Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Чкаловского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: licey180@eduekb.ru
Аннотация к рабочей программе «Математика 1 классы»
Рабочая программа по математике для обучающихся 1 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», на основе следующих документов и материалов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
примерной рабочей программы НОО Математика (для 1–4 классов образовательных организаций) Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой
«Математика» сборник «Примерные рабочие программы «Школа России». 1-4 класс.
Основными целями начального обучения математике являются:
˗ математическое развитие младших школьников.
˗ формирование системы начальных математических знаний.
˗ воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических
задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира,
усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а
также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
В программе отражается реализация воспитательного потенциала урока математики, который предполагает использование различных
видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
Для реализации используется следующий учебно-методический комплекс «Школа России»:
1. Математика 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях М. И. Моро и др.;
2. Проверочные работы 1 класс М. И. Моро, С. И. Волкова
3. Математика 2 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях М. И. Моро и др.;
4. Проверочные работы 2 класс М. И. Моро, С. И. Волкова
5. Математика 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях М. И. Моро и др.;
6. Проверочные работы 3 класс М. И. Моро, С. И. Волкова
7. Математика 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях М. И. Моро и др.;
8. Проверочные работы 4 класс М. И. Моро, С. И. Волкова
Содержание программы представлено следующими разделами:
1. пояснительная записка
2. содержание учебного предмета
3.планируемые результаты освоения учебного предмета
4. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания и возможностью использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в 1 классе отводится — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели.
Личностные результаты
гражданско-патриотического воспитания:
˗ применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
духовно-нравственного воспитания:
˗ осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
эстетического воспитания:
˗ применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам,
детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
˗ осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде
трудового воспитания:
˗ работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к
интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности
экологического воспитания:
˗ формировать у школьников экологическую культуру, которая складывается из ответственного отношения к природе (экология
природы), к окружающему миру, к себе как составной части природы
˗ расширять представление детей об окружающем мире, показывать необходимость заботливого отношения человека к окружающей
среде, рассматривать интересные данные о живой и неживой природе, о том, как деятельность человека влияет на окружающую среду
ценности научного познания:
˗ оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
˗ оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические
знания и умения;
˗ пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных
проблем, задач.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
—устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
—применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
—приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
—представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной
учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения
учебных и практических задач;
—применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
—находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках
информационной среды;
—читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
—представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в
соответствии с требованиями учебной задачи;
—принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
—использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
—комментировать процесс вычисления, построения, решения;
—объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к
примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
—ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
—самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
—планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
—выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
—выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
Самооценка:
—предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование
вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
—оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач,
требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска
доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и
трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
Предметные результаты
1)
сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
2)
сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать
текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
3)
развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с
заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими
способами измерения длин, площадей;
4)
развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в
простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать
изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;
овладение элементами математической речи:
- умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно- двухшаговые) с использованием связок
«если . . . , то . . .», «и», «все», «некоторые»;
5)
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые
диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы
данными;
6)
использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том
числе в сфере личных и семейных финансов.