Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
приказом № 421
от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ГИМНАСТИКА»
для детей 6,5-11 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Кокарева Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования
.
Екатеринбург
2023 год
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 18:11:32 +05'00'
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Оздоровительная гимнастика»
разработана для системы дополнительного образования лицея и
ориентирована на формирование здорового образа жизни обучающихся.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее - СанПиН);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
28.06.2019 № МР-81/02вц «О направлении методических рекомендаций»
вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме»;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
2
Современные тенденции медико-демографических процессов в
Российской Федерации обуславливаются негативными явлениями, среди
которых одно из основных - снижение уровня здоровья детского населения.
Ухудшение здоровья подрастающего поколения связано не только с
действием неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии
страны, но и с реальным снижением приоритета профилактической
деятельности как в здравоохранении, так и в образовательных организациях.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу.
Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы в
Санкт-Петербурге [А.З. Лихтшангофом, В.К.Юрьевым, В.И.Фалевичем, С.Б.
Хацкелем] показывают, что лишь 5-7% из общего числа обследуемых детей
являются здоровыми. Содержание образовательной программы призвано
сформировать у обучающихся
устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью, гармоничное физическое развитие,
потребность в ведении здорового образа жизни. В процессе освоения
материала данной области достигается формирование общего представления
о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах
и закономерностях развития и совершенствования его психофизической
природы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в ней
рассматривается
содержание
физкультурно-оздоровительной
работы с детьми, которая направлена на коррекцию физического
развития, двигательных умений и навыков каждого ребёнка относительно к
его возрастной норме.
Отличительной особенностью данной программы является
специально организованная работа по пропаганде здорового образа жизни и
широкому использованию средств профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата и коррекции физических отклонений физического
развития учащихся. Особое внимание уделяется формированию правильной
осанки, развитию физических качеств. В программу включены методические
разработки специальной школы-интерната №49 г. Санкт-Петербурга (Г.А.
Халемский).
Для эффективной коррекции осанки проводится оздоровительная
гимнастика и подвижные игры, которые направлены на профилактику и
исправление имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного
аппарата у обучающихся.
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы: первый год обучения – стартовый;
второй год обучения – базовый уровень.
3
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий. Вид группы:
постоянного состава, набор и формирование осуществляется без
вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.
Занятия проводятся с группой наполняемостью 10-18 человек.
Программа «Оздоровительная гимнастика» рассчитана на обучающихся
возраста 6,5 лет - 11 лет. Срок освоения программы - 2 года. Занятия
проводятся с группой наполняемостью 10-18 человек.
Периодичность занятий на первом, втором, третьем, четвертых годах
обучения 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 учебный
час. Общее количество часов, отведенных на освоение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Оздоровительная
гимнастика», составляет 136 часов: по 68 часов на каждом году обучения.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом
заболеваемости населения вирусными инфекциями образовательный процесс
организуется с применением дистанционных технологий. Вид группы:
постоянного состава, набор и формирование осуществляется без
вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.
Цели и задачи программы
Цель программы:
создание условий для физического развития каждого ребёнка с учетом
возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением опорнодвигательного аппарата.
Задачи:
образовательные
создать
благоприятные
психолого-педагогические
условия
для
оздоровления обучающихся;
обучить детей дыхательным упражнениям;
4
научить выполнять самостоятельно упражнения на укрепление опорнодвигательного аппарата, мышечного корсета, формирование правильной
осанки;
ознакомить
с
проведением
антропометрических
измерений,
пульсометрии;
способствовать
физическому
и
психическому
саморазвитию
обучающихся;
развивающие
развивать коммуникативные качества, умения работать в парах, в группе,
в команде;
воспитательные
воспитывать у обучающихся осознанное и ответственное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих людей;
формировать адекватную самооценку и взаимооценку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
1 год
Количество часов за год
Форма аттестации/
2 год
Форма аттестации/
контроля
контроля
1
Наблюдение,
фронтальный опрос
1
Наблюдение, фронтальный
опрос
2. Антропометрические
1
Наблюдение
2
Наблюдение
3. Физическое развитие и
2
Наблюдение
2
Наблюдение
4. Осанка. Формирование
16
Наблюдение
11
Наблюдение
3
Наблюдение
3
Наблюдение
4
Наблюдение
2
Наблюдение
2
Наблюдение, опрос
2
Наблюдение, опрос
1. Правила безопасного
поведения
измерения
телосложение
и
закрепление навыка
правильной
осанки
5. Закаливание
6. Мышцы, кости и
суставы
7. Гигиена тела
5
8. Твое здоровье
2
Наблюдение, опрос
2
Наблюдение, опрос
9. Формирование
12
Наблюдение
4
Наблюдение
10. Укрепление мышечного
25
Наблюдение
39
Наблюдение
ИТОГО:
68
стереотипа
правильного дыхания
корсета
68
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
Формы
контроля
В том числе
теория
практика
4
0,5
наблюдение
1.
Правила безопасного поведения
4,5
2.
Антропометрические измерения
2
2
наблюдение
3.
8
8
наблюдение
4.
Осанка. Формирование и
закрепление навыка правильной
осанки
Закаливание
8
1
7
наблюдение
5.
Мышцы, кости и суставы
4
1
3
наблюдение
6.
Гигиена тела
9
9
наблюдение
7.
Формирования стереотипа
правильного дыхания
Укрепление мышечного корсета
6
6
наблюдение
26,5
26,5
наблюдение
8.
ИТОГО
68
6
62
Содержание программы первого года обучения
На данном этапе формируется интерес к физических упражнениям,
потребности в регулярных занятиях физической культурой, вырабатывается
навык правильной осанки.
Раздел 1. Правила безопасного поведения
Теория
6
Правила безопасного поведения при переходе к месту занятий и обратно, в
раздевалке, в спортивном зале. Предметы и окружающая обстановка,
способствующие получению травм. Первая помощь при травмах. Переломы
и вывихи, растяжения и разрывы связок. Ушибы и их последствия.
Практика
Передвижения к месту занятий. Моделирование ситуаций, опасных для
жизни и здоровья обучающихся.
Раздел 2. Антропометрические измерения.
Теория
Что такое масса тела, рост, объем грудной клетки, стопа. Как выполняются
измерения.
Практика
Проведение антропометрических измерений. Диагностика состояния стоп.
Плантограмма. Соматоскопия. Тестирование.
Раздел 3. Осанка. Формирование и закрепление навыка правильной
осанки.
Теория
Что такое правильная осанка. Причины нарушения осанки. Масса тела и
двигательная активность.
Практика
Упражнения для закрепления навыка правильной осанки: разнообразная
ходьба без препятствий и с препятствиями, без предметов и с предметами,
бег, ползание, лазание.
Раздел 4. Закаливание.
Теория
Почему мы простужаемся. Простейшие способы закаливания: обтирание.
Как выполнять обливание, полоскание холодной водой носоглотки.
Практика
Упражнения на гимнастическом коврике. Комплекс упражнений на
ортопедическом коврике
Раздел 5. Мышцы, кости и суставы.
Теория
Как человек движется. Как укреплять свои кости и мышцы.
Практика
Общеукрепляющие физические упражнения.
Раздел 6. Гигиена тела.
Теория
7
Как правильно выполнять умывание и купание, заботиться о глазах.
Выполнять уход за ушами, за зубами. Значение гигиены рук и ног. Забота о
коже. Гигиена нервной системы.
Практика
Нервно-мышечная релаксация. Дыхательные упражнения. Самомассаж.
Раздел 7. Формирование стереотипа правильного дыхания.
Теория
Как мы дышим. Что такое правильное дыхание. Как дышат животные.
Практика
Дыхательные упражнения.
Раздел 8. Укрепление мышечного корсета.
Теория
Понятие о технике выполнения упражнений. Значение правильности
выполнения упражнений.
Практика
Комплексы упражнений на фитболах. Упражнения в висах на
гимнастической стенке и турнике.
Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабление
мышц отдельных участков тела. Статические и динамические упражнения.
Упражнения с предметами (гимнастические палки, фитболы, малые мячи,
скакалки, мешочки с песком). Элементы йоги. Парная гимнастика. Обучение
прыжкам со скакалкой. Строевые упражнения. Обучение метанию малого
мяча.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
Формы
контроля
В том числе
теория
практика
1. Правила безопасного поведения
4
2. Антропометрические измерения
4
4
наблюдение
3. Осанка. Формирование и
15
15
наблюдение
4. Закаливание
12
1
11
наблюдение
5. Формирования стереотипа
правильного дыхания
6. Укрепление мышечного корсета
6
1
5
наблюдение
27
наблюдение
закрепление навыка правильной
осанки
27
8
наблюдение
4
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
ИТОГО
68
В том числе
теория
практика
6
62
Формы
контроля
Содержание программы второго года обучения
На данном этапе закрепляются основные двигательные умения, развиваются
координационные способности.
Раздел 1. Правила безопасного поведения
Теория
Правила безопасного поведения при переходе к месту занятий и обратно, в
раздевалке, в спортивном зале. Предметы и окружающая обстановка,
способствующие получению травм. Первая помощь при травмах. Переломы
и вывихи, растяжения и разрывы связок. Ушибы и их последствия.
Практика
Передвижения к месту занятий. Моделирование ситуаций, опасных для
жизни и здоровья обучающихся.
Раздел 2. Антропометрические измерения.
Теория
Что такое масса тела, рост, объем грудной клетки, стопа. Как выполняются
измерения.
Практика
Антропоскопия. Оценка осанки. Диагностика состояния стоп у школьников.
Динамометрия. Спирометрия.
Проведение антропометрических измерений. Тестирование.
Раздел 3. Осанка. Формирование и закрепление навыка правильной
осанки.
Теория
Что такое правильная осанка. Причины нарушения осанки. Масса тела и
двигательная активность.
Практика
Упражнения для закрепления навыка правильной осанки: разнообразная
ходьба без препятствий и с препятствиями, без предметов и с предметами,
бег, ползание, лазание.
Раздел 4. Закаливание.
Теория
Почему мы простужаемся. Простейшие способы закаливания: обтирание.
9
Как одеваться. Как уберечься от простудных заболеваний. Водные
процедуры.
Практика
Упражнения на гимнастическом коврике. Комплекс упражнений на
ортопедическом коврике
Раздел 5. Формирование стереотипа правильного дыхания.
Теория
Дыхание-это жизнь. Как дышать на морозе.
Практика
Дыхательные упражнения. Упражнение «правильное дыхание». Упражнение
«очистительное дыхание». Профилактическое дыхание при ангине и
тонзиллите.
Раздел 6. Укрепление мышечного корсета.
Теория
Понятие о технике выполнения упражнений. Значение правильности
выполнения упражнений.
Практика
Упражнения для мышц брюшного пресса. Для боковых мышц туловища.
Упражнения у гимнастической стенки. Комплексы упражнений №1, №2, №3,
№4. Упражнения для капилляров. Комплексы упражнений с предметами
(фитбол, палка, гантели, скакалка, мешочки с песком и др.). Гимнастика в
парах.
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты первого года обучения
Результатами изучения программы 1года обучения является формирование
следующих знаний и умений:
теоретические знания (соблюдение правил безопасности на занятиях,
начальные знания о своем организме, терминология оздоровительных
упражнений, инвентаря);
формирование осознанного отношения к своему здоровью;
регулярное посещение занятий;
овладение начальными навыками дыхательных упражнений;
изменение показателей антропоскопических данных (оценка осанки,
плантограмма, динамометрия, спирометрия);
изменения тестовых показателей (сгибание, разгибание рук в упоре
лежа, скоростно-силовое качество (пресс за 20 сек.);
10
изменения состояния стоп у школьников.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Результатами изучения программы 2 года обучения является формирование
следующих знаний и умений:
иметь общее представление о исправлении осанки с помощью
физических упражнений;
теоретические знания (терминология общих физических качеств);
увеличение общей выносливости;
регулярное посещение занятий;
овладение навыками индивидуальных упражнений;
улучшение антропоскопических показателей.
IV.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
1. Зал оздоровительной гимнастики
2. Гимнастические коврики – 18 шт.
3. Гимнастическая стенка – 8 шт.
4. Обручи – 18 шт.
5. Гимнастические палки – 18 шт.
6. Скакалки – 18 шт.
7. Фитболы – 18 шт.
8. Мячи малые – 18 шт.
9. Мешочки с песком – 18 шт.
10.Компьютер – 1 шт.
11.Принтер – 1 шт.
12.Музыкальный центр – 1 шт.
13.Весы – 2 шт.
14.Сантиметровая лента – 2 шт.
15.Динамометр - 1 шт.
16.Спирометр – 1 шт.
17.Сенсорная дорожка – 2 шт.
Формы аттестации и контроля
11
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Время
Цель проведения
проведения
В начале учебного Определить уровень
года
физической подготовленности
обучающихся
Формы
контроля
наблюдение,
фронтальный
опрос
Текущий
В течение всего Проведение мониторинга
учебного года
обучающихся
подбор
индивидуальных
упражнений
Промежуточный
По
окончании
изучения
темы
или раздела.
Декабрь, апрель
В конце учебного
года или курса
обучения
Определить динамику
физической подготовленности
обучающихся
наблюдение
Определить уровень
физической подготовленности
обучающихся
наблюдение
Входной
Итоговый
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценки
результативности освоения программы
При оценке результатов
освоения программы «Оздоровительная
гимнастика» следует учитывать:
уровень овладения обучающимися
комплексами физических
упражнений,
улучшение их психофизического, эмоционального состояния,
улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем,
проявление рефлекса правильной осанки,
наличие общей координации движения,
проявление силовой выносливости.
Результативность реализации программы отслеживается через наблюдение за
индивидуальным физическим развитием каждого обучающегося.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Формами контроля деятельности по данной программе является участие
детей в различных лицейских физкультурных мероприятиях.
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
Методические материалы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Оздоровительная гимнастика» построена в соответствии с дидактическими
принципами:
12
систематичности и последовательности в обучении;
доступности;
сознательности и активности обучающихся в обучении при
руководящей роли педагога дополнительного образования;
наглядности обучения;
сочетание различных форм организации обучения.
Комплексы корригирующей гимнастики при нарушениях осанки
включают упражнения прикладного характера: ползание ходьба, бег,
прыжки, метание, как самостоятельные, так и в форме игры.
Упражнения в равновесии применяются при нарушениях позвоночника
для тренировки вестибулярного аппарата и позиционных реакций, так как
они требуют напряжения крупных мышечных групп. Большая часть
упражнений
выполняется
в
положениях
разгрузки
(лежа
на
спине или животе) с сохранением симметричности частей тела относительно
оси позвоночника. При этом, увеличивая силовую выносливость мышц
спины и живота в наиболее выгодных условиях для формирования
естественного мышечного корсета, фиксируется максимальная коррекция,
достигнутая в горизонтальном положении.
Упражнения
с
фитболами
позволяют
максимально
индивидуализировать оздоровительно — воспитательный процесс за счет
широких возможностей коррекции осанки, как во фронтальной, так и в
сагиттальной плоскости. Вся нагрузка дозируется изменением темпа,
амплитуды, количества движений, а также применения отягощения и
сопротивления.
1 год - начальный курс, проводится набор в группы детей 6,5 - 7 лет, у
которых выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата.
2 год - формирование и закрепление основных двигательных навыков и
умений, возраст детей 8-9 лет.
3 год - обучение методам самоконтроля, самопознания и программирования
своей деятельности по укреплению здоровья, детей 9-10 лет.
4 год - формирование навыков здорового образа жизни детей 1 0 - 1 1 лет.
Физические упражнения должны последовательно воздействовать на
различные мышечные группы. Упражнения выполняют ритмично, в
спокойном, среднем темпе. Каждое упражнение повторяют 5-8-12 раз,
количество упражнений в комплексе 5-12 и более. Каждое занятие
корригирующей гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и
заключительной.
13
Во вводной части используют простые упражнения для мелких и
средних
мышечных групп, ходьба, дыхательные упражнения. Вводная часть
составляет 15-20% от продолжительности занятия. Упражнения
способствуют подготовке к основной части занятий.
Основная часть в этой части решаются наиболее значимые
оздоровительные,
образовательные
и
воспитательные
задачи,
предусмотренные образовательной программой и планом данного занятия.
Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.
Могут использоваться: ходьба, подвижные игры, прикладные упражнения,
упражнения с предметами, на снарядах и другие. Продолжительность
основной части составляет 65-70 % времени занятия.
В
заключительной
части
происходит
снижение
общефизиологической
нагрузки за счёт использования дыхательных упражнений, ходьбы,
упражнений на расслабление, игры на внимание и пр. Заключительный
раздел занимает 10-20% времени занятия. Закрепление правильной осанки
посредством гимнастических упражнений есть необходимое условие
занятий. Правильной осанки добиваются посредством мысленного,
кинестетического и зрительного представления о ней. Мысленное
представление формируется как зрительный образ.
При помощи стенки дети учатся принимать правильную осанку и
исправлять
замеченные дефекты. Следует отметить, что для контроля осанки нужны
значительные усилия, к которым дети второго периода детства не готовы.
Степень статического напряжения в позвоночнике зависит от состояния
хрящевой и костной тканей. Чем младше ребенок, тем больше у него
хрящевой ткани, тем подвижнее и неустойчивее позвоночник, и для
удержания такого позвоночника требуется большое статическое напряжение
скелетных мышц. В самих мышцах при длительной статической работе
ухудшаются условия кровообращения. Пока идет рост позвоночника,
основная нагрузка по удержанию головы и туловища приходится на мышцы.
До 11 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек прирост длины тела
интенсивнее, чем прибавка в весе тела - это происходит за счет интенсивного
роста скелета, а прирост мышечной массы особенно интенсивно нарастает в
13-14 лет у мальчиков ив 11-12 лет у девочек. Поэтому, чем лучше развиты
мышцы в этом возрасте, тем в лучших условиях находится позвоночник.
14
Интернет - ресурсы
1. Статья Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы,
Брянцева Любовь Владимировна, врач-педиатр., 2014год
http://festival.1september.ru/articles/618059/
2. Комплексы
оздоровительной
гимнастики
для
детей.
http://www.rclfk.med.cap.ru/lechebnaya-fizkuljtura/v-pomoschj-kabinetu-lfk-ism/kompleksi-uprazhnenij/kompleks-ozdoroviteljnoj-gimnastiki-dlya-detej-star
3. Комплексы
гимнастических
упражнений
с
оздоровительной
направленностью
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2011/03/03/kompleksygimnasticheskikh-uprazhneniy-dlya-nachalnoy-0
V.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Приложение №1
Календарный учебный график
Первый год обучения
68 часов, 1 час 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
15
Месяц
№
занятия
сентябрь
Тема занятия
№1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях гимнастикой
от 153-18
Дыхательная
гимнастика
1
№2
Комплекс упражнений
для профилактики
плоскостопия
Антропометрические
изменения. Комплекс
специальных
дыхательных
упражнений.
1
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
октябрь
Количество
часов
Комплекс упражнений
на гимнастическом
коврике
Упражнения для
укрепления и
формирования
мышечного корсета на
гимнастическом
коврике
Упражнения на
гимнастической
стенке
Упражнения для
укрепления и
формирования
мышечного корсета
1
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятие
практика
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
1
1
Комплекс для
профилактики
нарушения зрения
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Упражнения с
массажным мячом
1
Упражнения для
16
Месяц
№
занятия
№10
№11
№12
Тема занятия
формирования
правильной осанки
лежа на животе
Комплекс
упражнений на
укрепление осанки
1
Комплекс упражнений
пальчиковой
гимнастики
Комплекс упражнений
в ходьбе и на месте
№14
Упражнения для
формирования
правильной осанки на
гимнастической
стенке
Закрепление навыков
правильной осанки
лежа на
гимнастическом
коврике
№16
№17
№18
№19
№20
№21
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
1
№13-
№15
ноябрь
Количество
часов
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
1
1
Упражнения для
формирования
правильной осанки на
месте
Упражнения
направленные на
укрепление мышц
спины
1
1
Польза закаливания.
Упражнения на
гимнастическом
коврике
Упражнения с
гимнастической
палкой
1
1
Комплекс упражнений
с гимнастической
палкой. Соблюдение
правил личной
гигиены.
Комплекс простых
упражнений на
17
1
1
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
гимнастической
перекладине
№22
№23
№24
№25
№26
декабрь
№27
Комплекс упражнений
на ортопедическом
коврике
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Комплекс упражнений
сидя с фитболами
Упражнения в висах
на гимнастической
стенке и турнике
Комплекс упражнений
стоя с фитболами
Упражнения по
обучению
правильному
дыханию
Комплекс упражнений
с фитболом лежа на
спине
1
1
1
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
Упражнения для
профилактики
плоскостопия
№29
Упражнения на
чередование
расслабление и
напряжение
Упражнения для
профилактики
нарушения зрения
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Упражнения для
укрепления
1
№31 №32
Наблюдение
1
№28
№30
Занятие
практика
1
1
18
Месяц
№
занятия
январь
№33№34
№35
№36
№37
февраль
№38
№39 –
Тема занятия
Количество
часов
мешечного корсета
«Веселый зоопарк».
Специальные
дыхательные
упражнения в зале.
1
Элементы строевой
подготовки .
Пальцевая гимнастика
Упражнения по
обучению
правильному
дыханию
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся
Упражнения для
укрепления
мешечного корсета
Корригирующие
упражнения гигиена и
профилактика
нарушения зрения
Упражнения с
мешочками
направленные на
укрепления спины
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
Корригирующие
упражнения. Приемы
массажа и
самомассажа
1
Упражнения с
мешочками на
координацию
1
Корригирующие
упражнения. Приемы
массажа и
самомассажа
1
Упражнения с
мешочками на месте и
в движении
1
Упражнения на
1
19
Месяц
№
занятия
№40
;№41
№42
№43
№44
№45
№46
№47
март
№48
№49
№50
№51
Тема занятия
Количество
часов
гимнастической
стенке Профилактика
гигиена деятельности
нервной системы
Упражнения для
профилактики
правильной осанки.
Игра на внимание
1
Индивидуальные,
специальные
упражнения. развитие
выносливости
Упражнения с
гантелями лежа на
животе
1
Упражнения с
гантелями стоя
Статические и
динамические
упражнения
1
Упражнения в парах.
Психологическая
разгрузка
Упражнения в парах.
1
1
1
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Упражнения со
скакалкой.
Психологическая
разгрузка
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
Снятие утомления и
активация
деятельности
головного мозга
Упражнения по
обучению
правильному
дыханию
1
1
20
Месяц
№
занятия
№52
№53
№54
№55
№56
№57
апрель
№58
№59
№60
№61
май
№62
№63
Количество
часов
Тема занятия
Упражнения для
исправления осанки.
Профилактика
гигиена деятельности
нервной системы
Упражнения по
обучению
правильному
дыханию
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
1
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Комплекс упражнений
на гимнастическом
коврике в парах
Комплекс упражнений
на чередование
напряжения и
расслабление мышц
отдельных участков
тела
Комплекс упражнений
в парах
Комплекс упражнений
для профилактики
нарушения зрения
Комплекс упражнений
для профилактики
плоскостопия
Упражнения в парах
стоя. Упражнения на
ортопедическом
коврике
Индивидуальные
комплексы
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение,
выставка
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
1
1
1
1
1
1
Упражнения с
массажным мячом
1
Индивидуальные,
специальные
упражнения, развитие
1
21
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
выносливости
№64
№65
№66
№67
№68
Плантограмма(Опреде
ление плоскостопия
способом отпечатка)
Соматоскопия
(состояние осанки,
форма стопы)
Упражнения на
гимнастической
скамейке
1
1
Упражнения на
ортопедическом
коврике
Упражнения на
гимнастической
скамейке. Подведение
итогов.
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
2
Календарный учебный график
Второй год обучения
68 часов, 1 час 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
сентябрь
№1
Тема занятия
Количество
часов
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Дыхательная
гимнастика для
1
22
Форма
проведения
занятия
Занятие
практика
Форма
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Месяц
№
занятия
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
октябрь
№11
№12
№13
№14
Количество
часов
Тема занятия
профилактики
заболеваний
Ритмические
упражнения в ходьбе
Упражнения для
укрепления и
формирования
мышечного корсета
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
1
1
Дыхательная
гимнастика. Оценка
осанки
Специальные
дыхательные
упражнения в зале.
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
Правильная осанка.
Упражнения на
ортопедическом
коврике
Упражнения на
координацию
1
1
Комплекс упражнений
на гимнастическом
коврике лежа.
Как закаляться.
Упражнения для
мышц брюшного
пресса.
1
Ритмические
упражнения в ходьбе.
Упражнения для
формирования
правильной осанки
1
Упражнения для
мышц брюшного
пресса Строевые
упражнения
Упражнения для
формирования
правильной осанки
1
1
1
1
Гигиена сна и
питания. Упражнения
для формирования
1
23
Месяц
№
занятия
№15
№16
№17
№18
ноябрь
№19
№20
№21
№22
№23
№24
де
к
аб
р
ь
№25
Количество
часов
Тема занятия
правильной осанки
Упражнения для
формирования
правильной осанки.
1
Тренировка
вестибулярного
аппарата
1
Упражнения для
формирования
правильной осанки.
Общеразвивающие
упражнения на месте
1
Общеразвивающие
упражнения на
гимнастической
стенке. Элементы
йоги
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
Наблюдение
Наблюдение
1
Здоровый образ
жизни. Комплекс
упражнений на
гимнастической
стенке
1
Упражнения на
гимнастическом
коврике.
1
Комплекс упражнений
на гимнастической
перекладине
1
Упражнения в
положении лежа на
гимнастическом
коврике для разгрузки
Упражнения с
массажным мячом
1
1
Общеразвивающие
упражнения с
гимнастической
палкой.
Ритмическая игра.
1
1
24
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Упражнения для
мышц брюшного
пресса
№26
№27
№28
№29
январь
№30
Упражнения с
гимнастической
палкой лежа на
гимнастическом
коврике
Упражнения для
боковых мышц
туловища
1
1
Комплекс
упражнений №1
Комплекс упражнений
№2
Комплекс упражнений
№3 для
профилактики
нарушений осанки.
1
№32
Упражнения для
укрепления
мышечного корсета
1
№33№34
Упражнения
направленные на
напряжение и
расслабления мышц
тела
1
Упражнения для
профилактики
нарушений осанки и
плоскостопия
Корригирующие
упражнения гигиена и
профилактика
нарушения зрения
Пальцевая гимнастика
1
1
25
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
1
Приемы массажа и
самомассажа
Занятие
практика
1
Комплекс упражнений
№4
№36
Форма
контроля
практика
№31
№35
Форма
проведения
занятия
Месяц
№
занятия
№37
№38
№39
№40
февраль
;№41
№42
№43
№44
№45
№46
март
№47
№48
Количество
часов
Тема занятия
Упражнения для
капилляров
Упражнения для
закрепления и
формирования навыка
правильной осанки
1
Профилактика
нарушений осанки и
плоскостопия
Профилактика
нарушений осанки у
стенки
1
Общеразвивающие
упражнения с
мешочками.
Снятие утомления и
активация
деятельности
головного мозга.
Комплекс упражнений
с гимнастической
палкой
1
Общеразвивающие
упражнения с
мешочками.
1
Упражнения на
гимнастической
стенке
1
Комплекс упражнений
на координацию
Комплекс упражнений
с мешочком
1
Комплекс упражнений
на гимнастическом
коврике
1
Комплекс упражнений
лежа с песочным
мешочком
1
Комплекс упражнений
для профилактики
1
1
1
26
1
1
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
нарушений зрения
№49
№50
№51-
апрель
№52
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Общеразвивающие
упражнения с
обручем.
1
Психологическая
разгрузка
1
Комплекс упражнений
на гимнастическом
коврике в парах
1
Комплекс на
ортопедическом
коврике
Общеразвивающие
упражнения с обручем
Упражнения на снятие
утомления
1
№54
Комплекс упражнений
лежа на
гимнастическом
коврике с обручем
1
№55
Упражнения для
профилактики осанки
с обручем
1
Упражнения на
гимнастической
перекладине
1
Инструктаж по охране
труда для
обучающихся при
занятиях
оздоровительной
гимнастикой.
Упражнения со
1
№57
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение,
выставка
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
№53
№56
Занятие
практика
27
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
скакалкой. Комплекс
упражнений на
гимнастическом
коврике
№58
№59
1
1
№60
Упражнения для
профилактики
нарушения зрения
№61
Упражнения для
профилактики
плоскостопия
1
Комплекс упражнений
с массажным мячом
Упражнения со
скакалкой на
гимнастическом
коврике
1
№64
Упражнения в парах
на гимнастическом
коврике
1
№65
Общеразвивающие
упражнения на
скамейке.
1
№66
Комплекс упражнений
лежа на
гимнастическом
коврике
1
№67
Комплекс упражнений
на ортопедической
дорожке
1
Упражнения для
профилактики
нарушений осанки
1
№62
№63
май
Упражнения для
укрепления мышц
спины
Комплекс упражнений
со скакалкой.
Упражнения с
массажным мячом
№68
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
Занятие
практика
Наблюдение
1
28
1
Наблюдение
Месяц
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
Упражнения на
гимнастическом
коврике
29
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля