Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: sch180@mail.ru
Утверждено
приказом № 421
от 10.07.2023г.
директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПАЛИТРА»
для детей 10-14 лет
Направленность программы: художественная
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Храмова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
.
Екатеринбург
2023 год
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 18:13:06 +05'00'
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Палитра» разработана для системы
дополнительного образования лицея и направлена на развитие
художественных способностей обучающихся.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196;
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (далее - СанПиН);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №
678-р;
Приказом Минобрнауки России о 23.08.2017 г. №186 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МАОУ лицей №180.
Современные непростые условия жизни требуют от молодого человека
знаний, интуиции, фантазии, упорства, выдержки, дерзости, готовности
решать сложные проблемы, обладать воображением стратега, а его
интеллектуальные горизонты должны быть широкими.
2
Социальные исследования показывают, что выпускники школы как
правило испытывают затруднения:
в выборе направления своей будущей деятельности;
в общении друг с другом;
в принятии самостоятельных решений и т.д.
В связи с этим проблема творчества в целом и развития творческих
способностей учащихся школ остается одной из важнейших в современной
науке.
Исходя из данной проблемы, ясно прослеживается актуальность
данной программы с позиций федерального и регионального социального
заказа в сфере дополнительного образования. Задача педагога
дополнительного образования помочь школе в преодолении этих трудностей с
помощью разностороннего развития ребенка.
Отличительными особенностями данной программы дополнительного
образования от образовательных программ являются:
разнообразные методы и приемы работы;
виды и типы занятий;
совершенно другие условия обучения.
В целом занятия в объединении должны способствовать гармоническому
развитию личности ребенка. Предлагаемая программа построена так, чтобы
дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью.
В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей,
живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием
успешного освоения детьми программного материала. Стремление к
отражению действительности, своего отношения к ней должно служить
источником самостоятельных творческих поисков.
На занятиях учащимся предоставляется самостоятельность в выборе темы
для работы, в использовании художественных материалов. Во время работы
дети могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего рисунка или
поделки, еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать
за работой других детей.
Программа «Палитра» рассчитана на обучающихся возраста 10 лет - 14
лет. Срок освоения программы - 3 года. Занятия проводятся с группой
наполняемостью 10-18 человек 2 раза в неделю. Продолжительность одного
занятия – 2 учебных часа с перерывом не менее 10 минут.
Общее количество часов, отведенных на освоение дополнительной
общеразвивающей программы «Палитра», составляет 420 часов, по 140 часов в
каждом учебном году.
Практические и теоретические занятия интегрированы, что способствует
лучшему усвоению материала (от теории к практике, от практики к теории).
Форма обучения – очная. Язык обучения: русский язык.
3
Уровень освоения программы: первый – второй годы обучения –
стартовый; третий год обучения – базовый уровень.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости
населения вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с
применением дистанционных технологий. Вид группы: постоянного состава,
набор и формирование осуществляется без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года.
Цели и задачи программы
Целью данной программы является создание комплекса условий для развития
творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. образовательные
- научить обучающихся рисованию с натуры, по памяти и по воображению;
- формировать умения применять на практике основы изобразительной
грамоты (рисунка, живописи, композиции);
- научить выполнять простейшие декоративно-прикладные работы, лепку
2. развивающие
- развивать
художественно-творческие способности обучающихся,
пространственные представления;
- развивать зрительную память, эстетическое восприятие, эстетический вкус и
эмоционально-чувственное
отношение к предметам и явлениям
действительности;
3. воспитательные
- прививать обучающимся интерес к изобразительного искусству;
- воспитывать яркое эмоциональное отношение к ценностям нашего
общества,
- воспитывать у обучающихся духовно- нравственные качества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
1.
Введение
1 год
5
Количество часов за год
2 год
Форма
3 год
аттестации/
контроля
Наблюдение,
Наблюдение,
2
2
фронтальный
фронтальный
опрос
опрос
Форма
аттестации/
контроля
4
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
№
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА
2.
Рисунок
живопись
3.
Композиция
4.
Декоративноприкладная
работа
Лепка
5.
6.
7.
Беседы.
Экскурсии
Итоговые
занятия
ИТОГО:
и
Количество часов за год
2 год
Форма
3 год
аттестации/
контроля
Наблюдение,
Наблюдение,
34
22
выставка
выставка
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение,
выставка
35
Наблюдение,
выставка
28
Наблюдение,
выставка
36
Наблюдение,
выставка
54
Наблюдение,
выставка
58
Наблюдение,
выставка
60
Наблюдение,
выставка
14
Наблюдение,
выставка
12
Наблюдение,
выставка
14
Наблюдение,
выставка
4
Наблюдение,
фронтальный
опрос
4
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос,
выставка
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос,
выставка
1 год
30
Форма
аттестации/
контроля
-
-
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос,
выставка
140
140
140
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель первого года обучения: создание условий для формирования у
обучающихся первоначальных представлений об изобразительном
искусстве.
Задачи:
предоставить обучающимся начальные сведения о деятельности
художника, живописи, художественной росписи, вышивке,
ознакомить с основными цветами солнечного спектра, с техникой
работы с акварельными, гуашевыми красками, правилами
смешивания главных красок для получения промежуточных цветов;
научить пользоваться разными видами складывания из бумаги,
способами
вырезания,
склеивания,
составлять
простейшие
аппликационные композиции из разных материалов;
научить обучающихся лепить простейшие объекты действительности;
выполнять узоры в полосе, в квадрате, круге и формы растительного
и животного мира;
формировать у обучающихся умения высказывать простейшие
суждения о картинах и предметах;
формировать умения верно и выразительно передавать и рисунке
простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет
5
предметов, определять величину и расположение изображения в
зависимости от размера листа бумаги.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Общее
количество
часов
Введение
Вводное занятие.
«Красота в умелых руках»
(коллективная работа).
II. Рисунок и живопись
в том числе
теория
5
1
1
1
4
30
Графические упражнения:
«В стране волшебных
линий».
«Волшебный цветок»,
«Волшебная птица».
Живописные упражнения:
«Ахроматическая цепочка»
(гуашь).
«Все цвета радуги»
(акварель).
4
4
4
3
1
2
2
практика
1
4
Формы
контроля
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
выставка
27
3
Наблюдение,
выставка
2
Наблюдение,
выставка
1
Наблюдение,
выставка
4
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Рисование по памяти и
представлению:
« Космические
путешествия».
« Волшебный остров».
« Морской транспорт».
Рисование с натуры:
а) предметов быта;
б) осенних деревьев
6
6
Наблюдение,
выставка
6
1
5
Наблюдение,
выставка
Рисование по памяти и
представлению:
«Цветы».
«Космическая фантазия».
«Образ русских древних
городов».
6
6
6
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
III.
10.
11.
Композиция
Композиция на заданные
темы:
«Сказочный мир»,
«Любимая игрушка», «Мои
родители».
Композиция на заданные
темы:
«Салют», «В будущем».
«Животный мир».
Композиция на
литературные темы:
«Путешествие по сказкам».
«Моя любимая книга».
«Мой любимый сказочный
герой».
Композиция на тему:
«Послушай и нарисуй».
IV. Декоративно-прикладная
работа
Общее
количество
часов
35
в том числе
теория
1
практика
34
Наблюдение,
выставка
13
1
12
Наблюдение,
выставка
12
12
Наблюдение,
выставка
12.
13.
Составление декоративных
композиций и роспись
поделок:
«Дымковская игрушка»;
«Нарядный узор».
Декоративные композиции:
«Новогодние игрушки»;
«Уголок природы».
15. Аппликация.
Совершенствование новой
техники.
Составление сюжетных
аппликаций, темы:
«Как красиво»;
«Зимний пейзаж».
10
54
10
4
50
Наблюдение,
выставка
10
1
9
14.
16.
Формы
контроля
10
10
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
10
1
9
4
1
3
Выполнение мозаики
7
Наблюдение,
№
17.
18.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Работа с объемной
аппликацией.
Воскография.
Совершенствование умений
и навыков по освоению
новой техники.
«Сказочный дворец»;
« На морском берегу»;
«Ящик с привидениями»
Декоративные маски:
изготовление масок
(бумага).
Роспись масок.
«Смешные рожицы».
Оригами.
Коллаж.
V.
19.
20.
Лепка тематической
композиции: «Зоопарк»,
«Народные мотивы»,
«Пластилиновая сказка».
в том числе
теория
10
1
9
Наблюдение,
выставка
10
14
10
1
13
Наблюдение,
выставка
4
1
3
Наблюдение,
выставка
10
10
2
2
Итоговые занятия
Итоговое занятие «Чему мы
научились».
2
2
ИТОГО:
практика
Формы
контроля
выставка
Наблюдение,
выставка
Лепка сложных форм
листьев, фруктов, овощей с
натуры:
«Дары природы».
VI.
21.
Лепка
Общее
количество
часов
140
8
10
130
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный
опрос,
беседа
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение
1. Вводное занятие
Теория
Рассказ педагога о работе художника. Экскурсия по кабинету, знакомство с
его интерьером.
Практика
Апробирование способов работы кистью, красками.
2. Красота в умелых руках (коллективная работа)
Теория
Знакомство с техникой работы с кистью. Виды кистей. Краски и их типы.
Практика
Практическая работа с кистью, красками «Красота в умелых руках»
Раздел 2. Рисунок и живопись.
3. Графические упражнения «В стране волшебных линий»
Теория
Карандаш: свойства, назначение, техника использования. Знакомство с
понятием «линия». Линии: ломаные, волнистые, прямые.
Практика
Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом
расстоянии. Выполнение упражнений на применение
возможностей
карандаша.
4. «Волшебный цветок». «Волшебная птица»
Теория
Компоновка
геометрических
фигур.
Определение
и
пространственного положения фигур.
Практика
Практические работы «Волшебный цветок», «Волшебная птица».
передача
5. Живописные упражнения: «Ахроматическая цепочка» (гуашь)
Теория
Понятие холодных и теплых цветов, основных и промежуточных цветов,
цветового круга. Знакомство с гуашью.
Практика
Упражнения на смешение цветов, пропорций, конструкции, а также цвета
изображаемых объектов. Практическая работа «Ахроматическая цепочка».
6. «Все цвета радуги» (акварель)
Теория
Знакомство с акварельными красками.
Практика
Упражнения на смешение цветов. Изображение цветов радуги. Изображение
крупных и мелких цветов во весь лист, используя три основных цвета,
9
смешивая их.
7. Рисование по памяти и представлению: «Космические путешествия»,
«Волшебный остров», «Морской транспорт»
Теория
Эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их
очертании, гармоничности цветовой окраски.
Практика
Практические работы ««Космические путешествия», «Волшебный остров»,
«Морской транспорт»
8. «Рисование с натуры: а) предметов быта. б) осенних деревьев.
Теория
Как передать пространственное положение, пропорции, конструкции, цвета
изображаемых объектов.
Практика
Рисование с натуры цветов, веток, деревьев, простой по форме посуды,
предметов быта, овощей, фруктов. Рисование с натуры натюрморта.
9. Рисование по памяти и представлению: «Цветы», «Космическая фантазия»,
«Образ русских древних городов».
Теория
Как передать пространственное положение, пропорции, конструкции, цвета
изображаемых объектов.
Практика
Рисование по памяти и представлению цветов, отдельных предметов быта,
птиц, животных, элементов пейзажа. Выполнение практических работ:
«Цветы», «Космическая фантазия», «Образ русских древних городов».
Тема 3. Композиция
10. Композиция на заданные темы: «Сказочный мир», «Любимая игрушка»,
«Мои родители»
Теория
Самостоятельное
определение
горизонтального
или
вертикального
расположения листа. Понятие формата листа, обучение грамотному
использованию формата листа.
Практика
Изображение животных и людей в разных выразительных движениях.
Практические работы по темам: «Сказочный мир», «Любимая игрушка», «Мои
родители».
11.Композиции на заданные темы : «Салют», «В будущем», «Животный мир».
Теория
Расположение предметов по правилам перспективы, (запечатление объектов,
так как мы их видим и натуре).
Практика
10
Выполнение практических работ по темам
«Животный мир».
«Салют», «В будущем»,
12.Композиции на литературные темы: «Путешествие по сказкам», «Моя
любимая книга», «Мой любимый сказочный герой», Композиция на тему
«Послушай и нарисуй».
Теория
Изображение животных и людей в разных выразительных движениях.
Расположение предметов по правилам перспективы, (запечатление объектов,
так как мы их видим и натуре).
Практика
Выполнение
практических
работ
«Путешествие
по
сказкам»,
«Моя любимая книга», « Мой любимый сказочный герой», «Послушай и
нарисуй».
Раздел 4. Декоративно-прикладная работа
13.Составление декоративных композиций и роспись поделок: «Дымковская
игрушка»; «Нарядный узор».
Теория
Значение искусства разных народов как мощного средства эстетического,
трудового и патриотического воспитания. Основные сведения о промыслах,
возникновение промысла (история).
Практика
Упражнения на применение приемов рисования кистью простейших элементов
растительных и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды,
листья, круги, полосы). Самостоятельное составление декоративной росписи
«кувшин», «русская матрешка», «гжельские узоры», «дымковская игрушка».
14.Декоративные композиции: «Новогодние игрушки»; «Уголок природы».
Теория
Первоначальные сведения о декоративной композиции. Ее основные
принципы и способы построения.
Практика
Составление декоративных композиций «Новогодние игрушки»; «Уголок
природы».
15.Аппликация. Совершенствование новой техники. Составление сюжетных
аппликаций, темы: «Как красиво»; «Зимний пейзаж».
Теория
Изучение техники изобразительного искусства «аппликация». Обучение
составлению изображения на основе склеивания его элементов из
разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев,
соломки, фольги и т.д.
11
Практика
Вырезание и составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с
натуры, составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Выполнение
простых аппликаций «Осенний букет», «Зимний букет».
Составление сюжетных аппликаций, темы: «Как красиво»; «Зимний пейзаж».
16.Выполнение мозаики
Теория
Знакомство с понятием «эскиз». Изучение техники изобразительного
искусства «мозаика».
Практика
Выполнение работ «Веселая мозаика», «Домик на колесах», «Эти
замечательные игрушки».
17.Работа с объемной аппликацией. Воскография. Совершенствование умений
и навыков по освоению новой техники. «Сказочный дворец»; «На морском
берегу»; «Ящик с привидениями»
Теория
Изучение новых техник изобразительного искусства «объемная аппликация»,
«воскография». Формирование умений и развитие навыков по освоению новой
техники.
Практика
Выполнение работ в технике «воскография»: «Сказочный дворец», «Ящик с
привидениями», «На морском берегу».
18.Декоративные маски: изготовление масок (бумага). Роспись масок.
«Смешные рожицы». Оригами. Коллаж.
Теория
Знакомство с техникой изготовления декоративных масок, росписью масок.
Изучение новых техник изобразительного искусства «оригами», «коллаж».
Практика
Изготовление масок «Смешные рожицы», «Новые маски». Работа в технике
«оригами»: «Игрушки», «Любимые животные» и др.
Раздел 5. Лепка
19. Лепка сложных форм листьев, фруктов, овощей с натуры: «Дары
природы».
Теория
Первоначальные сведения о глине (пластилине, работе с тестом). Знакомство с
природными особенностями глины (пластилина), с правилами лепки.
Практика
Лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей. Выполнение
композиций: «Гусеница на листике», «Веселые улитки», «Золотые рыбки»,
20.Лепка тематической композиции:
«Пластилиновая сказка».
12
«Зоопарк»,
«Народные
мотивы»,
Теория
Познание пластики и характера форм, формирование умений видеть строение,
пропорции предметов, их конструкцию.
Практика
Выполнение тематических композиций «Зоопарк», «Народные мотивы»,
«Пластилиновая сказка», «Динозавры», «Веселые человечки».
Раздел 6. Итоговые занятия
21.Итоговое занятие «Чему мы научились».
Теория
Повторение понятийного аппарата. Обсуждение основных техник
изобразительного искусства, изученных в течение учебного года.
Практика
Презентация лучших работ обучающихся, выполненных в течение учебного
года.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения: расширение представлений обучающихся об
изобразительном искусстве, развитие творческих способностей, умение
видеть и ценить прекрасное.
Задачи:
предоставить обучающимся простейшие сведения о композиции,
цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных
форм и форм животного мира;
ознакомить с понятиями «живописец», «графика», «архитектор»,
«набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;
ознакомить с культурой и бытом людей на примере произведений
известнейших центров народных художественных промыслов;
формировать у обучающихся умения выражать свое отношение к
рассматриваемому
произведению
искусства;
чувствовать
гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их
форм, очертаний;
научить применять навыки декоративного оформления в
аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек.
формировать умения сравнивать свой рисунок с изображаемым
предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и
узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их
пропорции, конструктивное строение, цвет;
научить чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
расписывать готовые изделия согласно эскизу, творчески применять
простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы,
штрихи, дужки, точки.
13
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
I.
1.
Введение
Вводное занятие
II.
Рисунок и живопись
Общее
количество
часов
2
в том числе
теория
практика
Формы
контроля
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
2
34
2
32
1
3
12
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
13
Наблюдение,
выставка
2.
Графические упражнения
4
3.
Живописные упражнения
4
4.
Рисование и живопись с
натуры
13
5.
Рисование по памяти
13
Композиция
28
1
27
14
1
13
Наблюдение,
выставка
10
Наблюдение,
выставка
III.
Композиция на заданные
темы
7.
Композиция на
литературные темы
8.
Композиция на тему:
«Послушай – нарисуй» (из
серии «Музыка и
живопись»)
IV. Декоративно-прикладная
работа
6.
4
1
10
Наблюдение,
выставка
4
58
4
2
56
Наблюдение,
выставка
Самостоятельное
составление декоративных
композиций и декоративная
роспись детских
художественных поделок
10
10.
Декоративные композиции
12
12
11.
Аппликация
10
10
12.
Воскография
8
8
13.
Спектральная вышивка
8
9.
14
1
1
9
7
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
14.
Декоративные маски,
костюмы, игры
4
4
15.
Гравюра
6
6
Лепка
12
12
4
4
V.
16.
Лепка сложных по форме
листьев, фруктов, овощей и
предметов быта с натуры
Лепка птиц и животных с
натуры, по памяти и
представлению
18. Лепка тематической
композиции
VI. Беседы. Экскурсии
Беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг
19. нас.
VII.
21.
Экскурсии
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
4
4
4
4
Наблюдение,
выставка
4
4
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
2
2
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный
опрос,
беседа
Итоговые занятия
Итоговое занятие «Чему мы
научились»
2
ИТОГО:
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
17.
20.
Формы
контроля
140
6
134
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение
1. Вводное занятие
Теория
Знакомство с художественным наследием и выдающимися произведениями
современного искусства. «Изобразительное искусство и мир интересов
человека». Расширение
представлений обучающихся
об искусстве,
эстетической и духовно-нравственной значимости для общества.
Практика
15
Просмотр и обсуждение детских работ, репродукций, оригинальных
произведений. Беседы «Рисунок - основа языка всех видов изобразительного
искусства», «Мир интересов человека», «Изобразительное искусство и мир
интересов человека».
Раздел 2. Рисунок и живопись
2. Графические упражнения
Теория
Закрепление знаний по технике использования карандаша: свойства
назначение. Повторение понятий «линия» и ее типов.
Практика
Графические игровые упражнения
«В стране волшебных линий»,
«Волшебный цветок», «Волшебная птица».
3. Живописные упражнения
Теория
Закрепление знаний о свойствах акварельных и гуашевых красок.
Практика
Живописные упражнения «Разноцветные домики», «Все цвета радуги».
4. Рисование и живопись с натуры
Теория
Развитие пространственных представлений. Алгоритмы рисования с натуры.
Практика
Рисование и живопись с натуры листьев деревьев, кустарников с осенней
окраской; веточек деревьев с почками; цветов; игрушек; предметов быта.
Темы: «Осенний букет», «Цветы радости», «Пища богов», «Пробуждение».
5. Рисование по памяти
Теория
Совершенствование навыков художественного изображения действительности
обучающихся. Алгоритм рисования по памяти и представлению.
Практика
Рисование по памяти и представлению: бабочек; насекомых; предметов быта.
Темы: «Бабочки - красавицы», «В магазине игрушек», «Сказка», «Космические
путешествия», «Земляне на Луне».
Раздел 3. Композиция
6. Композиции на заданные темы
Теория
Повторение требований к выполнению композиции. Обучение обучающихся
анализу
представленных
композиций:
выявление
положительных
характеристик работ, формулировка предложений по устранению ошибок,
недочетов в выполненных работах.
Практика
16
Выполнение композиций на заданные темы: «Осенний день», «Весна пришла»,
«Деревья зимой», «Моя семья», «Животный мир», «Сказочный мир», «Рисуем
будущее», «Давным-давно» и т.д.
7. Композиции на литературные темы
Теория
Обучение обучающихся анализу представленных композиций: выявление
положительных характеристик работ, формулировка предложений по
устранению ошибок, недочетов в выполненных работах.
Практика
Выполнение композиций на литературные темы: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Моя сказка», «Маша и медведь», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»,
«Незнайка», «Моя любимая книга» и т.д.
8. Композиция на тему: «Послушай – нарисуй» (из серии «Музыка и
живопись»)
Теория
Музыка и изобразительное искусство. Беседа о выражении чувств, эмоций
средствами музыки и изобразительного искусства.
Практика
Выполнение композиций на тему «Послушай – нарисуй». Практические
работы серии «Музыка и живопись»: «Мы рисуем музыку», «Чудесный мир
музыки», «Мне понравилось...».
Раздел 4. Декоративно-прикладная работа
9. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная
роспись детских художественных поделок
Теория
Декоративно-прикладное искусство проявляет черты национального
характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны
национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю,
культуру и даже экономику данного народа. Оформление различных
предметов быта.
Практика
Самостоятельная декоративная роспись детских художественных поделок:
«Волшебные листья и ягоды», «Чудо-платье», «Дымковские узоры»,
«Нарядный узор», «Синее чудо в круге», «Гжельские узоры», «Хохломские
узоры» и т.д
10.Декоративные композиции
Теория
Продолжение знакомства с правилами аранжировки букета, с правилами и
материалами для выполнения этого вида деятельности.
17
Практика
Выполнение декоративных композиций: «Уголок природы», «Золотая осень»,
«Новогодние радости», «Весенний букет», «В гостях у лета» и т.д.
11.Аппликации
Теория
Совершенствование различных приемов вырезания, склеивания бумаги,
картона, других материалов.
Практика
Составление сюжетных аппликаций: «Урожай», «Как красиво» и др.
Составление орнаментальных аппликаций; работа с объемной аппликацией.
Выполнение мозаики.
12.Воскография
Теория
Совершенствование различных приемов вырезания, техники воскографии.
Практика
Практические работы в технике воскографии: «Снежный город», «Будущее».
13.Спектральная вышивка
Теория
Понятие спектральной вышивки. Знакомство с техникой спектральной
вышивки.
Практика
Составление композиций в технике спектральной вышивки:
«Мир
аквариума», «Космос», «Поляна цветов» и другие по выбору обучающихся.
14.Декоративные маски, костюмы, игры.
Теория
Совершенствование техники изготовления декорированных масок.
Практика
Практические работы по изготовлению декорированных масок: «Летающая
пчелка», «Смешные рожицы», «Танцующие куклы», «Украшения», «Новые
маски и костюмы», «Веселые игры».
15.Гравюра
Теория
Демонстрация изделий, служащих для украшения быта. Гравюра. Общие
сведения о технике гравирования.
Практика
Выполнение гравюр: «Сказочный лес», «Три стихии», «Мир животных».
Раздел 5. Лепка
16.Лепка сложных по форме листьев, фруктов, овощей и предметов быта с
натуры
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
18
Практика
Лепка сложных по форме листьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры:
«Осенняя листва», «Посуда», «Ужин» и другие.
17.Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению: «Игрушки»,
«Птичий базар» и другие.
18.Лепка тематической композиции
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Лепка тематической композиции: «Гости из сказки», «Гости из будущего»,
«На арене цирка».
Раздел 6. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Экскурсии
19.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Теория
Беседа по произведениям искусства: А.Саврасов «Грачи прилетели»,
И.Левитан «Золотая осень», Ю.Васнецов «Иллюстраций к сказке».
Практика
Сообщения обучающихся о дымковской игрушке, гжельской керамике,
хохломской росписи.
20.Экскурсии
Теория
Экскурсия в Музей изобразительного искусства. Воспитание интереса к
искусству, любви к нему, расширение представления об окружающем мире.
Практика
Коллективное обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.
Раздел 7. Итоговые занятия.
21. Итоговое занятие «Чему мы научились»
Теория
Повторение понятийного аппарата. Обсуждение основных техник
изобразительного искусства, изученных в течение учебного года.
Практика
Презентация лучших работ обучающихся, выполненных в течение учебного
года. Анализ творческой деятельности детей за прошедший год.
19
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель третьего года обучения: ознакомление обучающихся с основными
жанрами и видами изобразительного искусства, развитие творческих
способностей обучающихся.
Задачи:
предоставить начальные сведения о средствах выразительности и
эмоционального воздействия рисунка, о видах современного
декоративно-прикладного искусства;
ознакомить с понятиями «высота горизонта», «линия горизонта», «точка
зрения», «контраст света и тени», «цветовые отношения», «выделение
главного центра», «светотень»;
формировать умения делить цветовой круг на группу теплых цветов и
группу холодных цветов; понимать изменение цвета в зависимости от
расположения предмета в пространстве, работать на заданную тему,
применяя эскиз и зарисовки; выполнять элементы оформления
декоративных масок, костюмов;
научить обучающихся выполнять изображения отдельных предметов с
использованием фронтальной и угловой перспективы, передавать в
рисунках свет, тень, падающую тень; передавать в лепных изделиях
объемную форму, конструктиво-анатомическое строение животных,
фигуры человека;
формировать умения рассматривать и проводить простейший анализ
произведения искусства, определять его принадлежность к, тому или
иному виду или жанру искусства, отстаивать свое мнение по поводу
рассматриваемых произведений;
научить вести поисковую работу по подбору репродукции, книг,
рассказов об искусстве.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
I.
1.
Вводное занятие
II.
2.
Введение
Рисунок и живопись
Графические упражнения
Общее
количество
часов
2
в том числе
теория
практика
2
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
2
22
2
20
4
1
3
20
Формы
контроля
Наблюдение,
выставка
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
3.
Живописные упражнения
4.
Рисование и живопись с
натуры
Рисование по памяти и
представлению
5.
III.
Композиция
Композиция на заданные
темы
7.
Композиция на
литературные темы
8.
Композиция на тему
«Послушай –
нарисуй» (из серии «Музыка
и живопись»)
IV. Декоративно-прикладная
работа
6.
Общее
количество
часов
в том числе
теория
практика
6
6
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
6
6
Наблюдение,
выставка
6
1
5
36
10
26
16
4
12
Наблюдение,
выставка
14
4
10
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
6
2
4
60
5
55
Наблюдение,
выставка
Самостоятельное
составление декоративных
композиций и декоративная
роспись детских
художественных поделок
10
10.
Декоративные композиции
8
8
11.
Аппликация
14
14
12.
Воскография
4
1
3
13.
Гравюра
8
1
7
14.
Спектральная вышивка
6
1
5
15.
Декоративные маски,
костюмы,
игры, поделки
10
1
9
14
2
12
9.
V.
16.
17.
Лепка
Формы
контроля
Лепка сложных по форме
листьев, фруктов, овощей и
предметов быта с натуры
4
Лепка птиц и животных с
4
21
1
1
9
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
4
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
3
Наблюдение,
выставка
№
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
натуры,
по памяти и представлению
18. Лепка тематических
композиций
VI.
19.
20.
Беседы. Экскурсии
Беседа «Отражение красоты
природы в изобразительном
искусстве»
Выставка-презентация
творческих
работ
обучающихся
«Наши
успехи»
VII. Итоговые занятия
Итоговое
занятие
научились»
21.
ИТОГО:
Общее
количество
часов
6
в том числе
теория
1
практика
5
4
4
2
2
2
2
2
2
«Мы
2
140
2
21
Формы
контроля
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный
опрос,
беседа
Наблюдение,
выставка
фронтальный
опрос,
беседа
119
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Введение
1. Вводное занятие «Красота в умелых руках».
Теория
Знакомство с
произведениями искусства. Расширение
представлений
обучающихся об искусстве, эстетической и духовно-нравственной значимости
для общества. Беседы «Красота в умелых руках».
Практика
Просмотр и обсуждение репродукций, оригинальных произведений «Праздник
искусств».
Раздел 2. Рисунок и живопись
2. Графические упражнения
Теория
Совершенствование умений и навыков по графике. Закрепление знаний по
технике использования карандаша: свойства назначение.
22
Практика
Выполнение графических упражнений: «Линия как средство выражения»,
компоновка «Осень», компоновка «Зима».
3. Живописные упражнения
Теория
Совершенствование умений и навыков по живописи, знаний о свойствах
акварельных и гуашевых красок. Повторение приемов и способов рисования
акварелью.
Практика
Живописные упражнения «Ахроматическая цепочка».
4. Рисование и живопись с натуры
Теория
Совершенствование умений и навыков рисования с натуры. Развитие
пространственных представлений. Закрепление
алгоритма рисования с
натуры.
Практика
Рисование сложных по форме листьев деревьев, кустарников; веточек деревьев
с почками, хвоей; игрушек; букетов; предметов быта.
5. Рисование по памяти и представлению
Теория
Совершенствование навыков художественного изображения действительности
обучающихся. Закрепление алгоритма рисования по памяти и представлению.
Практика
Рисование по памяти и представлению: «Зимний пейзаж с двигающимися
фигурками людей», «Цветы –первоцветы», «Космическая фантастика», «Образ
русских древних городов», «Русско-народные праздники», «Золотое кольцо
России».
Раздел 3. Композиция
6. Композиции на заданные темы
Теория
Повторение требований к выполнению композиции. Обучение обучающихся
анализу
представленных
композиций:
выявление
положительных
характеристик работ.
Практика
Рисование на темы: «Осенний день», «Семья», «Мы в театре», «Любимая
игрушка», «Мои родители», «Салют», «В будущем»
7. Композиции на литературные темы
Теория
Обучение обучающихся анализу представленных композиций: выявление
положительных характеристик работ, формулировка предложений по
устранению ошибок, недочетов в выполненных работах.
23
Практика
Иллюстрирование сказок, басен, стихов, рассказов («По щучьему веленью»,
«Сивка-Бурка», Ш.Перро «Красная Шапочка», И.Крылов «Стрекоза и
Муравей», «Слон и Моська», А.С.Пушкин «Зимнее утро»). Выполнение
композиций на литературные темы: «Моя сказка», «Гости из сказки», «Мой
любимый сказочный герой».
8. Композиция на тему: «Послушай – нарисуй» (из серии «Музыка и
живопись»)
Теория
Музыка и изобразительное искусство: выразительные свойства и
эмоциональное воздействие на слушателя и зрителя.
Практика
Практические работы из серии «Музыка и живопись»: «Что я увидел, слушая
музыку?», «Какой цвет у музыки» и другое.
Раздел 4. Декоративно-прикладная работа
9. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная
роспись детских художественных поделок
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по декоративно-прикладной
работе, декоративной росписи. Беседа об использовании в декоративных
работах элементов городецкой, палехской, донской, хохломской, жостовской
росписи.
Практика
Составление
декоративных
композиций
для
декоративного
оформления предметов быта, детских игрушек и т.п. из стилизованных
форм растительного и животного мира; декоративная роспись детских
художественных поделок. Практические работы «Игрушки»; «Праздничный
букет».
10.Декоративные композиции
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по изготовлению декоративных
композиций. Обучение составлению эскиза декоративной композиции.
Практика
Практическая работа:
Выполнение декоративных композиций «Игрушки», «Праздничный букет».
11.Аппликации
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по изготовлению аппликации.
Обучение составлению эскиза и выполнению работы по заданному эскизу.
Практика
Самостоятельное составление сюжетных, орнаментальных, объемных
24
аппликаций. Составление мозаики.
12.Воскография
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по применению техники
воскографии.
Практика
Выполнение практических работ в технике воскографии «Сказочный дворец»,
«Первый снег», «На морском берегу».
13.Гравюра
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по применению техники
гравирования.
Демонстрация изделий, служащих для украшения быта. Гравюра. Общие
сведения о технике гравирования.
Практика
Выполнение практических работ в технике гравюра: «Лесное царство»,
«Путешествие в сказку», «Украшение».
14.Спектральная вышивка
Теория
Совершенствование знаний, умений и навыков по применению техники
спектральной вышивки.
Практика
Выполнение практических работ в технике спектральной вышивки по темам в
свободном выборе обучающихся.
15.Декоративные маски, костюмы, игры, поделки.
Теория
Закрепление умений изготовления декоративных масок, костюмов, поделок.
Развитие фантазии, воображения.
Практика
Практическая работа по изготовлению декоративных масок (картон, цветная
бумага, клей); изготовлению декоративных масок (акварель, гуашь).
Самостоятельное изготовление костюмов, игр, поделок из различных
материалов.
Раздел 5. Лепка
16.Лепка сложных по форме листьев, фруктов, овощей и предметов быта с
натуры
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
25
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов
быта с натуры: «Лист дуба», «Фрукты на подносе», «Корзина с овощами»,
«Натюрморт».
17.Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению: «В
зоомагазине», «В лесу», «Лесные жители» и другие.
18.Лепка тематических композиций
Теория
Совершенствование умений и навыков по данному виду работы.
Практика
Коллективная лепка тематической композиции: бегущего спортсмена, идущего
ученика с портфелем; лепка по народным мотивам игрушек; лепка на темы
сюжетов быта и труда человека.
Раздел 6. Беседы. Экскурсии.
19.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Теория
Беседы: «Природа в жизни человека», «Порядок сбора материала»,
«Отражение красоты природы в изобразительном искусстве».
Практика
Изготовление папки для хранения работ; экскурсия в Ботанический сад.
20. Выставка-презентация творческих работ обучающихся «Наши успехи»
Теория
Воспитание интереса к искусству, любви к нему, расширение представления
об окружающем мире.
Практика
Презентация творческих работ «Наши успехи». Коллективное обсуждение
увиденного, обмен впечатлениями.
Раздел 7. Итоговое занятие «Мы научились...»
21.Итоговое занятие «Мы научились…»
Теория
Повторение понятийного аппарата. Обсуждение основных техник
изобразительного искусства, изученных в течение учебного года.
Практика
Презентация лучших работ обучающихся, выполненных в течение учебного
года. Обсуждение достигнутых результатов «Наши успехи».
26
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты по окончании первого года обучения
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать начальные сведения:
о деятельности художника (что может изобразить художник: предметы,
людей, события; с помощью каких материалов изображает художник:
бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и прочее);
о рисунке, живописи, картоне, иллюстрации, узоре, палитре;
о художественной росписи по дереву, по фарфору, о глиняной народной
игрушке, о вышивке;
об основных цветах солнечного спектра, о главных классах;
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об
элементарных правилах смешивания главных красок, для получения
промежуточных цветов.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах;
стремиться верно и выразительно передавать и рисунке простейшую
форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно сидеть за рабочим местом;
определять величину и расположение изображения в зависимости от
размера листа бумаги;
выполнять узоры в полосе, в квадрате, круге и формы растительного и
животного мира;
лепить простейшие объекты действительности;
составлять простейшие аппликационные композиции из разных
материалов;
пользоваться разными видами складывания из бумаги, способами
вырезания, склеивания.
Ожидаемые результаты по окончании второго года обучения
К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:
простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного
изображения растительных форм и форм животного мира:
понятия «живописец», «график», «архитектор», «набросок», «теплый
цвет», «холодный цвет»;
доступные сведения о культуре и быте людей на примере произведений
известнейших центров народных художественных промыслов.
К концу второго года обучающиеся должны уметь:
выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов,
изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию
27
симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет;
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные
круги и овалы, штрихи, дужки, точки;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении,
вышивке, изготовлении игрушек.
Ожидаемые результаты по окончании третьего года обучения
К концу третьего года обучения обучающиеся должны ознакомиться с
основными видами и жанрами изобразительного искусства и будут знать:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального
воздействия рисунка;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного
искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контраст
света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта и т.д.;
начальные сведения о светотени;
деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных
цветов;
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства,
определять его принадлежность к, тому или иному виду или жанру
искусства;
выполнять изображения отдельных предметов с использованием
фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы
изображаемых объектов;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивоанатомическое строение животных, фигуры человека;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
выполнять элементы оформления декоративных масок, костюмов;
вести поисковую работу по подбору репродукции, книг, рассказов об
искусстве.
Личностными результатами изучения программы являются:
учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
28
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
понимание причин успеха и неуспеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
IV.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Учебный кабинет
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Демонстрационная доска
Художественные материалы:
акварель, гуашь, простые карандаши, цветные карандаши, цветные
мелки, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, лоскутки ткани,
листки, природные материалы, пластилин, глина, соленое тесто для
лепки, фольга, пенопласт.
Инструменты для художественных работ:
мольберты, наборы кистей, ножницы, баночки для воды, палитра, стеки,
ластик, кнопки, деревянные дощечки для лепки.
Натурфонд:
сухоцветы, драпировка, вазы, кружки, чайники, блюда, муляжи овощей и
фруктов.
Формы аттестации и контроля
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной
Время
Цель проведения
проведения
В
начале Определение начальных
учебного года
знаний и умений у
учащихся.
29
Формы контроля
Наблюдение,
фронтальный опрос
Текущий
Промежуточный
Итоговый
В течение всего Определение степени
учебного года
владения навыками работы с
разнообразными
материалами и навыками
создания образов
посредством различных
технологий.
По
окончании Определение степени
изучения темы владения навыками работы с
или раздела. В разнообразными
конце
месяца, материалами и навыками
четверти,
создания образов
полугодия.
посредством различных
технологий.
В
конце Определение
уровня
учебного
года ожидаемых результатов.
или
курса
обучения
Наблюдение, выставка
Наблюдение, выставка
Наблюдение,
выставка,
презентация,
фронтальный опрос,
беседа
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
-правильно выполнена композиция листа;
- точно определены пропорции изображаемого предмета;
- правильно выполнено линейно-конструктивное построение;
- линейная перспектива;
-светотеневая моделировка формы (штриховка фона, качество штриховки ).
Результативность реализации программы отслеживается через:
- выставки работ;
- конкурсы ;
- презентация творческих работ;
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в проектной деятельности и организации выставок творческих работ учащихся
Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.
Методические материалы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Палитра» построена в соответствии с дидактическими принципами.
Обучение должно быть:
научным;
проблемным;
наглядным;
активным и сознательным;
доступным;
30
системным и последовательным;
простым;
необходимо осуществлять в единстве образование, развитие и
воспитание учащихся.
Приоритетными направлениями деятельности педагога дополнительного
образования являются способы и создания этих условий, методы:
проведение занятий по изобразительной деятельности в неординарной и
игровой форме;
использование педагогом в своей деятельности методов демонстрации
наглядности, ситуаций успеха;
внедрение педагогом в свою практику приемов развивающего обучения.
На занятиях обучающимся предоставляется самостоятельность в выборе
темы для работы, в использовании художественных материалов. Во время
работы дети могут обсудить с товарищами и педагогом качество своего
рисунка или поделки, еще раз посмотреть справочный материал или образцы,
понаблюдать за работой других детей.
Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях
способствуют разнообразные методы их организации и проведения:
эмоциональная настроенность детей перед практической работой с
помощью демонстрации произведений изобразительного искусства,
прослушивания музыки,
использование игровых ситуаций на занятии,
групповые формы работы над заданием,
наблюдения и зарисовки на природе во время экскурсии или прогулки.
Большую роль в укреплении интереса обучающихся к изобразительному
искусству, в развитии творческих способностей играет чередование видов
художественной деятельности на занятиях. Так, рисование с натуры на одном
занятии сменяется лепкой на другом. Беседа о красоте окружающей природы
сочетается с работой над декоративным букетом из осенних листьев и т.п.
Программа занятий включает несколько видов творческой деятельности
учащихся:
1. РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ – графические и живописные упражнения,
рисование и живопись с натуры, рисование по памяти. В программе этот вид
деятельности предусматривает выполнение рисунков игрушек и других
несложных объектов по памяти и с натуры.
2. КОМПОЗИЦИЯ – средства организации в единое целое сюжета,
художественного материала, художественной формы и технических приемов
исполнения.
3. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА – на этих занятиях
школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и
практические качества (декоративные маски, сувениры, аппликации и т.д.)
4. ЛЕПКА – на этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм,
учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию.
31
5. БЕСЕДЫ об изобразительном искусстве основаны на показе произведений
искусства. Указанные виды художественно-творческой работы и темы заданий
должны быть тесно связаны и проводиться в зависимости от времен года и дат
календаря. Воспитание интереса к искусству, любви к нему, расширение
представления об окружающем мире. Занятия-беседы обогащаются
использованием видеофильмов, слайд-фильмов, диафильмов, показом
репродукций, проведением экскурсии.
Интернет-ресурсы
1. Виртуальные прогулки по музею. Проект культурного наследия России.
https://www.virtual.arts-museum.ru/
2. Коллекция. Третьяковская галерея. https://www.tretyakovgallery.ru/collection/
3. Государственный
Эрмитаж.
Виртуальный
тур.
http://museionline.blogspot.com/2010/02/blog-post.html
4. История и техника выпуклой гравюры. http://anysite.ru/publication/gravura
5. Это просто: овощи из пластилина с пошаговой инструкцией.
https://creativebaby.ru/ovoshi_iz_plastilina/
6. Граттаж – это просто и интересно. Детский портал «Пустунчик».
https://pustunchik.ua/treasure/draw/grattazh-maliunky-svoimy-rukamy
7. Что такое аппликация? https://gamejulia.ru/chto-takoe-applikaciya.html
V.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
32
Приложение №1
Календарный учебный график
Первый год обучения
140 часов, 2 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Эвристическая
беседа
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Вводное занятие.
2
№2
«Красота в умелых
руках» (коллективная
работа).
2
«Красота в умелых
руках» (коллективная
работа).
2
Графические
упражнения «В стране
волшебных линий».
2
Занятиепрактикум
Графические
упражнения «В стране
волшебных линий».
2
Занятиепрактикум
2
Творческая
мастерская
№7
Практическая работа
«Волшебный цветок»,
«Волшебная птица».
Живописные
упражнения:
«Ахроматическая
цепочка» (гуашь).
2
Занятиепрактикум
№8
«Все цвета радуги»
(акварель).
2
Занятиепрактикум
«Все цвета радуги»
(акварель).
2
Занятиепрактикум
Рисование по памяти
и представлению:
«Космические
путешествия».
2
Творческая
мастерская
№4
сентябрь
Количество
часов
№1
№3
№5
№6
№9
октябрь
Тема занятия
№10
33
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
Рисование по памяти
и представлению:
« Морской
транспорт».
2
Занятиепрактикум
«Образ русских
древних городов».
Рисование с натуры
предметов быта.
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№15
Рисование с натуры
осенних деревьев
2
Занятиепрактикум
Наблюдение,
выставка
№16
Рисование по памяти
и представлению:
«Цветы».
2
Занятиепрактикум
Рисование по памяти
и представлению:
«Космическая
фантазия».
2
Занятиепрактикум
Рисование по памяти
и представлению:
«Образ
русских
древних городов».
Композиция на
заданные темы:
«Сказочный мир».
2
Занятиепрактикум
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
заданные темы:
«Любимая игрушка».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
заданные темы:
«Мои родители».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
заданные темы:
«Салют».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№12
№13№14
№17
№18
ноябрь
Количество
часов
Рисование по памяти
и представлению:
« Волшебный
остров».
№11
№19
№20
№21
№22
№23
№24
декаб
рь
Тема занятия
№25
№26
34
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№31 №32
Композиция на
литературные темы:
«Путешествие по
сказкам».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№33№34
Композиция на
литературные темы:
«Моя любимая
книга».
2
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
Композиция на тему:
«Послушай и
нарисуй».
2
Занятиепрактикум
Составление
декоративных
композиций
2
Занятиепрактикум
Составление
декоративных
композиций
«Дымковская
игрушка»
2
Занятиепрактикум
№28
№29
№30
Композиция на
литературные темы:
«Мой любимый
сказочный герой».
№35
январь
Форма
контроля
Композиция на
заданные темы:
«В будущем».
Композиция на
заданные темы:
«Животный мир».
№27
№36
№37
№38
№39
№40
февраль
Форма
проведения
занятия
Роспись поделок:
«Дымковская
игрушка»
2
- Роспись поделок
Роспись поделок
«Нарядный узор»
35
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
2
Творческая
мастерская
2
Творческая
мастерская
«Дымковская
игрушка»
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Декоративные
композиции «Уголок
природы».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№45
Декоративные
композиции «Уголок
природы».
2
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№46
Составление
сюжетных
аппликаций «Зимний
пейзаж».
2
Занятиепрактикум
№47
Составление
сюжетных
аппликаций «Зимний
пейзаж».
2
Занятиепрактикум
№48
Сюжетная аппликация
«Как красиво»
2
Творческая
мастерская
№49
№50
- Сюжетная аппликация
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№51-
Воскография
«Сказочный дворец»
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
Воскография
«На морском берегу»;
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
Воскография
«Ящик с
приведениями»
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
2
Творческая
мастерская
№42
№43
№44
март
Количество
часов
Декоративные
композиции
«Игрушки»
;№41
№52
№53
№54
№55
апрель
Тема занятия
№56
«Как красиво»
Декоративные маски:
изготовление масок
(бумага).
36
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Наблюдение,
выставка
Роспись масок
«Смешные рожицы».
2
Творческая
мастерская
Оригами.
2
Практикум
№59
Оригами.
2
Практикум
№60
Коллаж.
2
Практикум
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Лепка тематической
композиции
«Зоопарк»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Лепка тематической
композиции
«Пластилиновая
сказка».
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Лепка тематической
композиции
«Народные мотивы»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Выставка-презентация
творческих
работ
обучающихся
2
Занятиепрезентация
Итоговое
занятие
«Чему мы научились»
2
Круглый стол
Наблюдение,
выставка –
презентация,
фронтальный
опрос, беседа
№57
№58
№61
№62
№63
№64
№65
№66
май
Тема занятия
№67
№68
№69
№70
- Лепка сложных форм
листьев, фруктов,
овощей с натуры:
«Дары природы».
37
Наблюдение,
выставка
Календарный учебный график
Второй год обучения
140 часов, 2 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
№1
сентябрь
№2
№3
№4
№5
Количество
часов
Вводное занятие
«Изобразительное
искусство и мир
интересов человека»
2
Рисунок и живопись
Рисунок и живопись.
Графические
упражнения.
Живописные
упражнения
Рисунок и живопись
Графические
упражнения.
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
выставка
2
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Рисование и живопись
с натуры природных
форм
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Рисование и живопись
с натуры предметов
быта
4
№13№14
Рисунок и живопись
Рисование с натуры и
по памяти предметов
быта
4
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
выставка
№15
Рисунок и живопись
Рисование по памяти
предметов быта
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
№6
№7
№8
№9
№10
№11№12
октябрь
Тема занятия
№16
Рисунок и живопись
Графические и
живописные
упражнения.
2
Рисование и живопись
с натуры
Рисование и живопись
с натуры листьев
деревьев, веточек.
2
Творческая
мастерская
38
Наблюдение,
выставка
Месяц
№
занятия
ноябрь
№17
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Практикум
Рисование по памяти
«Сказка»
2
№18
Композиция на
заданные темы
«Сказочный мир»
2
Творческая
мастерская
№19
Композиция на
заданные темы
«Деревья зимой»
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
Композиция на
литературную тему
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Композиция на
литературные темы
«Моя любимая книга»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№25
Композиция на тему
«Мы рисуем музыку»,
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
№26
Композиция на тему
«Чудесный мир
музыки»
2
Практикум
№27
Декоративноприкладная работа
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций
«Волшебные листья и
ягоды»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций «Чудоплатье»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций «Синее
чудо в круге»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№20
№21
№22
№23
№24
декабрь
№28
№29
№30
№31 №32
Наблюдение,
выставка
39
Месяц
№
занятия
февраль
январь
№33№34
№35
№36
Количество
часов
Декоративноприкладная работа
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций и
декоративная роспись
детских
художественных
поделок
Декоративноприкладная работа
Декоративные
композиции
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№37
№38
- Декоративноприкладная работа
Декоративные
композиции
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
№39
№40
- Декоративноприкладная работа
Декоративные
композиции
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
;№41
Декоративноприкладная работа
Аппликация
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Декоративноприкладная работа
Аппликация
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Декоративноприкладная работа
Воскография
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Декоративноприкладная работа
Воскография
2
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
№42
№43
№44
№45
№46
№47
№48
март
Тема занятия
№49
№50
№51№52
2
2
2
2
- Декоративно-
2
прикладная работа
Спектральная вышивка
2
Декоративноприкладная работа
Декоративные маски,
костюмы, игры
2
2
40
Месяц
№
занятия
№53
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
2
Эвристическая
беседа
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Экскурсии
2
Экскурсия
Выставка-презентация
творческих
работ
обучающихся
2
Занятиепрезентация
Итоговое
занятие
«Чему мы научились»
2
Круглый стол
2
- Лепка
Лепка птиц и
животных с натуры, по
памяти и
представлению
2
Лепка
Лепка тематической
композиции
2
2
№66
Лепка
Лепка тематической
композиции
№67
Беседы.
№68
№69
№57
№58
№59
№60
№61
№62
№63
№64
№65
№70
Форма
контроля
Наблюдение,
выставка
Декоративноприкладная работа
Декоративные маски,
костюмы, игры
Лепка
Лепка сложных по
форме листьев,
фруктов, овощей и
предметов быта с
натуры
Лепка
Лепка птиц и
животных с натуры, по
памяти и
представлению
№56
Форма
проведения
занятия
Практикум
2
№55
апрель
Количество
часов
Декоративноприкладная работа
Декоративные маски,
костюмы, игры
№54
май
Тема занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
41
Наблюдение,
выставка –
презентация,
фронтальный
опрос, беседа
Календарный учебный график
Третий год обучения
140 часов, 2 часа 2 раза в неделю
Время и место проведения занятий указаны в расписании, утвержденном
приказом директора.
Месяц
№
занятия
№1
Вводное занятие
№2
Графические
упражнения
октябрь
сентябрь
№3
№4
№5
2
Графические
упражнения
2
Живописные
упражнения
Живописные
упражнения
№7
№8
Рисование и живопись
с натуры
4
№9
№10
Рисование по памяти
и представлению
№11
Рисование по памяти
и представлению
2
№12
Композиция
заданные темы
2
№18
Эвристическая
беседа,
практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Практикум
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
2
№16
№17
Форма
контроля
2
Рисование и живопись
с натуры
№13№14
Форма
проведения
занятия
2
№6
№15
ноябрь
Количество
часов
Тема занятия
4
на
Композиция на
заданные темы
4
Композиция на
заданные темы
4
Композиция на
заданные темы
4
42
Месяц
№
занятия
№19
№20
№21
№22
Тема занятия
Количество
часов
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Практикум
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
2
Композиция на
литературные темы
2
4
№23
№24
№25
№26
№27
№28
декабрь
№29
№30
№31
№32
№33№34
Композиция на
литературные темы
4
Композиция на
литературные темы
Композиция на
литературные темы
Композиция на тему
«Послушай –
нарисуй» (из серии
«Музыка и
живопись»)
4
Композиция на тему
«Я рисую музыку»
2
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций
Самостоятельное
составление
декоративных
композиций
2
2
2
январь
Декоративная роспись
детских
художественных
поделок
№35
№36
Форма
контроля
Творческая
мастерская
Композиция на
заданные темы
Композиция на
литературные темы
Форма
проведения
занятия
Декоративная роспись
детских
художественных
поделок
4
43
февраль
Месяц
№
занятия
№37
№38
- Декоративная роспись
№39
№40
-
Форма
проведения
занятия
Форма
контроля
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Декоративные
композиции
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Декоративные
композиции
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Выполнение
сюжетных
аппликаций
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
Объемные
аппликации
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
№49
Объемные аппликация
2
Практикум
№50
Наблюдение,
выставка
Воскография
«Сказочный дворец»
2
;№41№42
№43
№44
№46
№47
№48
март
Количество
часов
4
№45
№51
№52
№53
№54
№55
№56
№57
апрель
Тема занятия
№58
№59
№60
№61
№62
детских
художественных
поделок
Орнаментальные
аппликации
Воскография
«Солнечное
настроение»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Гравюра «Лесное
царство»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Гравюра
«Путешествие в
сказку»
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Спектральная
вышивка
4
Практикум
Наблюдение,
выставка
Декоративные маски,
костюмы, игры,
поделки
4
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
- Декоративные маски,
10
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
костюмы,
игры, поделки
44
Месяц
№
занятия
№63
№64
май
№65
№66
№67
№68
№69
№70
Тема занятия
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Лепка сложных по
форме листьев,
фруктов, овощей и
предметов быта с
натуры
2
Лепка птиц и
животных с натуры,
по памяти и
представлению
«Птичий базар»
2
Лепка птиц и
животных с натуры,
по памяти и
представлению
«Птичий базар»
2
Лепка тематических
композиций «Лесные
жители»
Лепка тематических
композиций «Лесные
жители»
2
Беседа «Отражение
красоты природы в
изобразительном
искусстве»
2
Выставка-презентация
творческих
работ
обучающихся «Наши
успехи»
2
Занятиепрезентация
2
Круглый стол
2
Итоговое
занятие
«Мы научились»
45
Форма
контроля
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка
Творческая
мастерская
Наблюдение,
выставка,
фронтальный
опрос
Эвристическая
беседа
Наблюдение,
выставка презентация,
фронтальный
опрос, беседа