Учебный план НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(343) 218-48-58, email: licey180@eduekb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ТНР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1)
на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
(далее – учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную
нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей № 180 ООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 1)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования,
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО
обучающихся с ОВЗ, выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам
и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) в целом
соответствует обязательным требованиям ФГОС НОО и ОП НОО, в том числе требованиям
о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов.
Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный план как
на весь период обучения, так на один год или иной срок. Данный индивидуальный план
предусматривает решение одной или нескольких задач, указанных ниже:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально
ориентированные трудности;
- введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин,
отвечающих особым образовательным потребностям;
- проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной
работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в
соответствии с «Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы» за счет
часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания
для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных
для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».

В лицее языком образования является русский язык.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных
предметов:
 «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации,
в том числе сети Интернет);
 «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
 «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает
изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint,
виртуальные путешествия);
 «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1
часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы
православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы
светской этики». При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во
2–4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой
наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется: 1. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ
лицей № 180, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
 «Читаем, считаем, наблюдаем», 1–4-й классы (0,5 час);
 «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
 «Шахматы» 1 кл. – 2 ч. в неделю, 2-4 кл. - 1 час в неделю;
 «Мир профессий» , 1–4-й классы (0,5 час);
 «Первые шаги в науку», 1–4-й классы (0,5 час);
 «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 1–4-й классы (0,5 час);
 Основы логики и алгоритмики - 4-е классы (0,5 час).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
начального общего образования определяет МАОУ лицей № 180. Формы организации и
объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ лицей №180.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5
часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). В федеральном учебном
плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного
обучающегося. В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный
коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на
который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося, который является
неотъемлемой частью внеурочной деятельности (часы считаются на основе суммирования

времени посещения обучающимся как индивидуальных, так и групповых логопедических
занятий).
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного
года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели,
для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне
НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–
октябре уроки длятся по 35 минут, в ноябре–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
 для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков;
 2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане
начального общего образования МАОУ лицея № 180 выделено:
 в 1-х классах – 21 час в неделю;
 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов,
2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и
контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с Гигиеническими нормативами. Домашнее задание на следующий урок
задается на текущем уроке, дублируется в электронном журнале не позднее времени
окончания учебного дня – 14.00 (для обучающихся во вторую смену – 18.00). Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада,
реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), предоставляется
достаточное количество времени. Использование электронных средств обучения в ходе
реализации образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями и Гигиеническими нормативами

Учебный план
начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
на 2025-2026 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы/
Классы

Количество часов
I
в
неделю

II
за
в
учебный неделю
год
(33 уч.
нед.)

III
за
учебный
год
(34 уч.
нед.)

IV

в
за
неделю учебный
год
(34 уч.
нед.)

в
неделю

за
учебный
год
(34 уч.
нед.)

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

5

165

5

170

5

Литература

4

132

4

136

4

2

68

170

5

170

136

4

136

2

68

2

68

Иностранные
языки

Иностранный
язык

Математика и
информатика

Математика

4

132

4

136

4

136

4

136

Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)

Окружающий
мир

2

66

2

68

2

68

2

68

Основы
религиозных
культур и
светской жизни

Основы
религиозных
культур и
светской
жизни

Искусство

Музыка

1

33

1

Изобразительное
искусство

1

33

1

34

1

Технология

Труд
(технология)

1

33

1

34

Физическая
культура

Физическая
культура

3

99

2

21

693

22

Итого:

1

34

1

34

34

1

34

1

34

1

34

68

2

68

2

68

748

22

748

23

782

33

1

34

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы логики и алгоритмики
Максимально допустимая
недельная нагрузка

1
21

34

23

1

34

23

23

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
Коррекционный курс
«Индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия»

2

66

2

68

2

68

2

68

1

33

1

34

1

34

1

34

Обязательная часть
«Разговоры о важном»

Читаем, считаем, наблюдаем

0,5

16,5

0,5

17

0,5

17

0,5

17

2

66

1

34

1

34

1

34

0,5

16,5

0,5

17

0,5

17

0,5

17

Первые шаги в науку

0,5

16,5

0,5

17

0,5

17

0,5

17

Основы смыслового чтения и
работа с текстом

0,5

16,5

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

0,5

17

7

238

Шахматы (креативное мышление)
Мир профессий
Вариативная часть

Введение в информатику
Основы логики и алгоритмики
Всего:

7

231

6

204

6,5

221


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».