Учебный план НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 4

тел. (факс): 8(343) 218-48-58, email: licey180@eduekb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ЗПР

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (вариант 7.1)
на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) (далее
– учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание
учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках
недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей № 180 ООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО обучающихся с ОВЗ,
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Учебный план в АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и
учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение" и "Родной язык и литературное чтение" может корректироваться в
рамках предметной области "Русский язык и литературное чтение" с учётом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут

начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл
овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается
с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
"Иностранный язык" класс делится на две группы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на
данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Часы коррекционно-развивающей области представлены
групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по
ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до
40 минут.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается
логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление
нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся, получающих образование в
соответствии с АОП ООО для обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой
компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения,

обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или
ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с
ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации
к самоконтролю собственной речи.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР.
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психологопедагогического сопровождения обучающихся, получающих образование в соответствии с
АОП ООО.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР, его коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как
один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР,
которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы
образования). Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального
учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной
работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарноэпидемиологических требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с
ЗПР.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для
1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–октябре
уроки длятся по 35 минут, в ноябре–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:

для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять
уроков;

2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ лицея № 180
выделено:

в 1-х классах – 21 час в неделю;

2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.

Учебный план
начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов
в неделю

за учебный
год (34 уч.
недели)

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

170

Литературное чтение

4

136

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

2

68

Математика и информатика

Математика

4

136

Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

68

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных культур и
светской этики

1

34

Искусство

Музыка

1

34

Изобразительное искусство

1

34

Технология

Труд (технология)

1

34

Физическая культура

Физическая культура

2

68

Итого:

23

782

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

23

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»

2

68

Коррекционный курс «Логопедические занятия»

2

68

Ритмика

1

34

1

34

0,5

17

1

34

0,5

17

Первые шаги в науку

0,5

17

Основы смыслового чтения и работа с текстом

0,5

17

Введение в информатику

0,5

17

Основы логики и алгоритмики

0,5

17

Всего:

10

340

Обязательная часть
Разговоры о важном
Читаем, считаем, наблюдаем
Шахматы (креативное мышление)
Мир профессий
Вариативная часть


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».