Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(343) 218-48-58, email: licey180@eduekb.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования для обучающихся с ЗПР
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (вариант 7.2)
на 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее –
учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного
количества часов в каждом классе.
Учебный план МАОУ лицей № 180 ООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО обучающихся с ОВЗ,
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки
принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное
чтение" и "Родной язык и литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной
области "Русский язык и литературное чтение" с учётом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного
человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в
неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две группы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и
втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение,
содержание осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА.
Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционноразвивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим
сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого
развития у обучающихся, получающих образование в соответствии с АОП ООО для обучающихся с
ЗПР.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой
компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения,
обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление или
ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР,
развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АОП ООО для обучающихся с ЗПР. Курс
реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и
групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, получающих образование в соответствии с АОП ООО.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР, его коммуникативных и социальных компетенций,
гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» – развитие и
коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как
один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в
силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Обязательные
предметные области и учебные предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в
ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х
классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения
на уровне НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–октябре уроки длятся по 35
минут, в ноябре–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ лицея № 180 выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план
начального общего образования для обучающегося с ЗПР (вариант 7.2)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
в неделю
за учебный
год (34 уч.
недели)
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
4
136
Литературное чтение
4
136
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
1
34
Математика и информатика
Математика
4
136
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
Искусство
Музыка
1
34
Изобразительное искусство
1
34
Технология
Технология
1
34
Физическая культура
Физическая культура
2
68
Физическая культура
(Адаптивная физическая культура)
1
Итого:
2
68
34
21
714
Основы логики и алгоритмики
1
34
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
23
Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область):
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)»
2
68
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
2
68
Ритмика
1
34
1
34
Читаем, считаем, наблюдаем
0,5
17
Мир профессий
0,5
17
7
238
Направления внеурочной деятельности:
Разговоры о важном
Всего: