Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир 1 классы» 2023-2024

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

email: licey180@eduekb.ru

Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир 1 классы»
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», на основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
примерной рабочей программы по предмету « Окружающий мир» на уровне основного начального общего образования для 1
классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
протокол 3/21 от 27.09.2021г.)
На основе примерной программы по учебному предмету ««Окружающий мир» для 1-4 классов. Автор: А.А. Плешаков.
Основными целями начального обучения окружающему миру являются:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
 формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и
культуре, истории и современной жизни;
 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
 формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных
ситуациях;
 формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного
взаимодействия в социуме.
В программе определяются цели изучения учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, планируемые
результаты освоения младшими школьниками предмета «Окружающий мир»: личностные, метапредметные, предметные.
В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока окружающего мира, который предполагает использование
различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:



привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;



демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;



применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;



инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплекс «Школа России»:
Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. .- М.: Просвещение
Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. .- М.: Просвещение
Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. .- М.: Просвещение
Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. .- М.: Просвещение
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. пояснительная записка
2. содержание учебного предмета
3.планируемые результаты освоения учебного предмета
4. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 270 часов за весь курс. В 1 классе – 66 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
1.
2.
3.
4.

 становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;

 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и
многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся
на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть —
целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения,
несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные
зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях
и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо аспределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
1)
сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории
и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и
явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений;
3)
первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в
России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина
Российской Федерации;
4)
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки
и отношения между объектами и явлениями;
5)
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края);
6)
умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
7)
приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде;
8)
приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по
исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и
следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
9)
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой
информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании
личных финансов;
10) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде
в соответствии с экологическими нормами поведения.

2)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».