Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43
тел. (факс): 8(343) 218-48-58,
email: licey180@eduekb.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Основной образовательной программе
начального общего образования
Учебный план
начального общего образования
по ФГОС и ФОП
при пятидневной учебной неделе
2025-2026 уч.г.
Екатеринбург
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования и федеральных образовательных программ начального
общего образования (ФГОС НОО и ФОП НОО соответственно), определяет общие
рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
В 2025 - 2026 учебном году по данному учебному плану обучаются 1-4 классы.
Учебный план начального общего образования МАОУ лицей № 180 разработан на
основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №
115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г.
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения от 31 мая 2021 года № 286.
7. Приказа Министерства просвещения РФ № 31 от 22.01.2024 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования».
8. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №
372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
9.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования».
10.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 №
704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования».
Учебный
план
основной образовательной программы начального
общего
образования МАОУ лицей № 180 фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и
структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию
обучения.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от от 09.10.2024 № 704.
Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов
составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
Обучение первоклассников проводится с соблюдением следующих условий:
ступенчатый режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут,
четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводится в нетрадиционной форме:
целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание
нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование двигательной
активности обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в
соответствии с рабочими программами для 1-х классов – не более четырех уроков в
день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования выделено:
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 2999 часов с
учетом 16 часов в 1-х классах в сентябре-октябре.
педагогов
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
В лицее языком образования является русский язык.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
«Изобразительное
искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в
объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены
модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов
России» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х
классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется:
1. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ лицей №
180, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
«Читаем, считаем, наблюдаем», 1–4-й классы (0,5 час);
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Шахматы» 1 кл. – 2 ч. в неделю, 2-4 кл. - 1 час в неделю;
«Мир профессий» , 1–4-й классы (0,5 час);
«Первые шаги в науку», 1–4-й классы (0,5 час);
«Основы смыслового чтения и работа с текстом» 1–4-й классы (0,5 час);
Основы логики и алгоритмики - 4-е классы (0,5 час)
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ лицей № 180
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при
освоении ими программы начального общего образования определены в плане
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ лицей №180.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3
классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по
всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в
электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня – 14.00 (для
обучающихся во вторую смену – 18.00) Для выполнения задания, требующего
длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное количество
времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372, и «Положением о Формах, периодичности и порядком текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников)».
В 1-м классе промежуточная аттестация проводится без балльного оценивания.
Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
По
итогам
промежуточной
аттестации
обучающемуся
выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский
язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с
учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
Классы
модули
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Литературное
чтение
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Иностранный язык
(английский)
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
Окружающий мир
Основы
4-й
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Музыка
(Труд) технология
Физическая
культура
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2025-2026 уч.г.
предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура
учебные
предметы
1 классы
АБВГДЕ
количество
часов в
неделю
за уч.год
(33 учебные
недели)
2 классы
АБВГДЕ
количество
часов в
неделю
3 классы
АБВГДЕ
за уч.год
(34 учебные
недели)
4 классы
АБВГДЕИКЛ
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34 учебные
недели)
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34 учебные
недели)
5
170
5
170
4
136
4
136
4
136
2
68
2
68
2
68
Русский язык
Литературное
чтение
Английский язык
5
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5
165
170
4
132
Математика
4
132
4
136
4
136
4
136
Окружающий мир
2
66
2
68
2
68
2
68
1
34
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая
культура
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
1
33
1
34
1
34
1
34
3
99
2
68
2
68
2
68
23
782
23
782
23
782
Итого
21
22
22
693
748
748
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ
1
1
34
34
21
693
23
782
23
782
Количество часов по учебному плану
Аудиторная нагрузка при 5-дневной
21
693
23
782
23
782
неделе
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предметные
области
учебные
предметы
Направления
развития
личности
Внеурочный курс
1 классы
АБВГДЕ
количество
часов в
неделю
2 классы
АБВГДЕ
за уч.год
(33 учебные
недели)
количество
часов в
неделю
3 классы
АБВГДЕ
за уч.год
(34 учебные
недели)
4 классы
АБВГДЕИКЛ
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34 учебные
недели)
количество
часов в
неделю
за уч.год
(34 учебные
недели)
Обязательная часть
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профессиональных интересов
и потребностей
обучающихся
Разговоры о
важном
1
33
1
34
1
34
1
34
Читаем, считаем,
наблюдаем
0,5
16
0,5
17
0,5
17
0,5
17
Шахматы
(креативное
мышление)
2
66
1
34
1
34
1
34
Мир профессий
0,5
16
0,5
17
0,5
17
0,5
17
4
132
3
132
3
132
3
132
ИТОГО
Вариативная часть
Проектноисследовательская
деятельность
Дополнительное
изучение отдельных
предметов
Первые шаги в
науку
0,5
16
0,5
17
0,5
17
0,5
17
Основы
смыслового
чтения и работа с
текстом
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
2
68
Введение в
информатику
ОСНОВЫ ЛОГИКИ
И АЛГОРИТМИКИ
ИТОГО
1
33
1
34
1,5
51