ШАХМАТЫ-2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»
620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 180
"ПОЛИФОРУМ"

Подписано цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №
180 "ПОЛИФОРУМ"
Дата: 2023.09.01 08:05:03
+05'00'

тел. (факс): 8(343) 218-48-58,

Утверждено
приказом № 421

email: sch180@mail.ru

от 10.07.2023г.

директор МАОУ лицей №180
_________________А.В. Крылов
вступает в силу с 01.09.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ»
для детей 7-11 лет
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 4 года
Разработчик: Фокин Сергей Николаевич,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана
для системы дополнительного образования лицея и ориентирована на
обучающихся 7-11 лет.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию
их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы
в
начальной
школе
положительно
влияют
на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга
общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации
позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование
занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и
шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
2

3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей,
шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой
фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания
и позиции для игровой практики.
На изучение программы «Шахматы» отводится 560 часов: первый, второй
годы обучения – по 105 часов в год (3 часа в неделю), третий год обучения –
140 часов (по 4 часа в неделю), четвертый год обучения – 210 часов в год (6
часов в неделю).
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля
Входной

Текущий

Промежуточный

Время
Цель проведения
проведения
В начале учебного Определить уровень
года
подготовленности
обучающихся в области
шахмат
В течение всего Проведение мониторинга
учебного года
обучающихся

Формы
контроля
Стартовые игры
по
круговой
системе

По
окончании Выявить самых способных
изучения
темы обучающихся
или раздела.
Декабрь, апрель

Новогодний
шахматный
турнир
Лицейский
чемпионат
по
шахматам
«Полифорум»

3

Тренировочные
соревнования по
шахматам

Виды контроля
Итоговый

Время
проведения
В конце учебного
года или курса
обучения

Цель проведения
Определить уровень
подготовленности
обучающихся в области
шахмат

Формы
контроля
Итоговые игры
по
круговой
системе

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии
оценивания.
Результативность реализации программы отслеживается на промежуточных
соревновательных мероприятиях и на общешкольных турнирах по шахматам
Формами контроля деятельности по данной программе является участие детей
в соревновательной практике.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая
выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
4

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур
(чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
5

При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение»,
но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
Второй год обучения
Программа второго года обучения предусматривает 136 часов, по 4 часа в
неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась
изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много
занятий посвящено простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными
основами явится умение малышей ставить мат.
Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат»,
«Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования
одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная
комбинация».
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Содержание программы
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики
должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все
вертикали.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят
короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ
el — а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит
определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им
найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто
сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать
его. Учитель уточняет ответы учащихся
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и
просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур
так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске
учебные положения, в которых белые должны достичь материального
перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против
короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
7

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король
отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат
в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в
один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,
уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на
вечный шах, патовые комбинации и ДР).
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два
хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую
комбинацию и добиться материального перевеса.
Третий год обучения
Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На
основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют
представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего
обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но
и максимально ориентированный на развитие материал.
Содержание программы
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита
от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
“пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
8

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь
детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1
ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого
рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или
проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход
(как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких
ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше
развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику,
который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в
2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш
пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые
правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется
сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее
избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую
фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Четвертый год обучения
Программа “Шахматы» на четвертом году обучения предусматривает для 4
класса начальной школы углубление представлений о всех трех стадиях
шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала
заботливо отбирается не только доступный, но и максимально
ориентированный на развитие материал.
Содержание программы
1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ
9

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3
хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия,
освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”,
перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо
комбинацию, и остаться с лишним материалом.
“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый
мат в 3 хода.
“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи),
ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против
ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые
случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой,
шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка
против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о
том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”.
Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые
проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное
положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым
ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
10

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№

Тема занятия

Количество
часов

1. Шахматная доска. Ходы фигур
2. Шахматная нотация. Рокировка Ценность фигур.
Шах. Мат. Пат
3. Способы защиты от шаха. Как начинать партию
Развивающие ходы
4. Создание угроз в дебюте. Детский мат.
Открытые дебюты
5. Дебютные ловушки Значение центра
6. Развитие фигур. Безопасность короля
7. Взаимодействие фигур Создание угроз.
Отражение угроз
8. Взятие на проходе. Сила фигур Превращение
пешки. Нападение и защита
9. Значение короля Мат королю. Мат ладьёй Мат
ферзём
10. Мат двумя ладьями Мат двумя слонами
11. Мат слоном и конём Два коня против короля
12. Как начинать партию Поучительные партии
13. Роль пешек Что делать после дебюта
14. Перевес в развитии Значение флангов Прорыв
центра
15. Гамбиты. Королевский гамбит
16. Северный гамбит Тактические приёмы
17. Связывание Двойной удар. Открытое нападение
18. Отвлечение. Завлечение. Мобилизация сил
19. Роль короля в эндшпиле Активность короля
20. Пешечные окончания. Оппозиция. Цугцванг.
21. Правила квадрата. Ферзь против пешки
22. Ладья против пешки Коневые окончания
23. Реализация перевеса Король и ладейная пешка
24. Виды преимущества
25. Преимущества в пространстве. Стратегические
приёмы
11

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

№

Тема занятия

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Количество
часов

Роль открытой линии Роль диагонали
2-ая, 7-ая горизонтали Комбинация
Жертва слона на H7, H2 Коневые комбинации
Пешечные комбинации Тяжелофигурные
комбинации
Комбинации на завлечение Блокировка
«Спёртый» мат Практикум на отвлечение
Учебные партии Комбинации на освобождение
поля
Освобождение линии Уничтожение защиты.
Захват пункта. Разрушение позиции.
Атака на короля в центре. Атака на короля при
разных рокировках
Атака на короля при одинаковых рокировках
Отдалённая проходная пешка
«Хорошие» и «плохие» слоны
Сильные поля. Слабые поля
Защита двух коней. Венгерская партия
Русская партия. Испанская партия
Центральный дебют. Фланговая атака
Северный гамбит. Подрыв центра
Инициатива в дебюте. Разрушение позиции
короля
Слабость 1-ой и 8-ой горизонтали
Освобождение поля. Перекрытие
Проведение пешки. Атака пешками
Атака фигурами. Пешечно-фигурная атака
Атака в дебюте. Атака в миттельшпиле
Контр-удар в центре Значение флангов в дебюте
Захват центра с флангов. Гамбит Эванса.
Защита Филидора. Венская партия
Элементы стратегии
Итоговое занятие
ИТОГО:

12

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
105

Второй год обучения
№

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Количество
часов

Пешечно-фигурная атака. Атака в дебюте
Атака в миттельшпиле. Контр-удар в центре
«Спёртый» мат. Практикум на отвлечение
Учебные партии. Комбинации на освобождение
поля
Освобождение линии. Уничтожение защиты
Захват пункта Разрушение позиции
Практикум. Атака на короля в центре
Атака на короля при разных рокировках
Атака на короля при одинаковых рокировках
Отдалённая проходная пешка
«Хорошие» и «плохие» слоны
Сильные поля Слабые поля
Защита двух коней Венгерская партия
Отражение угроз Взятие на проходе
Сила фигур Превращение пешки
Нападение и защита Значение короля
Мат королю Мат ладьёй
Мат ферзём Мат двумя ладьями
Мат двумя слонами Мат слоном и конём
Два коня против короля Как начинать партию
Поучительные партии Роль пешек
Что делать после дебюта Перевес в развитии
Значение флангов Прорыв центра
Гамбиты Королевский гамбит
Северный гамбит Тактические приёмы
Связывание Двойной удар
Открытое нападение Отвлечение Завлечение
Мобилизация сил Роль короля в эндшпиле
Активность короля Пешечные окончания
Оппозиция Цугцванг Правило квадрата
Ферзь против пешки. Ладья против пешки
Коневые окончания
Реализация перевеса Король и ладейная пешка
Виды преимущества. Преимущества в
13

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

№

Тема занятия

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Количество
часов

пространстве
Стратегические приёмы Роль открытой линии
Роль диагонали Испанская партия
Комбинация Итальянская партия
Коневые комбинации. Пешечные комбинации
Тяжелофигурные комбинации.
Комбинации на завлечение
Гамбит Эванса. «Спёртый» мат

42. Практикум на отвлечение Учебные партии
43. Комбинации на освобождение поля
44. Освобождение линии Уничтожение защиты
45. Захват пункта Разрушение позиции
46. Решение позиций Атака на короля в центре
47. Атака на короля при разных рокировках
48. Атака на короля при одинаковых рокировках
49. Отдалённая проходная пешка «Хорошие» и

«плохие» слоны
50. Сильные поля. Слабые поля
51. Защита двух коней Венгерская партия
52. Подведение итогов.
ИТОГО:

2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
105

Третий год обучения
№

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество
часов
Слабость комплекса полей Прорыв центра
2
Слабые и сильные поля Королевский гамбит
2
Северный гамбит Пешечные слабости
2
Теория пешечных островков Создание слабости у
2
противника
Открытое нападение Отвлечение Завлечение
2
Мобилизация сил. Роль короля в эндшпиле
4
Активность короля Пешечные окончания
2
Блокада пешки Пешечные цепи
2
Пешечный перевес на фланге Ферзь против
2
14

№

Тема занятия

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Количество
часов

пешки
Ладья против пешки
Коневые окончания
Реализация перевеса
Король и ладейная пешка
Виды преимущества
Преимущества в пространстве
Стратегические приёмы
Роль открытой линии
Роль диагонали
Преимущество 2-х слонов
Комбинация
Размен атакующих фигур
Коневые комбинации
Пешечные комбинации
Ослабление позиции противника
Комбинации на завлечение
Приёмы стратегической защиты
Значение флангов
Прорыв центра
Гамбиты
Королевский гамбит
Северный гамбит
Тактические приёмы
Связывание
Двойной удар
Открытое нападение
Отвлечение
Завлечение
Мобилизация сил
Роль короля в эндшпиле
Активность короля
Пешечные окончания
Оппозиция
Цугцванг
Правило квадрата
15

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

№

Тема занятия
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

Ферзь против пешки
Ладья против пешки
Коневые окончания
Реализация перевеса
Король и ладейная пешка
Виды преимущества
Преимущества в пространстве
Стратегические приёмы
Роль открытой линии
Роль диагонали
2-ая, 7-ая горизонтали
Комбинация
Жертва слона на H7, H2
Коневые комбинации
Пешечные комбинации
Тяжелофигурные комбинации
Комбинации на завлечение
Блокировка
«Спёртый» мат
Практикум на отвлечение
Учебные партии
Комбинации на освобождение поля
Освобождение линии Уничтожение защиты
Захват пункта Разрушение позиции
Итоговый блиц-турнир. Подведение итогов.
ИТОГО:

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
140

Четвертый год обучения
№

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.

Староиндийская защита
Прорыв центра
Новоиндийская защита
Королевский гамбит
Северный гамбит

Количество
часов
2
2
2
2
2
16

№

Тема занятия

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Тактические приёмы
Связывание
Двойной удар
Открытое нападение
Защита немцовича
Голландская защита
Мобилизация сил
Роль короля в эндшпиле
Активность короля
Пешечные окончания
Оппозиция
Ферзевый гамбит
Защита Чигорина
Ферзь против пешки
Ладья против пешки
Коневые окончания
Реализация перевеса
Король и ладейная пешка
Виды преимущества
Преимущества в пространстве
Стратегические приёмы
Роль открытой линии
Роль диагонали
Сицилианская защита
Комбинация
Скандинавская защита
Коневые комбинации
Пешечные комбинации
Тяжелофигурные комбинации
Комбинации на завлечение
Блокировка
Значение флангов
Прорыв центра
Латышский гамбит
Королевский гамбит

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
17

№

Тема занятия

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Северный гамбит
Тактические приёмы
Связывание
Двойной удар
Открытое нападение
Отвлечение
Завлечение
Мобилизация сил
Роль короля в эндшпиле
Активность короля
Пешечные окончания
Французская защита
Современный дебют
Защита Каро-Канн
Ферзь против пешки
Ладья против пешки
Коневые окончания
Реализация перевеса
Король и ладейная пешка
Виды преимущества
Преимущества в пространстве
Стратегические приёмы
Роль открытой линии
Роль диагонали
Будапешский гамбит
Славянская защита
Гамбит Эванса
Коневые комбинации
Пешечные комбинации
Тяжелофигурные комбинации
Комбинации на завлечение
Решение позиций
Учебные партии
Практикум на отвлечение
Учебные партии
Комбинации на освобождение поля
18

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

№

Тема занятия

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Освобождение линии
Уничтожение защиты
Захват пункта
Разрушение позиции
Практикум
Атака на короля в центре
Атака на короля при разных рокировках
Атака на короля при одинаковых рокировках
Отдалённая проходная пешка
«Хорошие» и «плохие» слоны
Сильные поля
Слабые поля
Защита двух коней
Венгерская партия
Русская партия
Испанская партия
Решение позиций
Центральный дебют
Северный гамбит
Фланговая атака
Подрыв центра
Инициатива в дебюте
Разрушение позиции короля
Слабость 1-ой и 8-ой горизонтали
Освобождение поля Перекрытие
Проведение пешки Атака пешками Атака
фигурами
Пешечно-фигурная атака
Итоговый блиц-турнир.
Подведение итогов.
ИТОГО:

103.
104.
105.

19

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
210

Форма аттестации не предусматривается. После освоения программы
документ об образовании не выдается.

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения программы
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
20

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные
шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать,
находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат,
ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и
тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие
окончания

V.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение

№

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:

Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет:
Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая
школа, 1994.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство
«Детская литература», 1985.
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для
шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.:
АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев:
«Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной
доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
21



2

Энциклопедии
Методическое пособие для учителя

Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты: Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки

3
Игры настольно-печатные
4

Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Технические средства

5

Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска

Литература
1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
6. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
9. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий
по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В.,
Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района
Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное
королевство. М., ФиС, 1972 г.
22

10.Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
11.Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
12.Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
13.Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
14.Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
15.Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
16.Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».