуашь)
«Снежные кружева»,
«Снегири»
Изготовление
украшений
2
Творческая
мастерская
2
Творческая
мастерская
Составление
декоративных
композиций
«Рождественский
венок»,
«Уютные ёлочки»
2
Творческая
мастерская
Food скетчинг
«Чай с корицей»,
«Коктейль с мятой»,
«Клубничное
пирожное»
2
Декоративноприкладное
искусство «Игрушки
для любимых»
«Папин портрет» в
стиле дриппинг
Правополушарное
рисование
«Космические
одуванчики»,
«Цветная фантазия»,
«Подсолнечное поле»
Скетч «Зимний
фонарь»,
«Снегири - яркие
фонарики»
(очеловечивание
персонажа)
36
2
2
Форма
контроля
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
2
Занятиепрактикум
Месяц
№
занятия
№47
№48
№49
№50
март
№51
№52
№53
№54
№55
апрель
№56
Тема занятия
Количество Форма
часов
проведения
занятия
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
«Кружевное чудо» –
квиллинг работа,
Аппликации из
фетра,
Брошки из фетра и
бисера – «Подарок
маме»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Пластилинография
«Пластилиновые
копии известных
картин»
Пейзажи ВанГога
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Рисуем «Уютный
скетч»,
«Книги с чашечкой
кофе»,
«Coffee-time»
2
Скетч
«подснежники»,
«Букет для мамы»
Дриппинг – коллаж
«Бабочки»
Смешанные техники
«Космос»
2
Занятиепрактикум
2
2
№57
№58
Форма
контроля
Скетч «Космическая
фантастика»
«Парад планет» смешенная техника
37
2
Месяц
№
занятия
№59
№60
№61
№62
№63
№64
№65
май
№66
№67
№68
№69
№70
Тема занятия
Количество Форма
часов
проведения
занятия
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
Занятиепрактикум
Travel скетчинг
«Мечты о лете»,
«Морские острова»,
Дриппинг –
«Хамелеон»,
«Маяк»
Travel скетчинг
«Путешествие в
С.Петербург»,
элементы
архитектурного
скетчинга
Флористический
скетч «Цветущая
яблоня»,
Travel скетчинг
«Япония»
«Летят журавли» смешанная техника,
(памяти ветеранов),
Флористические
скетчи: «Тюльпаны»
Travel скетчинг
«Загадочный Китай»,
Рисуем аниме
2
Выставкапрезентация
творческих работ
обучающихся.
Видеоролик
«Мастерская чудес»
(работа детей и
педагога)
Подведение итогов
38
Форма
контроля
2
2
Наблюдение,
выставка –
презентация,
фронтальный
Конференция
опрос, беседа.
Календарный учебный график. Второй год обучения 140 часов, 2 часа 2
раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
№1
№2
№3
сентябрь
№4
№5
№6
№7
№8
октябрь
№9
№10
Тема занятия
Количество
часов
Вводное занятие
«Изобразительное
искусство,
современные техники»
2
Рисунок и живопись
Рисунок и живопись.
Графические
упражнения.
Живописные
упражнения
Рисунок и живопись
Графические
упражнения.
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
выставка
2
4
Рисунок и живопись
Графические и
живописные
упражнения.
2
Практикум
Рисование и живопись
с натуры (с
использованием
референса)
Рисование с натуры
листьев деревьев,
веточек.
(Многообразие листвы)
Создание объема,
светотени, плавных
переходов
Foodскетчинг.
(«Бургер», «Яичница»)
Рисование и живопись
с натуры природных
Форм. Foodскетчинг.
(«Помидоры», «Перец
чили»)
Основы композиции,
Наблюдение,
выставка
2
39
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
плавные переходы
№11№12
№13№14
№15
№16
№17
ноябрь
№18
Рисование и живопись
с натуры. Учимся
передавать
светотеневые участки
(«Апельсины на
доске»,
«Семейка мухоморов»)
Рисунок и живопись
Рисование по фото
(упрощаем
композицию)
«Осенняя беседка»,
«Праздничная тыква»
Рисунок и
живопись
Натюрморты
с
овощами.
Изготовление
открыток
«Happy
Halloween»
Рисуем скетч
иллюстрацию.
Волшебный мир Гарри
Поттера.
«Волшебная шляпа»
«Букля»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
выставка
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
4
Практикум
Изготовление игрушек
из полимерной глины
«Домик-гриб»,
«Букет на ножках»
№19
№20
Travelскетчинг
«Китай – жемчужина
востока»,
«Панда- медведь
символ»
40
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
№21
№22
№23
№24
№25
Тема занятия
Количество
часов
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на тему
«Маскарад Венеции»,
«Гондольер»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Travelскетчинг
«Улочки Парижа»,
«Французские котики»
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
2
Практикум
Декоративноприкладная работа
Самостоятельное
изготовление
декоративных
композиций
(Креативный квиллинг)
«Волшебные листья и
ягоды» (открытки)
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Изготовление
декоративных изделий
«Бумажное кружево»
«Золотая рыбка»,
«Чашка»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Изготовление
декоративных изделий
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций (подвески,
сережки) «Совушки»
4
Творческая
мастерская
«Солнечная Италия»
декабрь
№28
№29
№30
№31 №32
Форма
контроля
Travelскетчинг
Краски юга.
«Яркая Испания»,
«Эпос Греции»
№26
№27
Форма
проведения
занятия
41
январь
Месяц
№
занятия
Форма
контроля
Декоративноприкладная работа
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций и
декоративная роспись
детских художественных
поделок
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№35
Декоративноприкладная работа
Декоративные
композиции
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Скетч иллюстрация
«Новогодний камин»,
«Рождественские чудеса»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№39
№40
Декоративноприкладная работа
Кружевное сердце
(квиллинг)
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№41
Скетч иллюстрация
«Букет для любимых»
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
№37
№38
февраль
Форма
проведения
занятия
№33№34
№36
№42
№43
№44
№45
№46
№47
№48
март
Тема занятия
Количество
часов
№49
№50
2
Декоративноприкладная работа
Изготовление открыток
(Аппликация)
Скетч портрет
Рисуем мужской
портрет в стиле скетч
мультипликация
Скетч портрет
«Мужские портреты»
«Защитники родины»
2
Архитектурный скетч
«Старинная дверь»,
«Старый фонарь»
2
2
2
2
2
2
2
42
Месяц
№
занятия
№51
№52
№53
№54
№55
№56
апрель
№57
№58
№59
№60
№61
№62
№63
№64
май
№65
№66
Тема занятия
Количество
часов
Скетч портрет
Рисуем женский
портрет в стиле скетч
мультипликация
2
Декоративноприкладная работа
«Открытка к празднику
весны»
Техника квиллинг
Рисуем космос
Смешанная техника
(гуашь)
2
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
2
2
2
2
Скетч портрет
«Детский портрет»
в мультипликационном
стиле.
2
2
Рисуем в смешанной
технике
«Одуванчики»
«Вечерний пейзаж»
2
2
Сложная
аппликация/квиллинг
Коллективная работа
«Фантазия»
2
2
Флористический скетч
«Цветущая яблоня»,
«Первые цветы»
2
2
Декоративноприкладная работа
Изготовление открыток
к 1 и 9 мая
(Аппликация, квиллинг)
2
2
43
Месяц
№
занятия
№67
№68
Тема занятия
Количество
часов
Скетч портрет
«Портреты пожилых
людей»
2
Форма
проведения
занятия
Эвристическая
беседа
2
Форма
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Экскурсия
№69
№70
Выставка-презентация
творческих работ
обучающихся
(видеоролик
«Полифорум чудес»
2
Занятиепрезентация
2
Круглый стол
Итоговое занятие
44
Наблюдение,
Выставка –
презентация,
Фронтальный
опрос, беседа