ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: sch180@mail.ru

Утверждено
приказом № 421

от 10.07.2023г.

директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ»
для детей 6,5-11 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Костина Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
.

Екатеринбург
2023 год

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 18:12:04 +05'00'

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурноспортивной направленности «Оздоровительное плавание» разработана для
системы дополнительного образования лицея.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;

Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;

Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
Здоровье подрастающего поколения относится к приоритетным направлениям
государственной политики в сфере образования. В современных условиях
школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и
заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей. Одним из эффективных
средств сохранения здоровья обучающихся является оздоровительное
плавание.
2

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и
разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым,
смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя
присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится
в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении.
Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, вода
оказывает, своеобразный массажный эффект.
Занятия оздоровительным плаванием способствуют оздоровлению и
общему укреплению организма, физическому развитию и закаливанию.
Плавание является жизненно необходимым навыком, интересным и полезным
для здоровья видом спорта. Умение плавать имеет огромное значение для
каждого человека, и овладеть этим навыком ребенку надо как можно раньше.
Занятия плаванием содействуют всестороннему физическому развитию и
закаливанию детей, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям,
воспитывают волю, смелость, трудолюбие и дисциплину. Плавание относится
к числу основных средств физического воспитания и разностороннего
развития, а также является важным прикладным двигательным навыком.
Плавание, как физическое упражнение, гармонично развивающее и
укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных
возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в
повседневной жизни.
Цель программы:
укрепление
и
сохранение
здоровья
обучающихся,
обеспечение
разностороннего физического развития, создание условий для развития
социально-активной личности воспитанников через занятие оздоровительным
плаванием.
Оздоровительное плавание содействует решению следующих задач:

формирование потребности физического самосовершенствования,
умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно
применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и
укрепления здоровья;

развитие
двигательных
(кондиционных
и
координационных)
способностей;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;

приобретение знаний в области физкультуры и здорового образа жизни;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие
физических процессов и свойств личности, социально–психологической
адаптации.
Программа ориентирована на детей 6,5 – 11 лет. Обучение рассчитано на 1
год. Занятия проводятся с группой в 10-12 человек. Группы «Оздоровительное
плавание» занимаются по 2 часа в неделю. Продолжительность одного
занятия 40 минут. Общее количество часов за учебный год составляет 62 часа.
Регулярные занятия позволят обеспечить закаливание и общее укрепление
3

здоровья занимающихся, сформировать у них устойчивый интерес к занятиям
физической культурой, обучить детей основным способам плавания.
Педагогическая целесообразность
заключается в создании системы
поэтапного освоения техники и способов плавания обучающимися,
активизации их познавательной и двигательной деятельности, основанной на
концепции опережающего обучения и формирования «школы движений».
Ожидаемые результаты:
 сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям
плаванием;
 сформированный навык подготовительных и специальных упражнений
по плаванию;
 сниженная заболеваемость детей, укрепление организма;
 сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью;
 улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.
Основные формы обучения:
 практические и теоретические учебные занятия,
 работа по индивидуальным планам,
 тестирование;
 участие в соревнованиях.
Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной
программы и способы их определения

развитие этических чувств, доброжелательно и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, готовности конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
4

мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития
основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация
движений, гибкость).
Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:
- сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой
основе предельно конкретной дифференцированной самооценки, умения
ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их (уровня развития
физических качеств; учить понимать значение результатов, анализировать
динамику изменений, планировать, исходя из этого физкультурную
деятельность)
Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации с помощью:
- постановки задачи, которую можно решить лишь при изучении темы
2.1.1. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости
от конкретных условий.
Учить:
- пониманию сути двигательного действия
- учитывать личностные характеристики и показатели ( от физиологических до
психологических, личностных характеристик )
- находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи
здесь и сейчас.
2.1.2.рефлексия способов, условий, результатов деятельности.
Учить:
- что на уроке физической культуры, требуется рефлексия во всём.
2.2.1. анализ объектов с целью выделения признаков:
- обучение технике двигательного действия по частям
- развитие физических качеств с выделением отдельных компонентов (простая
двигательная реакция, быстрота, реакция на движущийся объект, реакция
выбора)
2.2.2.синтез (составление целого из частей)
- увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых
упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных
предпочтений в области физической культуры
- учить - не потерять ядро целого, «не распылиться на частности»
2.2.3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
- учить сравнивать физические упражнения по критериям эффективности для
решения различных задач
- учить сравнивать различия техники одного и того же упражнения, находить
оптимальные для себя варианты.
- учить сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач,
выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия.
Формирование регулятивных ууд начинается от обучения простейшим
двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы
физкультурной деятельности.
2.4.1.общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.
- комментирование выполняемых упражнений, высказывание своих версий.
5

2.4.2. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
- учить работе в группах, парах, соперничающих командах.
2.4.3.следование морально-этическим и психологическим принципам общения
и сотрудничества.
- создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях
соревновательной деятельности.
- построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на
воспитательные аспекты соревновательной деятельности.
Основные принципы организации и проведения занятий:
 принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;
 оздоровительная направленность занятий;
 принцип от простого к сложному;
 принцип
доступности физических упражнений для каждого
обучающегося;
 принцип поэтапного приращения физической нагрузки;
 принцип систематичности.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Время проведения
Цель проведения
В начале учебного Определить уровень
года
физической
подготовленности
обучающихся.
Уровень плавательной
подготовки.
В течение всего Проведение
учебного года
мониторинга
обучающихся
По
окончании
изучения темы или
раздела.
Декабрь,
апрель
В конце учебного
года
или
курса
обучения

Выявить
способных
обучающихся

Формы контроля
тестирование

Тренировочные
соревнования

самых Турнир по водному
поло

Определить уровень Соревнования.
физической
подготовленности
обучающихся

Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в соревновательной практике. При организации занятий по оздоровительному
плаванию важно, чтобы дозировка физической нагрузки была доступной,
посильной для обучающихся и не вызывала большого утомления.

6

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Краткий обзор развития
плавания в России
Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического
развития подрастающего поколения. Плавание как вид спорта. История
возникновения и развития плавания. Международные турниры по плаванию.
Чемпионаты мира, Европы. Плавание и олимпийское движение. Краткий обзор
развития плавания в области, городе, регионе.
Тема 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Предупреждение травм и несчастных случаев на воде. Обеспечение
безопасности на занятиях плаванием: соблюдение строжайшей дисциплины;
регулярные медицинские осмотры занимающихся; предупреждение
чрезмерного охлаждения; требования к местам проведения занятий; проверка
наличия и исправности инвентаря и оборудования. Наличие спасательных
средств и их применение.
Практическая подготовка
Программный материал представлен в виде тренировочных заданий,
сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной
направленности. На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды
( всплывать, лежать, скользить), получая представление о выталкивающей
поддерживающей силе воды. Обучающиеся должны научиться самостоятельно
произвольно выполнять вдох – выдох в воду несколько раз.
Большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных
навыков поведения на воде. При неправильно сформированных навыках в
плавании (скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет
весь дальнейший процесс обучения.
Осуществляется ознакомление обучающихся с различными способами
плавания. Особое внимание обращается на работу рук при плавании разными
способами, согласование работы рук с дыханием. На каждом занятии
прорабатываются все плавательные движения. В играх и упражнениях
воспитывается самостоятельность, сдержанность, организованность, умение
творчески использовать приобретенные навыки. Использование игр – эстафет
и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество
выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к
выполняемому заданию.
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка.
Физическая подготовка на суше. Строевые упражнения. Построения и
перестроения в шеренгу, в колонну, в круг, по одному, по два, по три, по
четыре, в две шеренги и т.п. Размыкание и смыкание приставными шагами.
Повороты на месте и в движении.
7

Ходьба и бег в различном темпе и направлении (с подсчетом, хлопками,
прыжками, в ускоренном и замедленном темпе). Общеразвивающие
упражнения. Упражнения без предметов для мышц рук, плечевого пояса, шеи,
туловища, ног из различных исходных положений. Упражнения
на
координацию движений. Упражнения на гибкость, силу, расслабление;
подтягивания, отжимания. Висы и упоры. Повороты туловища влево, вправо
(плавно, рывками, с различным исходным положением рук: на поясе, перед
грудью, в стороны). Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с
исходным положением рук вверх, к плечам, на поясе
Тема 4. Подготовительные упражнения на воде.
Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых
движений рук, взявшись за руки, приседания, погружения под воду при
задержке дыхания, выдох в воду. Скольжение на груди и спине. Скольжение
после отталкивания ногами от дна или бортика бассейна. Скольжение на груди
с последующими гребковыми движениями рук. Гребковые движения ног
держась за бортик или опираясь руками о дно; то же, с поддержкой товарища.
Плавание с помощью одних ног с опорой на доску. Проплывание небольших
отрезков с помощью работы рук и ног кролем на груди с задержкой дыхания.
Проплывание с полной координацией кролем на груди и спине. Соскок вниз
ногами с низкого бортика, спад в воду из положения сидя и стоя согнувшись;
разучивание поворота у бортика.
Игры в воде: «У кого вода в котле закипит сильнее», «Буксир», «Стрелы»,
«Невод», «Фонтан», «Пескари и щука», «Белые медведи».
Тема 5. Изучение технике спортивных способов плавания.
Кроль на груди и спине. Движения рук, ног, дыхание, согласование движений
рук с дыханием, общее согласование движений рук и ног с дыханием.
Открытый поворот при плавании кролем на груди и на спине. Старт из воды
при плавании кролем на спине. Совершенствование техники дыхания при
плавании кролем на груди и на спине. Значение разминки и ее содержание в
тренировочных занятиях и на соревнованиях.
Тема 6. Выполнение контрольных упражнений.
На суше: комплекс общеразвивающих упражнений с элементами
имитационных упражнений.
В воде: скольжение на груди; скольжение на спине; скольжение на груди с
движением ног кролем; скольжение на спине с движением ног кролем.
Плавание кролем на груди; плавание кролем на спине на дистанции 25 м.
Турнир по водному поло.
Подвижные игры в воде: «Караси и невод», «Стрелы», «Кто дальше
проскользит», «Фонтан», «Караси и щука», «У кого вода в котле закипит
сильнее», «Белые медведи», водное поло.

8

III.

№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общее
количество
часов

в том числе

Физическая культура и спорт в России.
Краткий обзор развития плавания в России.

1

1

Сведения о воде, бассейне, правила
безопасного поведения на воде.
Гигиенические требования к пловцу.
Профилактика простудных и грибковых
заболеваний. Профилактика травматизма
на воде. Правила купания в открытых
водоемах. Оказание помощи утопающим.
Спортивное плавание и его способы.
Лечебное плавание и его задачи. Значение
систематических занятий
плаванием.
Влияние плавания на формирование
правильной
осанки,
исправление
деформации.

4

4

Техника плавания всеми стилями.
Основы методики начального обучения и
тренировки

4

4

Наименование темы

теория

практика

1. Теоретическая подготовка (9 часов)
1
2

3

2. Практическая подготовка (53 часа)
4. Общая и специальная физическая
подготовка на суше.

9

9

10

8

26

26

4

4

4

4

5. Подготовительные упражнения в воде
6. Плавательная подготовка (изучение
техники спортивных способов плавания
кроль на груди и спине).
7. Выполнение контрольных упражнений.
8. Соревновательная практика

ИТОГО:

62

4

Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.

9

58

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Оздоровительное плавание-1» обучающиеся научатся:
 проводить самостоятельно общую и специальную разминку;
 поддерживать правильную осанку;
 плавать различными способами (кролем, на груди, на спине);
 владеть техникой дыхания на воде.
Обучающиеся должны знать:
 правила техники безопасности во время проведения тренировок в
бассейне;
 основные стили плавания;
 правила оказания первой медицинской помощи;
 терминологию пловца;
 правила самоконтроля за состоянием своего здоровья.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Оздоровительное плавание-2» обучающиеся научатся:
 проводить самостоятельно общую и специальную разминку;
 поддерживать правильную осанку;
 плавать различными способами (кролем, на груди, на спине, брассом,
дельфином);
 владеть техникой дыхания на воде;
 преодолевать дистанцию до 100 метров;
 плавать брассом и дельфином на технику исполнения на дистанции 25
метров;
 свободно проплывать 50 метров кролем, на груди и на спине.
Обучающиеся должны знать:
 правила техники безопасности во время проведения тренировок в
бассейне;
 основные стили плавания;
 правила оказания первой медицинской помощи;
 терминологию пловца;
 правила самоконтроля за состоянием своего здоровья.
Результативность реализации программы:
 повышение уровня физического развития обучающихся;
 приобретение и закрепление ранее полученных навыков и специальных
физических упражнений;
 выработка правильной осанки;
 улучшение функции дыхания и сердечно–сосудистой системы;
 укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса;
10

 стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки путем
систематически дозированных плавательных нагрузок и специальных
упражнений в воде.
V.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании.М.: Физкультура и
спорт, 1977.
3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.М.: Физкультура и
спорт, 1995.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание:Учебник для вузов.М: Физкультура и спорт,
2001–400с.
5. Булгакова Н.Ж. Плавани: Учебник для вузов.: Игры и развлечения в
воде. М.: 1984.
6. Бутович Н.А., Чудиновских В.И. Кроль быстрейший способ плавания.
М.: Физкультура и спорт, 1968.
7. Вишневский В.А. Здоровье сбережение в школе (педагогические
стратегии и технологии). М. Теория и практика физической
культуры.,2002–270с.
8. Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. – М.:
Физкультура и спорт, 1973.
9. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. –
Минск, Полымя, 1988.
10.Дмитриев А.К. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1966.
11.Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов-на-Дону, Феникс,
2001–320с.
12.Канеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985.
13.Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1996.
14.Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. М., 1991.
15.Левин Г. Плавание для малышей. М.: Физкультура и спорт, 1977.
16.Лях В.И. Координационные способности школьников. – Минск,
Полымя, 1989.
17.Лях В.И. Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания учащихся I–II классов. М.: Просвещение, 2008.
18.Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей
школьного возраста. Сбор. Пед. Сочинений. М.: Физкультура и спорт,
1951
19.Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт,
1974.
11

20.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура
и спорт, 1977.
21.Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. М.:
Физкультура и спорт, 1972
22.Никитин В.И., Симонов А.В. и др. Школа движений. Екатеринбург, Ур
ГПУ, 1997.
23.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.А. Обучение плаванию в
детском саду. М.: Просвещение, 1991.
24.Петров П.К. Программированное обучение в физическом воспитании
школьников. Устинов, Удмуртия, 1986.
25.Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и
младших школьников: Практическое пособие – М.: Айрис–Пресс, 2003–
80с.
Оборудование

Плавательные доски

Фиксаторы ног (култышки)

Мячи малые

Мячи гимнастические

Пенопластовые круги

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».