1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
Положение) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицее № 180
«Полифорум» (далее – Лицей):
определяет
направления
внутренней оценки качества образования
и состав
контрольно-оценочных процедур;
регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур;
закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям;
учитывает
федеральные требования к порядку процедуры самообследования
образовательной организации и параметры, используемые в процессе федерального
государственного контроля качества образования.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт начального общего
образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего
образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего
образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 (с изменениями №732 от 12.08.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении
показателей мониторинга системы образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Приказ Министерства образования и науки России от 10.12.2013 № 462 «Об утверждении
порядка проведения самообследования в образовательной организации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №180
«Полифорум», утвержденный распоряжением Департамента образования Администрации
города Екатеринбурга № 976/46/36 от 12.05.2022.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114.
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам и потребностям обучающихся, в том числе
степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
оценка качества образования – процесс в рамках процедур государственной и
общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования,
государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и
педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой
оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в
нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей
качество образовательных достижений обучающихся, качество образовательных программ,
качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система
мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества
образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и
объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует Школа,
и результатах освоения программ обучающимися;
независимая оценка качества образования (НОКО) – это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и
соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности Лицея;
диагностика – контрольный замер, срез;
мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым
объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и
«выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим
инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических
показателей
планируемым
или
заданным
в
рамках основной образовательной
программы;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ООП – основная образовательная программа;
УУД – универсальные учебные действия.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ, в том числе инфраструктура
Лицея и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством следующих
внешних и внутренних мероприятий.
Внешние мероприятия
Аккредитационный
мониторинг
Внутренние мероприятия
Стартовая диагностика
Всероссийские проверочные Оценка уровня формирования функциональной грамотности
работы
обучающихся и педагогов
ГИА
Оценка соответствия реализуемых в Лицее образовательных
программ федеральным требованиям
Региональные
и муниципальные
оценочные работы
Оценка условий реализации ООП (по уровням общего
образования) федеральным требованиям
Независимая оценка
качества условий
Мониторинг образовательных достижений обучающихся,
в том числе индивидуального прогресса обучающегося
образовательной
деятельности
в достижении предметных и метапредметных результатов
освоения ООП, сформированности и развития
метапредметных образовательных результатов
Независимая оценка
качества подготовки
обучающихся
Мониторинг личностного развития обучающихся,
сформированности у обучающихся личностных УУД
Формирование Индекса
качества общего
образования РФ
Самообследование
Национальные
сопоставительные
исследования качества
общего образования
Анализ уроков и других занятий
Международные
сопоставительные
исследования качества
общего образования
Анкетирование педагогов, обучающихся, родителей (законных
представителей) обучающихся
Контроль ведения электронного журнала
2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании Лицея.
2.4. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором Лицея.
2.5. Результаты внешних мероприятий используются Лицеем в целях, необходимых для
осуществления внутренней оценки качества образования и избежания увеличения нагрузки на
обучающихся и педагогов.
2.6. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой
план работы Лицея.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего
образования), разработанных на основе ФГОС, выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов освоения ООП (по
уровням общего образования) проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по основным общеобразовательным программам МАОУ лицей № 180.
При проведении оценочных мероприятий обучающиеся в течение одного учебного года
принимают участие не более чем в одном исследовании — всероссийских проверочных
работах, национальных исследованиях или международных исследованиях.
3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по
параметрам согласно приложению 1.
3.1.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) проводится по параметрам согласно приложению 2. Обобщенные параметры
оценки, внесенные в приложение 2, подлежат детализации по критериям в соответствии с
требованиями ФГОС. Детализацию делает лицо, ежегодно назначаемое руководителем Лицея.
3.1.4. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования)
диагностируется в ходе неперсонифицированного мониторинга личностного развития
обучающихся по параметрам согласно приложению 3.
3.1.5. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня
оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 4.
3.1.6. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в
конце каждого учебного года на основании опросов, которые проводятся раз в полгода.
3.1.7. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты
индивидуального учета фиксируются:
- в электронном журнале успеваемости;
- в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные
согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в соответствии с ФОП. Оценка
ООП проводится на этапе ее разработки или изменения (до утверждения) на предмет
соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям по параметрам
согласно приложению 5.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к протоколу
утверждения программы педагогическим советом.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или
дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия
требованиям ФГОС и ФОП соответствующего уровня общего образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их
внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам:
- соответствие тематики программы запросу потребителей;
- наличие документов, подтверждающих этот запрос;
- соответствие
содержания программы заявленному направлению дополнительного
образования;
- соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их
наличии);
- наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения
программы обучения.
4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме анализа
занятия (приложение 7).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на
основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материальнотехническим и информационно-методическим условиям и другим требованиям федерального
и регионального образования.
Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение
контроля состояния условий, на основе критериев, указанных в приложении 6.
5.2. Оценочные таблицы разрабатываются ежегодно ответственным, назначенным директором
Лицея, в том числе на основании проверочных листов, используемых при осуществлении
федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
5.3. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
- на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
- ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании;
- в иные периоды, устанавливаемые директором Лицея.
5.4. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании
результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению.
Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации
ООП того или иного уровня общего образования.
5.5. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в
организационный раздел ООП каждого уровня общего образования после их согласования с
педагогическим советом.
5.6. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния
условий. Предметом контроля выступают:
- выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
- совокупное состояние условий образовательной деятельности в Лицее.
5.7. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности Лицея включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
- личностного развития обучающихся;
- достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
- выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных программ;
- показателей отчета о самообследовании.
6.2. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года, а его
результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
7. Итоговые документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном
из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
директором Лицея.
Приложение 1 к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№ Показатели оценки предметных образовательных результатов
Единица
измерения
1
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4»
и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
Чел./%
2
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Балл
3
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
4
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
5
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Балл
6
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку,
в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
7
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике,
в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
8
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по
русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса
Чел./%
9
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по
математике, в общей численности выпускников 11-го класса
Чел./%
10 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности
выпускников 9-го класса
Чел./%
11 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности
выпускников 11-го класса
Чел./%
12 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием,
в общей численности
выпускников 9-го класса
Чел./%
13 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей
Чел./%
численности
выпускников 11-го класса
14 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие
в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Чел./%
15 Численность/удельный вес численности учащихся — победителей
и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся,
в том числе:
Чел./%
— муниципального уровня;
Чел./%
— регионального уровня;
Чел./%
— федерального уровня;
Чел./%
— международного уровня
Чел./%
16 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
в общей численности
учащихся
Чел./%
17 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
Чел./%
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Группа
метапредметных
образовательных
результатов
Показатели оценки метапредметных
образовательных результатов
Уровень
начального общ
его
образования
Уровень
основного общего
образования
Форма и
метод оценки
Уровень среднего
общего
образования
Процесс
Слово
Индивид
Явление
Число
Личность
Общее
Знак
Частное
Духовное
(волевое)
Признак
Причина
Определение
Душевное
(психическое)
Следствие
Информация
Метапредметные
понятия и термины
Сознание
Закономерность
Самосознание
Цель
Тенденция
Результат
Опрос
письменный
Детерминация
Объект
Реальный
Интеграция
Субъект
Виртуальный
Дифференциация
Анализ
Практический
Экстраполяция
Синтез
Теоретический
Система
Гипотетический
Синергия
Вероятностный
Личностные УУД
Смыслообразова
ние и моральноэтическая
ориентация в
вопросах:
– саморегуляции
поведения;
–взаимодействия с
окружающими;
– здорового образа
жизни
Смыслообразование и
моральноэтическая ориентация в
вопросах:
– индивидуального стиля
познавательной
деятельности;
– эффективной
коммуникации;
– ответственности за
собственные
поступки, нравственного
долга;
– – гражданской активности;
– отношения к труду и
Смыслообразова
ние и моральноэтическая
ориентация в
вопросах:
– выбора
жизненной
стратегии,
построения
карьеры;
– средств и методов
самоактуализаци и
в условиях
информационног о
общества;
Наблюдение
и
диагностика в
рамках
мониторинга
личностного
развития
выбору профессии
– морального
выбора;
–взаимоотношени я
полов,
создания семьи;
– готовности к
активной
гражданской
практике;
– российской
идентичности;
– отношения к
религии как
форме
мировоззрения
Способность принимать и сохранять цели учебной
деятельности
Регулятивные УУД
Освоение
способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера
Умение
планировать,
контролировать
и оценивать свои
учебные действия
Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей;
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
Способность и
готовность к
самостоятельном
у
поиску методов
решения
практических
задач, применению Встроенное
различных методов педагогическ
познания,
ое
наблюдение
познавательных
задач
в том числе для
решения
творческих и
поисковых задач
Умение соотносить свои
действия с
планируемыми результат
ами; корректировать планы в
связи с изменяющейся
ситуацией
Умение
самостоятельно
определять цели
деятельности
и составлять
планы
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии в
различных
ситуациях
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способность действовать даже в ситуациях неуспеха
Использование
знаковосимволических
средств, схем
решения
учебных
и практических
задач
Познавательные
УУД
Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач
Владение
языковыми
средствами;
умение ясно,
логично и точно
излагать свою
точку зрения,
использовать
Комплексная
адекватные
контрольная
языковые средства
работа на
Готовность и способность к
основе
Работа с
самостоятельной информационноинформацией:
текста
познавательной
деятельности,
использование
владение навыками получения
различных
необходимой информации из словарей
способов поиска,
разных типов, умение ориентироваться в
сбора,
обработки, анализа, различных источниках информации,
критически оценивать и
организации,
интерпретировать информацию,
передачи и
получаемую из различных источников
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативны
ми и
познавательными
задачами
Активное
использование
речевых средств
и
ИКТ
Умение осознанно
использовать
речевые средства
Использование
ИКТ-технологий в
учебной
деятельности
Формирование и
развитие
компетентности в
области ИКТ
Умение
использовать ИКТ
в решении
когнитивных,
коммуникативны х
и
организационны х
задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережен и
я, правовых и
этических норм,
норм
информационной
безопасности
Оценка
результатов
проекта по
информатике
или
технологии
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров
Коммуникативн
ые УУД
Первичное
освоение
логических
операций и
действий
(анализ, синтез,
классификация)
Умение определять понятия, создавать
обобщения, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и
делать выводы
Освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии
Умение осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач
Умение
использовать
речевые средства в
соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
диалоге;
первичный опыт
презентаций;
– создание
текстов
художественного
стиля;
– использование в
речи не менее
трех
– изобразител
ьновыразительны
х средств
языка
Умение
использовать
речевые средства в
соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
дискуссии;
развитие опыта презентаций;
– создание текстов
художественного,
публицистического и
научно- популярного
стилей;
– использование в
речи не менее семи
– изобразительновыразительных средств
Владение
навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных
задач и средств
их
достижения
Умение
использовать
речевые средства в
соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
дебатах;
устойчивые навыки
презентаций;
– владение всеми
функциональны
ми
стилями;
– владение всеми
основными
изобразительновыразительными
средствами
– языка
Комплексная
контрольная
работа на
основе
текста
Текущий
диагностиче
ский
контроль по
русскому
языку
Взаимодействие с
партнером,
адекватная
оценка
собственного
поведения
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество со
сверстниками и
педагогами
Готовность и
способность
формулировать и
отстаивать свое
мнение
Готовность и
способность
учитывать мнения
других в процессе
групповой работы
Умение
продуктивно
общаться и
взаимодействова т
ь в процессе
совместной
деятельности,
учитывать позиции
участников
деятельности
Наблюдение
за ходом
Готовность
работы
разрешать
обучающего
конфликты,
ся
стремление
в группе
учитывать и
координировать
различные мнения
и позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов
совместной учебной деятельности; находить общее решение
Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Мониторинг личностного развития обучающихся
Диагностируем
№ ое личностное
качество
1
2
Показатель
сформиров
анности
Предмет
Оценочна
мониторинга
я
Исполнитель
по показателю процедура
Периодичность
процедур
мониторинга
Количество
учащихся,
демонстрирую
щих
готовность
и способность
к
смыслообразо в
анию и
моральноэтической
ориентации
Встроенно
е
наблюден
и
е
Классный
руководитель
В течение года, в
рамках
классных
часов
Наличие
ценностной
ориентации
гражданског о
выбора и
владение
общественно
политической
терминологие
й
Количество
учащихся,
демонстрирую
щих наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и
владение
общественнополитической
терминологие
й
Встроенное
наблюдение
Тестирован
ие
Педагогпсихолог
совместно
(или
классный
руководител
ь) с
преподавател
ем
общественно
политических
дисциплин
Освоение
понятия
российской
идентичност
и. Принятие
культурноисторически
х практик
России
Количество
учащихся,
освоивших
понятие
российской
идентичности и
демонстрирую
щих принятие
культурноисторических
практик
России
Опрос.
ПедагогВстроенно психолог
е
педагогич е
ское
наблюден
и
е
Социально-
Единицы
Статистич
Готовность и
способность к
смыслообра
зованию и
Сформирован но моральноэтической
сть
ориентации
личностных
УУД
Сформирован но
сть активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность
Классный
Ежегодно, в
конце учебного
года
культурный опыт
учащихся
Понимание
учащимся
собственных
профессион
альных
склонностей и
способносте й
3
4
Готовность к
продолжению
образования на
профильном
уровне, к
выбору
профиля
обучения
Готовность и
Положитель
ный опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответству
ющих
рекомендова
нному
профилю
обучения
портфолио,
еский учет
подтверждаю щ
ие социальнокультурный
опыт
учащегося
Статистич е
Количество
ский учет
учащихся,
своевременно
ознакомленны
х
с заключением
педагогапсихолога о
профессионал
ьных
склонностях и
способностях
учащихся
Статистич е
Количество
ский учет
учащихся,
имеющих опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствую
щ
их
рекомендован н
ому профилю
обучения
руководитель
Классный
руководител ь
Классный
руководитель
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованно му
профилю
Статистиче Классный
Количество
ский учет
руководитель
учащихся,
имеющих
завершенные и
презентованн ы
е проекты,
тематика
которых
соответствует
рекомендован н
ому профилю
обучения
Освоение
Количество
Опрос
Педагог-
Первый раз на
этапе
предпрофильн
ой
подготовки (по
окончании
учащимися 7–
8-го классов).
Второй раз – по
окончании
уровня
основного
общего
образования
Ежегодно, в
способность к
саморазвитию
на
основе
существующи х
норм морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса
5
учащимися
существующи
х норм
морали,
национальны
х традиций,
традиций
этноса
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
свидетельст
вует о
патриотичес
ких чувствах
учащегося,
его интересе
к культуре и
истории
своего
народа,
ценностям
семьи и
брака
Демонстраци я
культуры
здорового
образа
Сформирован но жизни в
среде
сть культуры
образования
здорового
и социальных
образа жизни;
практиках
ценностное
отношение к
труду
учащихся,
демонстрирую
щих освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,
нормы
морали,
национальная и
этническая
идентичность,
семья, брак
психолог и
конце учебного
(или)
года
классный
руководитель
в рамках
содержания
рабочих
программ по
обществозна
нию и (или)
литературе
Статистиче Классный
Ежегодно, в
Количество
ский
учет
руководител
ь
конце учебного
учащихся,
года
имеющих
завершенные и
презентованны
е проекты,
тематика
которых
свидетельствует
о патриотическ
их
чувствах
учащегося, его
интересе к
культуре и
истории
своего
народа
Стабильность
посещения
занятий
физической
культурой.
Сокращения
количества
пропусков
уроков по
болезни.
Соблюдение
элементарных
правил гигиены
Статистич е Классный
ский учет. руководитель
Отзыв
классного
руководит
е
ля
Ежегодно, в
конце учебного
года
6
7
Сформирован но
сть
ценностного
отношения к
труду
Демонстраци я
уважения к
труду как
способу
самореализа
ции
Уровень
активности
участия в
трудовых
практиках, в том
числе в качестве
волонтера
Отзыв
классного
руководит
е
ля
Сформирован но
сть основ
экологической
культуры
Готовность
учащихся к
экологически
безопасному
поведению в
быту
Опрос.
Освоение
понятий
экологическог о Статистич е
ский учет
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждаю щ
ие социальнокультурный
опыт
учащегося
Классный
руководитель
Ежегодно, в
конце учебного
года
Преподавате л Ежегодно, в
ь экологии
конце учебного
или
года
биологии
совместно с
классным
руководител е
м
Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и регионального этапов
олимпиады (конкурса)
№
п/п
Критерии
Показатели
Источники информации
1
Результативность
участников при переходе с
муниципального на
региональный этап
олимпиады
Количество участников
различных этапов, которые
показали минимум 25% от
максимального балла по
системе оценивания
2
Участие педагогов Лицея
в предметных комиссиях
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Приказы о составе жюри
Количество учителей
муниципального и
участников жюри предметных
регионального этапов
комиссий
олимпиады
3
4
Массовость участия в
региональном этапе
олимпиады
Эффективность
регионального этапа
олимпиады по каждому
предмету
5
Результативность участия
в заключительном этапе
олимпиады
6
Реализация цели
Общее количество
участников регионального
этапа в процентах от общего
числа обучающихся в этих
классах.
Положительное состояние
дел, если Лицей занимает
более высокое положение
относительно среднего
показателя в
муниципалитете, регионе
Количество учащихся 9–11-х
классов в списках участников
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если Лицей имеет
участников заключительного
этапа олимпиады
Общее количество
победителей и призеров
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если Лицей имеет
призеров и победителей
заключительного этапа
олимпиады
Количество победителей и
Муниципальный,
региональный рейтинг по
результатам участия в
олимпиаде
Базы участников
регионального этапа
олимпиады
Базы участников
заключительного этапа
олимпиады
Отчеты жюри
заключительного этапа
олимпиады
Статистические данные по
профильной ориентации
участников олимпиады
призеров регионального
этапа олимпиады для 11-х
классов, сдавших ЕГЭ по
предмету участия в
региональном этапе на
баллы, позволившие им
поступить в профильные
вузы, в процентах от их
общего числа.
Количество победителей и
призеров заключительного
этапа олимпиады для 11-х
классов, поступивших в
профильные вузы, в
процентах от их общего
числа.
Положительная оценка
профильного характера
олимпиады, если выпускники
выбирают профиль
образования в соответствии
с учебным предметом, по
которому выиграли
олимпиаду
вузам
Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии оценки образовательных программ
№
Критерии оценки
Единица измерения*
1. Образовательная деятельность
1.1
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу:
1.2
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
1.3
Чел.
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не имеется.
Количество чел.
1.4
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется/не имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется/не имеется.
Количество чел.
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
2.2
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части,
формируемой участниками образовательных отношений
Имеется/не имеется
2.3
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
2.4
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций
образовательной организации, социального запроса потребителей
Имеется/не имеется
образовательных услуг
2.5
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу
предметных областей и наименованиям учебных предметов
Соответствует/не
соответствует
2.6
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему
часов
Соответствует/не
соответствует
2.7
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствует/не
соответствует
2.8
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие
требованиям ФГОС
Имеется/не имеется
2.9
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений
Имеется/не имеется
2.10 Отношение количества рабочих программ курсов части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, к
количеству обучающихся, осваивающих ООП
Количество ед. на
одного
обучающегося
2.11 Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество ед./не
имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
развивающимися сверстниками
Количество ед./не
имеется
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках
профориентации
Количество ед./не
имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед./не
имеется
2.12 Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется/не имеется
2.13 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по
составу и наименованию направлений внеурочной деятельности
Соответствует/не
соответствует
2.14 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по
объему часов
Соответствует/не
соответствует
2.15 Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Соответствует/не
соответствует
2.16 Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Имеется/не имеется
2.17 Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности
требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
2.18 Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся,
осваивающих ООП
Количество ед. на
одного
обучающегося
2.19 Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не имеется
2.20 Соответствие Программы формирования и развития УУД
требованиям
Соответствует/не
соответствует
ФГОС
2.21 Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и развития %
УУД в общем объеме программы в часах
2.22 Наличие Программы воспитания
Имеется/не имеется
2.23 Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.24 Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в
общемобъеме программы в часах
%
Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Контроль состояния условий
Критерии оценки
Фактический
Единица
показатель на
измерения
старте
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
Чел./%
образование, в общей
численности
педагогических
работников
Кадровые
условия
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование
педагогической
Чел./%
направленности
(профиля), в
общей численности
педагогических
работников
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников, которым
по результатам
аттестации присвоена
квалификационная
Чел./%
категория, в общей
численности
педагогических
работников, в том
числе:
– первая;
– высшая
Численность/удельный
Чел./%
вес численности
Планируемый
показатель
(«дорожная
карта»)
Факт
выполнения
«дорожной
карты»
педагогических
работников в общей
численности
педагогических
работников,
педагогический стаж
работы которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность/удельны
й вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников,
прошедших за
последние три года
повышение
квалификации по
профилю
Чел./%
профессиональной
деятельности и (или)
иной осуществляемой
в образовательной
организации
деятельности, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Численность/удельны
й вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников,
имеющих
профессиональную
переподготовку по
профилю/направлени
ю профессиональной Чел./%
деятельности или
иной осуществляемой
в образовательной
организации
деятельности, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Численность/удельны
й вес численности
педагогических
работников,
своевременно
прошедших
повышение
квалификации по
осуществлению
Чел./%
образовательной
деятельности в
условиях ФГОС
общего образования,
в общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Численность/удельны
й вес численности
педагогических
работников,
охваченных
непрерывным
профессиональным
образованием:
Чел./%
– тренинги,
обучающие
семинары,
стажировки;
– вне программ
повышения
квалификации
Численность/удельны
й вес численности
педагогических
работников,
реализовавших
методические
проекты под
Чел./%
руководством ученых
или научнопедагогических
работников
партнерских
организаций
Численность/удель
ный вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
Чел./%
призерами
конкурса «Учитель
года»
Численность/удель
ный вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
призерами
региональных
конкурсов
профессиональног
о мастерства
Чел./%
Численность/удельны
й вес численности
педагогических
работников,
имеющих
Чел./%
публикации в
профессиональных
изданиях на
региональном или
федеральном уровнях
Численность/удельны
й вес численности
педагогических
Чел./%
работников, ведущих
личную страничку на
сайте школы
Психологопедагогическ
и
е условия
Количество
педагоговпсихологов в
штатном
расписании
Чел.
Количество
педагоговпсихологов по
совместительству
Чел.
Количество
социальных
педагогов
Чел.
Доля педагогических
работников с
вмененным
функционалом
тьютора в общем
количестве
педагогических
работников
Чел./%
Доля мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом в
Программе
воспитания
Ед./%
Доля мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом в
Программе
формирования и
развития УУД
Ед./%
Доля курсов
внеурочной
деятельности,
разработанных при
участии (соавторстве)
педагога-психолога в Ед./%
общем объеме курсов
внеурочной
деятельности в плане
внеурочной
деятельности
Количество
дополнительных
образовательных
программ на базе
Ед.
школы,
разработанных при
участии (соавторстве)
педагога-психолога
Материально
технические
условия
Наличие
оборудованного
помещения,
приспособленного
для индивидуальных
консультаций с
обучающимися,
родителями
Имеется/не
имеется
Наличие
оборудованных
образовательных
пространств для
психологической
разгрузки;
рекреационных зон
Имеется/не
имеется
Количество
компьютеров в
расчете на одного
учащегося
Ед.
Оснащенность
учебных кабинетов
(в соответствии с
ФГОС/федеральны
ми или
региональными
требованиями)
Ед./%
Наличие читального
зала библиотеки, в
том числе:
– с обеспечением
возможности работы
на стационарных
компьютерах или
использования
переносных
компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного
средствами
сканирования и
распознавания
текстов;
– с выходом в
интернет с
компьютеров,
расположенных в
помещении
библиотеки;
– с возможностью
размножения
печатных бумажных
материалов
Да / нет
Численность/удельны
й вес численности
учащихся, которым
обеспечена
возможность
пользоваться
Чел./%
широкополосным
интернетом (не менее
2 Мб/с), в общей
численности
учащихся
Учебно-
Общая площадь
помещений, в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в
расчете на одного
учащегося
Кв. м
Количество
Ед./%
методическое
и
информацион
ное
обеспечение
экземпляров
учебной и учебнометодической
литературы в
общем количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося
Количество
экземпляров
справочной
литературы в
общем количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося
Ед.
Количество
экземпляров научнопопулярной
литературы в общем
количестве единиц
хранения
библиотечного
фонда, состоящих на
учете, в расчете на
одного учащегося
Ед.
Соответствие
используемых
учебников и учебных
пособий
федеральному
перечню
Соответствуе
т/не
соответствует
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
информационных
образовательных
ресурсов интернета
Да/Нет
Количество единиц
электронных
образовательных
ресурсов,
используемых при
реализации рабочих
программ по
Ед.
предметам учебного
плана
Количество единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых при
реализации плана
внеурочной
деятельности
Количество единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых для
обеспечения
проектной
деятельности
обучающихся
Соответствие
содержания сайта
требованиям статьи
29 Федерального
закона № 273-ФЗ «Об
образовании в
Российской
Федерации»
Ед.
Ед.
Соответствуе
т/
не
соответствует
Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Анализ занятия дополнительного образования
Ф. И. О. педагога дополнительного
образования
Образовательное объединение
Возраст учащихся
Дата занятия
Наименование программы
Тема занятия
Оборудование
Цель посещения и контроля
Схема анализа занятия
Этапы подготовки и
реализации занятия
Действия педагога дополнительного
образования
Подготовка оборудования и
организация рабочих мест
обучающихся
Педагог подготовил необходимое
оборудование или раздаточные материалы
для каждого ученика до занятия
Педагог потратил время на занятии, чтобы
подготовить необходимое оборудование,
раздаточный материал или ничего не
подготовил
Мотивация обучающихся
Педагог задал направление работы
обучающихся, настроил их на активную
деятельность. Рассказал, каких полезных для
жизни результатов достигнут на занятии
Не мотивировал учеников
Сообщение темы занятия
Педагог сообщил тему занятия
Учащиеся сформулировали тему занятия
самостоятельно
Сообщение целей занятия
Педагог сформулировал на понятном для
учащихся языке три группы целей:
образовательные, развивающие
и воспитательные. Педагог в целях учел
индивидуальные образовательные
возможности учащихся
Педагог сформулировал одну группу целей
(например, только образовательные).
Параметры
Балл
оценки
Индивидуальные возможности не учел
Актуализация имеющихся
у обучающихся знаний
Педагог провел актуализацию имеющихся у
школьников знаний, умений, способов
действий
Педагог пропустил этап актуализации
Подведение
промежуточных целей
и результатов
Педагог сформулировал цели и подвел итоги
для промежуточных этапов
Контроль активности
учеников
Педагог проконтролировал и поощрил
активность учеников. Ученики активны
Педагог не сформулировал цели и
результаты промежуточных этапов, не
подвел итоги
Педагог проконтролировал активность
учеников один или два раза. Ученики
малоактивны
ИЛИ
Активность не проконтролировал. Ученики
пассивны
Организация
самостоятельной работы
Педагог полностью использовал
возможность
самостоятельной работы: вовремя
организовал, смотивировал учеников,
рассказал критерии оценки или самооценки
самостоятельной работы, прокомментировал
оценку
Педагог частично использовал возможности
самостоятельной работы: ее на занятии было
недостаточно, не прокомментировал
критерии до того, как оценил результаты.
ИЛИ
Самостоятельную работу не организовал
Анализ ошибок учеников,
организация самоанализа
Педагог корректно объяснил, как исправить
недочеты. Мотивировал учеников провести
самоанализ
Педагог некорректно прокомментировал
недочеты, раскритиковал не выполнение
задания, а личностные качества ученика, не
предложил найти и объяснить ошибки
Оценка работы
обучающихся на занятии
Педагог оценил работу учеников
объективно, аргументировал по критериям.
Критерии ученики знали заранее
Оценил объективно, но не аргументировал.
Критерии оценки ученикам неизвестны
Актуализация внимания
обучающихся
Педагог проконтролировал уровень
внимания учеников на разных этапах
занятия, поддержал внимание
Не проконтролировал уровень внимания
ИЛИ
Использовал приемы, которые не повышали
внимание учеников
Отработка умений
и способов действий
Педагог выбрал задания, которые
способствовали усвоению/повторению
главного в теме
Педагог выбрал задания, которые частично
или совсем не способствовали
усвоению/повторению главного в теме
Индивидуализация
обучения
Практические задания соответствовали
индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог использовал
разноуровневые задания
Практические задания не соответствовали
индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог не
использовал разноуровневые задания
Разъяснение заданий
Педагог разъяснил обучающимся, как
выполнить и оформить практические
задания
Педагог не разъяснил обучающимся, как
выполнить и оформить практические
задания
Оценка времени, которое
обучающиеся тратят
на задание
Педагог выбрал задания для обучающихся,
в которых учел примерные затраты времени
на его выполнение. Затраты времени
соответствовали возможностям
обучающихся
Педагог выбрал задания для обучающихся,
в которых не учел примерные затраты
времени на его выполнение. Затраты
времени не соответствовали возможностям
обучающихся
Последовательность
этапов занятия
Педагог логично изложил материал. Этапы
занятия последовательны
Педагог допустил логические ошибки
в изложении материала. Этапы занятия
непоследовательны
Контроль времени
на занятии
Педагог рационально использовал время
занятия, не отвлекался на посторонние
разговоры с обучающимися, контролировал
каждый этап и время занятия
Педагог нерационально использовал время
занятия
Подведение итогов занятия
Педагог мотивировал учеников подвести
итоги занятия. Учащиеся подвели итоги
занятия в соответствии с целями и задачами
занятия, рассказали, каких образовательных
результатов достигли
Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи,
планируемые результаты обучения с итогом
работы не сопоставил
ИЛИ
Педагог и ученики не подвели итоги
Рефлексия
Педагог использовал на занятии приемы
рефлексии
Педагог не провел рефлексию
Воспитание интереса к
занятиям кружка/секции
Педагог воспитывал интерес учащихся
к занятиям: предлагал нестандартные
задания, мотивировал, работал
индивидуально с учениками и др.
Интерес учащихся к занятиям не
формировал
Формирование
универсальных учебных
действий (УУД)
Педагог формировал или развивал УУД:
регулятивные, познавательные,
коммуникативные, личностные
Педагог не формировал УУД
Взаимоотношения педагога
и учащихся
Педагог создал на занятии благоприятную
обстановку, школьникам эмоционально
комфортно, отношения уважительные,
открытые
Эмоциональный климат неблагоприятный
(педагог авторитарен, излишне критикует
учеников или не поддерживает дисциплину,
попустительствует учащимся и т. д.)
Целесообразность
использования технических
средств обучения (ТСО)
Педагог использовал ТСО, которые
повышают качество образовательных
результатов
Педагог неоправданно использовал ТСО
(больше развлекали, чем обучали или были
сложными для обучающихся)
Соблюдение санитарногигиенических требований
на занятии
Педагог соблюдал требования к освещению,
температурному и воздушному режиму, к
технике безопасности, провел инструктаж по
технике безопасности и пр.
Педагог соблюдал требования, инструктаж
не проводил
Организация
физкультминутки на
занятиях
Педагог провел физкультминутку,
содержание и форма физкультминутки
связаны с тематикой занятия, оптимально
выбрал время проведения физкультминутки
Педагог не провел физкультминутку
Наличие признаков
Педагог спланировал занятие и выбрал
переутомления у
обучающихся
задания, которые не повысили утомляемость
учеников
Педагог выбрал слишком сложные задания,
не провел физкультминутку и не
предотвратил повышенную утомляемость
Учет ранее высказанных
замечаний и рекомендаций
педагогом (при наличии)
Педагог устранил недочеты, которые были
на предыдущих занятиях
Педагог не обратил внимания на замечания и
пожелания эксперта, который оценивал
предыдущее занятие. Ошибки повторил
Количество баллов:
Вывод:
(если педагог набрал 30 и
менее баллов, то не
подготовил занятие)
Уровень подготовки педагога и качество проведения занятия
высокое
Занятие посетил
заместитель
руководителя
С результатами контроля (подпись)
ознакомлен(а)
(Ф. И. О.)
(подпись)
(Ф. И. О.)