1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет правила регламентации и оформления отношений
образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении,
детьми-инвалидами (далее обучающиеся) и (или) их родителями (законными
представителями) в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому.
Обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, признаются обучающиеся,
осваивающие основные общеобразовательные программы, которым по заключению
медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация
продолжительностью более 21 календарного дня в медицинских организациях или на дому.
2.2. Задачи настоящего Положения:
1) обеспечение и защита конституционного права на получение образования
обучающимися по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
2) создание специальных условий для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенкаинвалида.
3.3. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации
Свердловской области и муниципальной образовательной организации с обучающимися,
нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами и (или) их родителями
(законными представителями) в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» от 11 июня
2025 года № 318-ПП;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении
перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому»;
- Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, с
инвалидностью (письмо Минпросвещения от от 24.11.2021 № ДГ-2121/07);
- Устав, локальные акты МАОУ лицей №180.
1.4.
Участниками
отношений
при
организации
обучения
по
основным
общеобразовательным программам на дому являются:
1) обучающиеся;
2) родители (законные представители) обучающихся;
4) педагогические работники.
1.5. На обучающихся и педагогических работников, обеспечивающих обучение детей на
дому, распространяются права и обязанности, социальные гарантии в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.6. Основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной
форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное
медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний,
наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам
на дому, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
1.7. Родители (законные представители) представляют в образовательную организацию
следующие документы:
1) заявление на имя руководителя образовательной организации с просьбой об
организации обучения на дому (с указанием фактического адреса) (Приложение 1);
2) заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией
обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода
такого обучения;
3) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
4) индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида (при наличии).
1.8. При организации получения образования обучающимися на дому допускается
сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с
использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционных
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов, с учетом
рекомендаций медицинской организации, психолого-медико-педагогической комиссии, а
также индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
1.9. При организации получения образования обучающимися на дому педагогические
работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и
состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами, в части реализации адаптированных образовательных программ,
использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи.
1.10. При получении обучающимися образования по основным общеобразовательным
программам на дому образовательная организация:
1) издает распорядительный акт об организации обучения на дому в течение 3 (трех)
календарных дней со дня представления родителями (законными представителями)
обучающегося документов, указанных в пункте 7 настоящего порядка;
2) разрабатывает и утверждает индивидуальный учебный план и (или) специальную
индивидуальную программу развития в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, федеральными основными общеобразовательными
программами, федеральными адаптированными основными общеобразовательными
программами с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающегося, а также рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и
согласовывает его (ее) с родителями (законными представителями) обучающегося;
3) утверждает расписание занятий и согласовывает его с родителями (законными
представителями) обучающегося;
4) предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и учебные
пособия, иную учебную литературу, дидактические, игровые пособия, имеющиеся в
библиотеке образовательной организации;
5) обеспечивает специалистами из числа педагогических работников образовательной
организации;
6) оказывает обучающемуся психолого-педагогическую помощь, необходимую для
освоения основных общеобразовательных программ;
7) осуществляет психолого-педагогическое консультирование родителей (законных
представителей) обучающегося;
8) привлекает при необходимости специалистов организаций, осуществляющих
реабилитационную деятельность, и их структурных подразделений;
9) осуществляет контроль за деятельностью педагогических работников, обучающих
на дому;
10) осуществляет промежуточную, итоговую и государственную итоговую
аттестацию обучающихся, получающих образование по основным общеобразовательным
программам на дому;
11) выдает обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую
аттестацию, документ об образовании.
1.11. Обучающимся по основным общеобразовательным программам, не прошедшим
итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, а также обучающимся, освоившим часть образовательной программы и (или)
отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о
периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной
организацией.
1.12. По окончании срока действия заключения медицинской организации родители
(законные представители) обучающегося информируют образовательную организацию о
дальнейшей форме получения образования.
2. Организация обучения по основным общеобразовательным программам на дому
2.1. Обучение на дому обучающихся по основным общеобразовательным программам
осуществляется образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся.
2.2. Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану (Приложение
3) и (или) специальной программе развития в пределах осваиваемых основных
общеобразовательных программ в порядке, установленном локальным нормативным актом
образовательной организации.
2.3. Продолжительность учебных занятий по индивидуальному учебному плану может
быть изменена с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося, рекомендаций медицинской
организации, психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии). Расписание
учебных занятий согласовывается с родителями (законными представителями)
обучающегося и утверждается образовательной организацией (Приложение 4).
2.4. При организации обучения на дому при отсутствии медицинских противопоказаний
допускается:
1) обучение в помещениях образовательной организации;
2) обучение по отдельным учебным предметам в классе, в который зачислен
обучающийся;
3) обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;
4) участие обучающихся в мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
2.5. Осуществление образовательной деятельности при организации обучения на дому
регламентируется образовательной программой, представленной в виде индивидуального
учебного плана, календарного учебного графика, расписания учебных занятий, которые
рассматриваются и принимаются на педагогическом совете образовательной организации,
согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося,
утверждаются распорядительным актом образовательной организации и доводятся до
сведения родителей (законных представителей) под поспись.
2.6. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются в рекомендациях психологомедико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья обучаются на дому по адаптированной
основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) обучающихся и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
2.7. Педагогическими работниками, осуществляющими обучение на дому, заполняется
журнал учета проведенных занятий с обучающимися, в котором записывается дата занятия,
содержание изучаемого материала, количество часов на его изучение, выставляемые
текущие и итоговые отметки для обучающихся по основным образовательным
программам.
2.8. При получении обучающимся образования по основным общеобразовательным
программам на дому родители (законные представители) обучающегося:
1) обеспечивают допуск педагогических работников образовательной организации к
обучающемуся на занятие;
2) создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают
рабочее место;
3) обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) во время
проведения учебных занятий на дому;
4) контролируют выполнение обучающимся домашних заданий;
5) своевременно в течение дня информируют педагогического работника или
классного руководителя о необходимости отмены занятий на дому по случаю болезни
обучающегося и возможности их возобновления.
2.9. Освоение обучающимся основной образовательной программы соответствующего
уровня на дому, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса
дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной
аттестацией обучающегося, проводимой в формах и порядке, определенных локальным
актом образовательной организации.
2.10. Результаты промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего основную
общеобразовательную программу соответствующего уровня на дому, отражаются в
журнале учета успеваемости обучающихся на бумажном и (или) электронном носителях. В
журнал учета успеваемости обучающихся заносится запись о периоде обучения на дому,
указывается дата и номер приказа образовательной организации.
2.11. Контроль за организацией обучения на дому, освоением обучающимися
общеобразовательных программ и качеством получения образования обучающимися
осуществляется администрацией образовательной организации.
Приложение 1.
Директору МАОУ лицей № 180
______________________________________
От ___________________________________
ФИО заявителя
______________________________________
проживающей(го) по адресу _____________
______________________________________
контакты:
телефон _______________________________
e-mail: ________________________________
заявление
Прошу Вас организовать моему ребенку _____________________________________
_____________________________________________________________________________,
(ФИО ребенка)
____________________________ года рождения, обучающейся(муся) ___________ класса,
обучение на дому по основной общеобразовательной программе _____________________
_____________________________________________________________________________в
период с _____________ по __________________ на основании медицинского заключения
_____________________________________________________________________________
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным
учебным планом, индивидуальным расписанием занятий ознакомлен(а).
Обязуюсь создать условия для проведения учебных занятий, в том числе
организовать рабочее место, обеспечить присутствие взрослого члена семьи во время
проведения занятий в соответствии с расписанием.
«____»____________20___ г.
_________________________
подпись/расшифровка
Приложение 2.
ДОГОВОР
ОБ ОКАЗАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ,
НУЖДАЮЩЕМУСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, РЕБЕНКУ-ИНВАЛИДУ В ЧАСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НА ДОМУ
г. Екатеринбург
«___» ______________ 20___ г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №180
«Полифорум» (далее - Образовательная организация) на основании лицензии
регистрационный номер №Л035-01277-66/00196491 от 11.02.2011 года, выданной
Министерством образования и молодежной политики Свердловской области на срок
бессрочно, свидетельства о государственной аккредитации регистрационный номер №8318
от 13.05.2015 года, серия 66А01 №0001635, выданного Министерством образования и
молодежной политики Свердловской области на срок до «13» мая 2027 года, в лице
директора ___________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) обучающегося)
(далее – Представитель), действующий как законный представитель
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося, дата рождения)
(далее - Обучающийся), с другой стороны
договор о нижеследующем.
(далее -
Стороны) заключили
настоящий
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Настоящим договором Стороны определяют взаимные права и обязанности при
предоставлении Обучающемуся, нуждающемуся в длительном лечении, (ребенкуинвалиду) образовательных услуг в части организации обучения по основным
образовательным программам на дому (в медицинской организации).
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Образовательная организация обязана:
2.1.1. Предоставить Обучающемуся образовательные услуги по основным
образовательным
программам
на
дому
(в
медицинской
организации),
соответствующие обучению в ____ классе в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов _____________________________________________________
(наименование основной общеобразовательной программы)
(далее - образовательные услуги).
Образовательные услуги оказываются по адресу: _________________________________
(адрес места проживания обучающегося или адрес медицинской организации)
Образовательные услуги оказываются в соответствии с индивидуальным учебным
планом (прилагается), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми Образовательной организацией.
2.1.2. Предоставить Обучающемуся на время обучения бесплатно учебники, учебную,
справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Образовательной
организации.
2.1.3. Обеспечить специалистами из числа педагогических работников.
2.1.4. Оказывать методическую и консультационную помощь, необходимую для
освоения основных общеобразовательных программ.
2.1.5. Предоставить Обучающемуся возможность принимать участие во внеклассных
мероприятиях, проводимых Образовательной организацией.
2.1.6.
Информировать
Представителя
о
результатах
текущего контроля
за успеваемостью Обучающегося и итогах промежуточной аттестации.
2.1.7. Осуществить промежуточную (итоговую, государственную итоговую)
аттестацию Обучающегося с учетом особенностей проведения государственной итоговой
аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренную
действующим законодательством.
2.1.8. Выдать Обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую
аттестацию, документ об образовании.
2.1.9. Выдать Обучающемуся соответствующий документ об освоении обязательных
компонентов программ общего образования (за класс, за освоенные учебные предметы) в
случае перевода Обучающегося из Образовательной организации до завершения им
обучения в полном объеме, предусмотренном настоящим договором.
2.2. Представитель обязан:
2.2.1. Осуществлять взаимодействие с Образовательной организацией по
обучению Обучающегося, осуществлять контроль за систематической подготовкой
Обучающимся домашних заданий, обеспечивать своевременную ликвидацию
Обучающимся академической задолженности, являться в Образовательную организацию
по приглашению педагогических работников или администрации Образовательной
организации.
2.2.2. Выполнять положения Устава Образовательной организации, Правил
внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Образовательной
организации, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
2.2.3. Обеспечить выполнение Обучающимся заданий педагогических работников и
предоставление их педагогическим работникам.
2.2.4. Обеспечить условия для организации образовательного процесса
Обучающегося, включая организацию рабочего места Обучающегося и педагогического
работника и наличие необходимых канцелярских принадлежностей в количестве,
соответствующем
возрастно-психологическим
особенностям
и
потребностям
Обучающегося.
2.3. Представитель имеет право:
2.3.1. На получение в доступной форме информации о результатах
освоения Обучающимся образовательной программы.
2.3.2. На получение в Образовательной организации консультаций по вопросам
обучения и воспитания Обучающегося.
3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
3.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и
действует по "___" ___________ 2025 г.
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
4.1. Изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме в виде
дополнительных соглашений к настоящему договору, которые подписываются
уполномоченными представителями Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего
договора.
4.2. Настоящий договор может быть расторгнут в следующих случаях:
1) изменение формы обучения;
2) истечение срока действия заключения врачебной комиссии медицинской
организации о необходимости получения общего образования Обучающимся на дому;
3) ликвидация Образовательной организации;
4) отчисление Обучающегося из Образовательной организации по инициативе
Представителя;
5) подтвержденное соответствующими результатами аттестации освоение
Обучающимся общеобразовательной программы, являющейся предметом договора.
4.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для
каждой из Сторон. Один экземпляр хранится в Образовательной организации, другой - у
Представителя. Оба экземпляра настоящего договора имеют равную юридическую силу.
5. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
лицей № 180 «Полифорум»
ИНН 6664034142/ КПП 667901001 620073
Свердловская область, г. Екатеринбург,
улица Крестинского, дом 43
Тел: (343) 218-48-58
ИНН: 6664034142
КПП: 667901001
ОГРН 1026605760565
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
______________________________________
______________________________________
(Ф.И.О.)
________________________________________
______________________________________
______________________________________
(паспортные данные)
______________________________________
______________________________________
(адрес места жительства, контактный телефон)
Директор: _____________
___________________________________________
(подпись)
Приложение 3.
Индивидуальный учебный план
обучающегося ___ класса ___________________
с _____________ по _____________
№
Наименование
предметной области
Наименование учебного
предмета
Количество часов
в неделю
всего
1.
2.
3.
4.
Всего:
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ на 20___- 20___ учебный год ознакомлены:
________________________________________ _____________________ ________________
ФИО учащегося
подпись
дата
________________________________________ _____________________ ________________
ФИО законного представителя
подпись
дата
Приложение 4.
Расписание
индивидуальных занятий на дому
обучающегося ___ класса ______________________
с _____________ по _____________
№
Предмет
Нагрузка
(часов в
неделю)
Ф.И.О.
День недели и время
проведения
С РАСПИСАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ на 20___- 20___ учебный год ознакомлены:
________________________________________ _____________________ ________________
ФИО учащегося
подпись
дата
________________________________________ _____________________ ________________
ФИО законного представителя
подпись
дата